Людмила Евланова
Познавательный проект «Мой край» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект в старшей группе
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую
изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
К. Симонов
Введение.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Публикация «Познавательный проект „Мой край“ в старшей группе» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проект разработан и реализуется в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.» и программой ДОУ «Региональная программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем «Люби и знай свой край родной», а также парциальными программами ДОУ.
Нормативно - правовое обеспечение проекта :
• «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 22.07.2010г. N 91 «Об утверждении СаНпиН 2.4.1.2660-10»).
Проблема:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В настоящее время, как на региональном, так и на федеральных уровнях актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.
Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе, крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Проект «Мой край» имеет экологическую и нравственно-патриотическую направленность. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом, краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Вид проекта : практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса, долгосрочный - 1 год.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, педагоги-специалисты ДОУ, социальные партнёры.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к родному краю.
Новизна проекта.
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Концептуальные основы проекта :
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с родным краем в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта :
• создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента;
• осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма;
• приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
• способствовать становлению понятия «Мой край»;
• вызвать интерес к познанию истории родного края;
• уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе, городе;
• пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;
•приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села;
• развивать бережное отношение к селу, природе, его достопримечательностям, культурным ценностям;
• воспитание толерантности.
Гипотеза:
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Прогнозируемый результат.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному селу, краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- сформировать у детей представления о родном крае и родном селе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик села; знание названий улиц села и значение этих названий. Умение видеть красоту родного края и села, радоваться ей.
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному селу, краю;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Механизмы реализации проекта :
- Активное участие взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1. Изучение методической литературы;
2. Составление перспективного плана;
3. Создание развивающей среды;
4. Подбор игр и оборудования;
5. Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
6. Анкетирование родителей о родном крае, его истории, достопримечательностях;
7. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
II этап – основной, включает в себя:
1. Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
4. Совместные мероприятия с детьми старшего возраста;
5. Экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам родного края.
Схема реализации проекта через разные виды детской деятельности:
Образовательная область Планируемые результаты проекта по ФГОС ДО Формы и методы Взаимодействие с родителями воспитанников
Социально-коммуникативное развитие Усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 1. Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Где родился, там и пригодился» и т. д.
2. Сюжетно-ролевые игры.
3. Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундук», «Карта Республики Калмыкия», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
4. Посещение мемориального комплекса «Павшим воинам-односельчанам».
5. Целевая прогулка к вечному огню
6. Экскурсия в школьный музей «Боевой Славы».
7. Встреча с людьми героической профессии - огнеборцы, посещение отряда МЧС РОССИИ.
8. Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно здесь живем».
9. Беседа «Родина-какое слово дорогое!»
10. Православные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Калмыцкие праздники: «Зул – Новый год», «Цаган Сар – встреча весны», «Летний праздник – Урс Сар». 1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Оформление альбомов «Достопримечательности моего села», «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края».
3. Сбор информации, исторических материалов о родном селе «Наша копилка».
4. Фотовыставка с участием родителей «Детский сад, глазами детей»; «Мой прадед – герой!», «Моя мама», «Мой папа», «Любимые места Приютян».
5. Анкетирование родителей о родном крае, его истории, достопримечательностях.
Познавательное развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 1. Экскурсии по селу.
2. Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего села.
3. Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек.
4. Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Приютное – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Республика Калмыкия», «Возникновение села Приютное. Его история», «О чём рассказали старые фотографии»
5. НОД «Семья. Родословное древо моей семьи»
6. Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
7. НОД «Кто живёт в степи?».
8. Рассматривание карт Калмыкии, Приютненского района и села Приютное.
9. Экологическая игра-путешествие «Мой край родной».
10. Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?».
11. Презентация «Село родное – наш отчий дом».
12. Беседа о важности сельского труда всех людей.
13. Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.
14. Встречи со знаменитыми людьми села Приютное и ветеранами ВОВ.
15. НОД «Заповедник Приютненского района «Маныч-Гудило» - птичий рай».
16. НОД «Красная книга Калмыкии».
17. НОД «Семь чудес Калмыкии» - познакомить детей с чудесами родного края, рассказать об их значении для народа.
18. НОД «Символика Калмыкии» 1. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой родной край».
2. Изготовление семейных альбомов.
3. Привлечение родителей к пополнению уголка родного края предметами русского и калмыцкого быта.
4. Информация для родителей «История родного села».
5. Составление рассказов с помощью родителей о жизни известных в Калмыкии людей
6. Создание герба семьи, древа семьи.
7. Папка-передвижка «Изучаем край родной»
8. Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
9. Консультация для родителей «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе».
.
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 1. Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок родного края».
2. Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Мы – дружная семья». «Прошлое и будущее нашего края».
3. Знакомство с творчеством детских писателей Республики Калмыкия.
4. Разучивание стихов, песен о Республике Калмыкия.
5. Русский и калмыцкий фольклор.
6. Конкурс чтецов - стихи о родном крае.
