Любовь Бойко
Познавательный проект в младшей группе «Вот весна-красна пришла»
▼ Скачать
Познавательный проект в младшей группе «Вот весна красна, пришла»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бойко Л. А.
Цитата по теме:
Еще подснежник не расцвел,
Ручей бурлит в овраге.
Полно проталин возле сел,
Снег тоньше стал бумаги.
Публикация «Познавательный проект в младшей группе „Вот весна-красна пришла“» размещена в разделах
Ступай, зима, и не ворчи!
Весь воздух полон звону,
И гнезда мастерят грачи,
И каркают вороны.
П. Радимов
Проблема:
В современном мире даже выходные дети и родители проводят не на природе, любуясь её красой, наблюдая за происходящими изменениями, обогащая и дополняя её красоту своей заботой, а у телевизора или компьютера. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Тема проекта :
«Вот весна красна, пришла»»
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Метод проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности дошкольников.
Цель:
Формирование у детей представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, через разные виды деятельности
Задачи проекта :
Задачи проекта для детей :
Образовательные:
• продолжить знакомить детей с понятием «время года –весна», с сезонными изменениями в природе происходящими зимой;
• расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений весной, поведение зверей и птиц).
• расширять и активизировать словарный запас детей;
• формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
• развивать речь, память, творческие способности дошкольников.
• развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
• развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
.
Воспитательные:
. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям, к окружающей среде.
. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
. Способствовать формированию интереса детей к природе.
. Способствовать углублению детско – родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
• воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
. Способствовать углублению детско – родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
В проект включены все ОО : деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Весна»
. Темы: Темы «Природа весной», «Звери и птицы весной», «Мое здоровье» с 07.03.2022 - 25.03 .2022 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в младшей группе на 2021 - 2022 учебный год, ИКТ.
Участники проекта :
1. Дети и родители младшей группы
2. Воспитатели: Бойко Л. А.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
4. Физ. инструктор: Ярошенко. О. П.
Вид проекта :
групповой, краткосрочный - 1 месяц (07.03.2022 – 25.03.2022)
Тип проекта…
познавательно-творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-экскурсии по весенним аллеям парка;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
-выставки детских работ; выставка рисунков «Пришла весна
-консультации для родителей; памятка для родителей
- просмотр мультимедийной презентации «К нам весна шагает»
- экологическая акция «День воды»
-культурно-досуговая программа Развлечение «Встречаем весну»
- спортивный праздник: «Праздник спорта и здоровья»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Ситуативный диалог: «Природа весной» Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
2. Беседы
«Весенняя пора»
Цель: Познакомить детей со временем года весна;
«Деревья и кустарники весной»
Цель: расширить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной
«Труд людей весной»
Цель: Формировать у детей представление о труде людей весной, об особенностях труда в это время года и его общественной значимости
«Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
«Для чего нужны скворечники»
Цели: Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе
3. Дидактические игры:
«Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Чей малыш?», «Времена года», «Кто где живёт?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одень куклу», «Времена года», «Когда это бывает?», «Кого разбудило солнышко?». «Назови дерево», «Назови птиц»
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость.
4. Подвижные игры:
«Через ручеек», «Докати мяч», «Мы топаем ногами», «Кот на крыше». «Не попадись», «Хитрая лиса», «Мышеловка» ,«Птички в гнездышках», «Пчелки», «У медведя во бору», «Через ручеек», «Кошка и цыплята», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «К дереву беги».
Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, развивать реакцию на словесные сигналы.
Сюжетно-ролевые игры:
Прогулка на пароходе»
Цель: Обучать детей реализовывать игровой замысел в игре.
«Воробьиха»
Цель: Развивать у детей способности принять на себя роль птиц
«У зубного врача»
Цель : Продолжать знакомить детей с деятельностью врача, названий медицинских инструментов. Обучать детей реализации игрового замысла.
Пальчиковые игры.
