Нина Разговорова
Познавательный проект «Царица-водица» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : закрепить знания детей о воде, ее свойствах, влияние воды на все живое.
Задачи проекта :
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека;
Публикация «Познавательный проект „Царица-водица“ во второй младшей группе» размещена в разделах
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
6. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
7. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
8. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
Срок реализации проекта : краткосрочный (сентябрь – октябрь 2015 г.)
Вид проекта : познавательный.
Участники проекта : дети второй младшей группы № 4 и воспитатель Разговорова Нина Александровна.
Актуальность.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок — это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Организуя игры с водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с водой - это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития социально-эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы малышей.
Предполагаемый результат:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как об источнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
• Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности.
• Освоение умения изображать один предмет разными способами.
• Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
• Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Работа с родителями.
1. Проведено анкетирование родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома»
2. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
3. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
4. Рекомендации «Проведите с детьми дома».
5. Привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды среды в группе.
6. Проведение опытов с детьми дома.
7. Совместное рисование дома «Водичка – водичка».
8. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно – экспериментальной деятельности».
9. Изготовление родителями альбома «Волшебница Вода», масок «капельки».
Этапы работы:
1. Подготовительный этап включает в себя:
* составление перспективного плана работы,
* рассматривание иллюстраций, связанных с водой (дети умываются, идет дождь, воробьи плещутся в лужах и т. д. ,
* дидактические игры по теме,
* чтение и заучивание потешек о «Водичке», «Дождике», «Ручейке», «Снежке»,
* прослушивание аудиозаписей «Шум моря», «Плеск волн», «Музыка дождя»,
* разучивание подвижных и пальчиковых игр.
2. Практический этап включает в себя:
* совместную образовательную деятельность воспитателя с детьми, направленную на формирование представлений о многообразии использования воды в природе и жизни человека.
2.1 Познавательный блок :
- Беседы «Вода и ее превращения», «Есть ли у воды цвет», «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?».
- Наблюдения (согласно картотеке,
- Оформление альбомов «Всегда и везде – вечная слава воде!».
2.2. Продуктивная деятельность:
- раскрашивание раскрасок о воде,
- рисование «Снегопад», «Снеговик», «Сосульки»,
- проведение опытов (согласно картотеке).
2.3. Продукт проектной деятельности :
- оформление уголка экспериментирования,
- выставка рисунков о воде,
- демонстрация опытов и экспериментов.
3. Презентация проекта.
«В гостях у Царицы – Водицы».