Аня Руденко
Конспект ООД по познанию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с праздником День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Активизировать новые слова в речи детей.
• Задачи: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект ООД по познанию в старшей группе „Башкортостан — мой край родной“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Интеграция: «Познание», «Двигательная деятельность», «Физическая», «Социально-коммуникативная», «Речевая».
Материалы и оборудования: презентация к занятию, ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, указка, флаг Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, 2 стула, 2 платка, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая, мультфильм пластилиновый «Башкортостан».
Ход организованно – образовательной деятельности:
Слайд № 1 «Тема занятия».
Дети сидят на стульчиках.
Вед: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые взрослые. Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине, поздравить друг – друга с праздником – ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ!
Слайд № 2 «Наш Башкортостан».
Ведущий. У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Вед: Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?
Дети: (Башкортостан).
Вед: Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может быть кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?
Слайд № 3 «Карта Башкортостана».
Ребенок рассказывает стихотворение.
Взгляни на глобус. Вот он шар земной
На нем Башкирия с березовой листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше обыкновенного листка
Береза же — великая Россия
Так зелена, так высока.
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Вся страна от края и до края
Как большая дружная семья
Вот она могучая, большая
Башкирия прекрасная моя.
От башкирского народа
Край родной поздравлю я
Ты богата и сильна
О, Башкирия моя.
Вед: Молодцы! Хорошие стихи.
Слайд № 4 «Соцветие курая».
Ведущий. Сегодня я приготовила для вас картинку. (Воспитатель вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая. Может кто-нибудь расскажет нам что означает соцветие курая.
Ребенок рассказывает:
Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.
Вед: Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.
Рома не хочешь ли ты открыть для нас первое задание. Открывает первое задание.
Слайд № 5 «Город».
(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).
Вед: Ребята, а что здесь нарисовано? Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно.
- А в каком городе мы живем? (Сибай).
- А какие города вы еще знаете (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай).
- Молодцы, с этим заданием вы справились. А давайте второе задание открою я.
Слайд № 6 «Загадки».
Воспитатель открывает второе задание, второе соцветие курая.
Вед. : А умеете ли вы ребята разгадывать башкирские национальные загадки? Давайте встанем в круг, я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы правильно отгадает загадку, то ответ появиться на нашем волшебном экране, а если неправильно, то картинки не появиться. Слушайте внимательно.
1. Ее не жуют, не кусают,
Да без нее еды не бывает.
/Соль/
Слайд № 7 «Соль».
2. Сначала бьют, бьют,
Потом наливают и пьют.
У жеребят отнимаем
Да сами выпиваем.
В рот попадет, а в нос ущипнёт.
/Кумыс/
Слайд № 8 «Кумыс».
3. Не снег, а бел, не лед, а тверд,
Не соль, а тает.
/Сахар/
Слайд № 9 «Сахар».
4. Внутри черная, снаружи белая.
Зимою много ест,
Летом спит.
Сама в избушке, голова в небе.
/Печь/
Слайд № 10 «Печь».
5. Нет ни крови, ни души,
А играет – хоть пляши.
/Гармонь/
Слайд № 11 «Гармонь».
6. Голос птиц, мелодии рассвета-
Все передает тростинка эта.
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка.
/Курай/
Слайд № 12 «Курай».
Вед: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий. А сейчас Ксюша откроет следующее задание курая. На нем изображено герб и флаг Башкортостана.
Слайд № 13 «Флаг и герб Башкортостана».
(Снимает третий бумажный кружок).
- Назовите символику Башкортостана. Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.
Слайд № 14 «Герб».
1. (Герб республики Башкортостан).
- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.
Ксюша расскажи нам пожалуйста.
Герб Башкортостана
В группе на стене :
Салават Юлаев
На лихом коне
Храброго башкира
Солнце освещает,
И герой народный
К миру призывает.
Аня рассказывает стихотворение.
Будущее счастье,
Вечная свобода-
Вот мечты сэсэна
И его народа.
Флаг Башкортостана
И цветок курая,
А вокруг орнамент
На эмблеме края.
Вед: А еще что является символикой Башкортостана?
Слайд № 15 «Флаг Башкортостана».
2. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.
- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана.
Арина рассказывает стихотворение о флаге.
Цвет синий – это ясность помыслов и чистота,
Доброжелательность, спокойствие народа,
Как рек башкирских чистая вода!
Цвет белый – миролюбие, открытость,
Здоровье нации, сотрудничать стремленье.
Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,
Как зелены холмы, леса, луга,
Как ветер вольный из степей башкирских
Лакает Агидели берега.
3. А еще государственной символикой можно назвать гимн.? Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушаю стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Слайд № 16 «Портрет Хамитова Р. З.»
Ведущий. Ребята, а еще я хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хамитова Р. З). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).
Вед: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Ведущий: Интересно, какое задание на четвертом соцветии курая? На нем изображена юрта.
Слайд № 17 «Юрта».
Как называется жилище башкир?
- Да, юрта. Правильно. Кто знает что такое юрта?
Ребенок рассказывает про юрту.
Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.
- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта. кто нам расскажет правила игры.
ИГРА «ЮРТА»
Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку.
Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.
Ведущий: Молодцы, ребятки, весело, дружно играли.
Ведущий. Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).
Слайд № 18 Музыкальный инструмент Курай».
Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Это курай. – Что это за инструмент?
- Может кто-то знает про курай легенду?
Вика Рассказывает про курай.
Сделан он из стебля растения курай.
Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Хотите послушать, как звучит курай? Давайте закроем глаза и послушаем как звучит курай.
(Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
- Ксюша, а что ты себе представил, когда слушал эту замечательную музыку?
Звучит мелодия курая и дети рассказывают стихи.
Ребенок
1. Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенний родник.
2. А Дима что себе представил?
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в тонкий срез,
Как зашумит уральский лес.
Вика
3. И зажурчит, наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песню звонкую пою.
- Спасибо огромное, замечательные стихи.
Ведущий. Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок).
Слайд № 19 «Родина».
И так следующее задание.
Нужно назвать пословицы о Родине.
Дети называют пословицы:
У кого есть Родина – у того есть жизнь.
Достаток в стране – достаток в твоем доме.
Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
- И на самом деле это так.
- И вот последнее задание курая. (Снимает седьмой бумажный кружок).
Слайд № 20 «Люди».
Что здесь изображено? (Человечки).
- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы).
- Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
- Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республики.
Вед. : Ребята, а давайте вспомним что мы узнали о нашей Родине? Сейчас я проверю:
1. Столица республики Башкортостан? Слайд № 21.
2. Глава республики Башкортостан? Слайд № 22.
3. Назовите города Башкортостана. Слайд № 23.
5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай) Слайд № 24.
6. Как называется наше город? Слайд № 25.
7. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане? Слайд № 26.
8. Чем богата наша республика? Слайд № 27.
9. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед) Слайд № 28.
11. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев) Слайд № 29.
Ведущий. Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. И для вас я приготовила небольшой подарок это мультфильм про наш Башкортостан.
Просмотр мультфильма «Башкортостан».