«Подснежник», «Весна». «Росточек», «Кораблик», «Насекомые»
Цель: развивать у детей познавательный интерес при изучении объектов, мелкую моторику рук.
Наблюдений:
За солнцем. Цель: учить замечать изменения, происходящие в природе весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
За небом. Цель: учить детей обращать внимание на состояние неба, определять, какое оно. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес к окружающему миру.
За ветром. Цель: учить определять ветер и силу ветра, уточнить, какой бывает ветер весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
За птицами. Цель: расширять представления о птицах (внешний вид, как передвигаются, что едят, перелетные или зимующие). Развивать внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к природе.
За деревьями. Цель: дать детям понятие «почки», рассказать, когда они появляются; расширять представления детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
За дождем. Цель: формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять представления и знания детей о явлениях природы весной. Развивать речь, внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Экспериментирование
«Где быстрее наступит весна?»
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
«Зачем зайчику другая шубка?»
Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
«Лужи – зеркала»
Цель: познакомить детей с понятием «отражение».
«Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных «зайчиков».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «Если снег повсюду тает…» В. Берестов «Подснежники», И. Токмакова «Весна», С. Маршак «Пришла весна…». Потешка «Весна, весна красная!», Скребицкий Г. «Кто как весну встречает»
Заучивание стихотворения «Ласточка» Б. Заходер
Составление описательных рассказов по сюжетным картинам:
«Весна в городе»
«Весенние забавы»
Цель: Цель: Расширять представления детей о весне, весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают перелётные птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне.
Творческая мастерская
Тема: «Расцвели красивые цветы»
Цель:Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски, чувство ритма, представления о красоте.
Тема: «Птичка, клюет зернышки из блюдечка»
Цель: Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления).
Тема: «Вылепи какое хочешь животное»
Цель: Закреплять умение детей лепить животное (по желанию). Учить лепить предметы круглой и удлиненной формы, более точно передавая характерные признаки предмета.
Совершенствовать приемы раскатывания прямыми и круговыми движениями ладоней.
Тема: «Мое любимое солнышко»
Цель: Развивать образные представления, воображение детей. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений.
Тема: «Весенний домик для птиц»
Цель : Упражнять в умении строить домик из строительного материала, устанавливая одни кубик на другой; развивать самостоятельность; учить находить предмет по описанию, действовать по инструкции взрослого, различать цвета, предметы по величине.
Слушание:
Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна», Чайковский «Времена года», «Бабочка» муз Э. Грига, «Жаворонок» муз. М. Глинки
«Воробей» муз. А. Руббах, «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского
Просмотр мультимедийной презентации «Весна»
Выставка совместных творческих работ с родителями: выставка рисунков «Пришла весна»
Цель: Привлекать родителей воспитанников к совместной с детьми творческой деятельности
Фотоотчет о выставке рисунков «Пришла весна»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-vystavke-risunkov-prishla-vesna.html
Участие творческом конкурсе «Престиж»
Фотоотчет об экологической акции «День воды»
https://www.maam.ru/detskijsad/nashe-uchastie-v-yekologicheskoi-akci-den-vody.html
Культурно-досуговая программа «Встречаем весну!»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchyot-muzykalnogo-razvlechenija-dlja-detei-vtoroi-mladshei-grupy-vstrechaem-vesnu.html
спортивный праздник: праздник «Праздник спорта и здоровья»
https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-o-provedenom-sportivnom-prazdnike-prazdnik-sporta-i-zdorovja-v-mladshei-grupe.html
Предполагаемые результаты были достигнуты:
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. У детей развивается интерес к сезонным изменениям в природе; дети проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают. Содержание проекта и фотоотчеты отражают результаты наблюдений и проделанную работу детей. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей
Используемая литература:
- «Рабочая программа младшей группы МБДОУ №6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, разработана в соответствии с Образовательной программой учреждения на 2021-2022г». воспитателем Бойко Л. А.
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
- Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
- Гризик Т. И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада
. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Младшая группа детского сада.