Ольга Тарасенко
Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Новогодние праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Составлено воспитателями
Ярошенко О. П., Тарасенко О. П.
МБДОУ№6
г. Пролетарск, Ростовская область.
Проблема: Актуальность проекта. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.
Публикация «Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста „Новогодние праздники“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ведущим замыслом проекта, является приобщение детей к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Актуальность:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание традиций своего народа. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки».
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору.
Задачи:
- познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками;
- обеспечить условия, способствующие приобщению детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями, устным народным творчеством;
- побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- продолжать знакомить дошкольников с русскими-народными традициями (колядование, гадание, народные игры.)
В проект включены ОО, деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта (январь 2021г.)
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, творческой.
Участники проекта :
Педагоги: Ярошенко О. П., Тарасенко О. П., дети, родители.
Вид проекта : фронтальный, краткосрочный.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, познавательно- творческий.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение художественной литературы
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры
-мультимедийные презентации
-выставки детских работ;
- культурно-досуговые мероприятия
- консультации для родителей.
№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые) Социальные партнеры
1 Беседа: «Гуляют ребятки в зимние Святки»;
Цель: Познакомить детей с традициями и обычаями Рождественских гуляний. Воспитатели, дети
2 Просмотр презентации: «Рождество Христово…».
Цель: познакомить детей с историей праздника. Воспитатели, дети
3 Творческая мастерская: «Рождественский ангел» (аппликация)
Цель: закреплять умение работать с ножницами, развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности. Воспитатели, дети
4 Прослушивание и разучивание рождественских колядок: «В ночном саду прозрачно и светло»,
«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»,
«Рождество Христово»
Цель: развивать у детей эмоциональное восприятие образного содержания народного речевого творчества. Воспитатели, дети
5 Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр.
Цель: способствовать развитию выразительной речи. Воспитатели, дети
6 Чтение детям «Детский Сад, или Духовные уроки для детей»
Цель: познакомить с православными традициями образования.
7 Загадки по зимней тематике.
Цель: развивать логическое мышление детей. Воспитатели, дети
8 Познавательный досуг «К нам приходит Рождество»
Цель: Поддерживать интерес детей к истокам русской и казачьей культуры. Воспитатели, дети
9 Чтение «Моя первая Священная история»
Цель:
продолжить знакомство с праздником Рождества Христова. Воспитатели, дети
10 Народные игры: «Золотые ворота», «Два Мороза», «Пирог», «Валенки».
Цель: развивать интерес к народным играм. Воспитатели, дети
11 Творческая мастерская: «Рождественская ёлочка» (рисование).
Цели: учить отображать в рисунке замысел, предварительно проговаривая его с воспитателем. Воспитатели, дети
12 Чтение Н. Хвостов «Сочельник в лесу», О. Ефремова «Рождество Христово», Медведев «В сочельник», А. Плещеев «Ёлка в школе»,
Б. Пастернак «Рождественская звезда».
Цель: Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы. Воспитатели, дети
13 Викторина: «Что зима несет с собой?»
Цель: развивать логическое мышление, умение загадывать загадку, ребусы. Воспитатели, дети
14 Просмотр презентации: «Крещение Господне».
Цель: познакомить детей с историей праздника. Воспитатели, дети
15 Творческая мастерская: «Голубь» (оригами)
Цель: закрепить умение складывать бумагу в технике оригами. Воспитатели, дети
16 Консультация для родителей на тему «Православные праздники в кругу семьи»
Цель: приобщение родителей к традициям празднования православных праздников. Воспитатели, родители.
17 Организация выставок детского творчества по православной тематике.
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик, желание создавать творческие картины. Воспитатели, дети
18 Музыкально - познавательное развлечение «У нас казачьи посиделки».
Цель: формировать у детей положительное отношение к народным традициям, посредством местного фольклора. Воспитатели, дети
19 Фотоотчет по проектной деятельности.
Цель: обсуждение с воспитанниками проделанной работы. Воспитатели, родители, дети
20 Освещение проектной деятельности в СМИ и блоге педагога
Цель: распространение опыта. Воспитатели.
Ожидаемые результаты:
-ребята с интересом включаются в изучение православных традиций праздников
- осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;
-воспитанники проявляют познавательную активность,
- в группе и рекреациях детского сада были созданы выставки творчества воспитанников;
- родители оказывают помощь в подготовке мероприятий
- у ребят расширен словарный запас за слов за счет колядок, щедровок, посевалок, рождественских песен.
Список используемой литературы:
-Рабочая программа подготовительной группы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2020-2021 учебный год
«Спаситель мира» - Евангелие для детей Ростов –на Дону, совместное издание Ростовского –на – Дону Епархиального Управления и Малого предприятия «ААА»
Учебно- методическое издание «Детский сад, или духовные уроки для детей» издательство «Школьная Пресса», г. Москва ул. Руставели, д№10, корп. №3
«Моя первая Священная история в рассказах для детей» издательство «Малыш» г. Москва, ул. Давыдовская д№5
«Литературно- познавательная газета для детей «Колокольчик – на радость детям»
Православная газета для детей «Свечечка»