7. Слушание былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке, знакомство с калмыцким эпосом «Джангар», богатырями «Джангара». 8. Беседа об оружии, одежде богатырей Руси, «Джангара» и о защитниках России, Калмыкии. 1. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе».
2. Рекомендации для родителей «Домашнее чтение»
3. Консультация «Воспитание у детей любви к родному краю»
4. День открытых дверей.
5. Заседание родительского клуба «Семейный калейдоскоп» по теме «Калмыцкие народные сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)
Ознакомление с народными праздниками. Учить дошкольников делиться радостью праздника в соответствии с традициями жизни. 1. Изучение народных ремесел Калмыкии.
2. Лепка «Животные и птицы Красной книги Республики Калмыкия».
3. Создание альбома «Калмыкия глазами детей и родителей».
4. Оформление газеты «Наш любимый детский сад».
5. Рисование, аппликация и ручной труд «Декоративно-прикладное искусство Калмыкии» (лепка «Бортха», украшение калмыцким орнаментом манишки, пояса, платья, шапки, кисета).
6. Рассматривание скульптурных и архитектурных зданий, церкви и памятников села.
7. Знакомство с досуговыми центрами: домом культуры, библиотекой, детской школой искусств, домом детского творчества.
8. Конструирование «Дома на моей улице».
9. «Мы играем в оркестр народных инструментов».
10. Изготовление праздничных открыток.
11. Народные игры и гуляния.
12. Музыкальная деятельность: разучивание русских и калмыцких песен.
13. Музыкальные праздники и развлечения: «Масленица», «Цаган Сар», «День степи»
14. Знакомство с калмыцкими народными сказками: «Злая ворона», «Петух и павлин», «Почему комар жалобно поёт», «Братья мыши», «Волшебный камень» и др.
15. Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова и картин В. А. Фаворского «Богатыри «Джангара»
16. Конкурс рисунков «Природа нашего
края» 1. Совместное участие в выставках творческих работ
2. Участие в праздниках и развлечениях
3. Пошив народных костюмов для праздников.
4. Изготовление макета «Степь».
5. Изготовление костюмов для богатырей на праздник «Малая Джангариада»
6. Изготовление макетов «Русская изба, кибитка»
Физическое развитие Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 1. Разучивание калмыцких народных игр «Волк и чабан», «Серебряный пояс», «Белый верблюд», «Ловкий наездник», «Альчур ав», «Извилистой дорожкой», «Собери по одному», «Кто быстрее», «Сторож и вор», «Собери кибитку», «Скачки альчиков».
2. Беседы с детьми: «О двигательной активности», «О здоровом образе жизни», «О безопасности».
3. Русские народные игры:
с бегом: «Гори, гори ясно!», «Лапта», «Салки»,
«Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чьё звено скорее соберётся?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка»,
С прыжками: «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву»
С лазаньем и ползаньем:
«Перелёт птиц»
С элементами соревнования: «Чья команда забросит в корзину больше мячей?»
С метанием и ловлей:
«Охотники и звери»,
«Кого назвали ловит мяч»,
«Стоп», «Кто самый меткий?», «Ловишки с мячом»
Эстафеты: «Весёлые соревнования»,
«Дорожка препятствий»
4. Проведение музыкально-спортивного праздника «Малая Джангариада» 1. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через беседы и встречи с родителями- врачами и т. д.
2. Участие в спортивных праздниках: «Малая Джангариада», «Малые Олимпийские игры», «Папа, мама, я – спортивная семья»
III этап итоговый
-Оформление альбома «Милее места на свете нет».
- Викторина «Что мы знаем о родном крае»
-Презентация проекта.
- Выставка продуктов детской деятельности.
-Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
Достигнутые результаты:
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, с помощью проектной деятельности, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового Калмыкии, о селе, о его достопримечательностях, о жизни жителей, об их обычаях и традициях, природе родного края. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Альбомы с фотографиями достопримечательностей села Приютное, Калмыкии, фотоснимки с комментариями из семейных альбомов воспитанников группы, карты Калмыкии, Приютненского района и села Приютное, символика Калмыкии, Приютненского района, «Красная книга Калмыкии», книга «Переселенческое село Приютное» историка С. С. Белоусова
Список литературы:
1. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2003
2. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1981
3. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2007
4. Гажур Е. М., Сидорова Л. А. С любовью к России. - ИД «Воспитание дошкольника». – 2007.
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. : АРКТИ, 2005
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-синтез, 2008. - 112с.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. - М. : Мозаика-синтез, 2015. – 368с.
8. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009 стр. 9-11
9. Эрендженов К. Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремёслах и быте. - Элиста: Калм. кн. Изд-во, 1990
10. Волков Г. Н, Дякиева Р. Б., Мукаева О. Д. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. – Элиста: Калм. кн. Изд-во, 1997
11. Емельяненко В. Г., Аюшова Ц. Н. О родном крае. – Элиста: АПП «Джангар», 1999