Елена Макарчук
Конспект ООД «Водица-царица» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ООД ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Ознакомление с миром природы
Тема: «Водица - царица»
для детей старшей группы компенсирующей направленности
Программные задачи:
• совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека;
• познакомить со свойствами воды: прозрачная, без цвета и запаха; растворитель – имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед, жидкая, газообразная – пар;
Темочки:
• объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации;
• развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове;
• воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.
Предварительная работа:
• чтение стихотворения С. Маршака «Вчера и сегодня»;
• рассматривание фотоиллюстраций морей, рек;
• разгадывание кроссвордов по данной теме;
• д/и «Для чего нужна вода?»;
• чтение рассказа Г. Юрмина «Какая река лучше всех?».
Оборудование:
иллюстрации по теме: «Реки, моря», кроссворд.
Методы и приёмы:
художественное слово, вопросы к детям, аудиозапись шума прибоя.
Словарная работа:
активизация словаря существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Ход ООД:
Восп - ль: - Ребята, сегодня утром на столе я обнаружила вот такой кроссворд и листочки с вопросами. Если мы с вами отгадаем правильно кроссворд, то узнаем тему нашего занятия.
1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «Совок» и стоит в нем на третьем месте (В).
2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове «Гром» и стоит также на третьем месте (О).
3. В третьей клеточке буква, с которой начинается слово «Дорога» (Д).
4. В четвертой клеточке вторая буква в слове «Рама» (А).
- Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».
Восп - ль: - Ребята, мы сегодня с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека.
- Как вы думаете, для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё и поливать растения).
Восп - ль: - Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Как, по-вашему, что произойдёт? Почему?
Всё живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Чтение стихотворения
- «Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!»
В луже, в море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды вам не прожить!»
- Человек на 80% состоит из воды.
Восп - ль: - Ребята, как вы считаете, много ли воды на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на глобус.
- Как вы думаете, каким цветом на глобусе обозначается вода? (синим).
Покажите на глобусе воду (показ ребёнком воды на глобусе).
Восп - ль: - А кто может сказать, сколько на земле океанов? (четыре океана). А сколько морей? (тридцать морей).
Восп - ль: - Как, по-вашему, много ли это или мало?
- Как вы думаете, какую часть Земли занимает суша? (четвёртую).
- Давайте всё повторим.
Восп - ль: - У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвёртая её часть - суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на Земле? (много).
- А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьём, на Земле?
Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода солёная. Мы с вами хозяева на планете и только мы можем беречь всё, что на ней находится и охранять, в том числе и воду.
Восп - ль: - Ребята, придумайте свои правила, чтобы наша вода в реках, озёрах, и морях была чистой. (Дети придумывают правила: не сорить в воду, не бросать использованную пластиковую посуду, не мыть машины в реке, устанавливать очистительные фильтры на фабриках и заводах и т. д.)
Д/и «Кому нужна вода» (с кубиком)
Физкультминутка
«Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку.
Льётся, льётся – ой – ой – ой!
Побежали мы домой! (бег на месте).
Давайте рассмотрим воду (она прозрачная, без запаха)
1. Опыт «Вода растворитель»
Восп - ль: - Прошу всех подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфеткой. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадку.
Загадки
1. Белый камень в воде тает (сахар).
2. В воде родится, воды – боится (соль).
3. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода.
На сковородке шипит и брызгается (масло).
Проверяем правильность ответов, снимая салфетки с блюдца.
Восп - ль: - Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? (они в ней растворяются).
- Давайте проверим, так ли это?
Дети садятся за столы, на которых в стаканах налита вода. В один положить нужно сахар, в другой соль и посмотреть что получилось (всё растворилось).
Восп - ль: - Ребята, как вы считаете, все ли вещества растворяются в воде?
В стакан с водой добавляем масло. Масло не пропадает. Масло в воде не растворяется.
Вывод: вода служит растворителем, но не для всех веществ.
2. Опыт «Очистка воды»
Восп - ль: - Посмотрите ещё раз на стакан, где смешана вода и масло.
- Как, по – вашему, можно ли пить такую воду? И что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья? (очистить).
Восп - ль: - Как вы думаете, с помощью чего можно очистить воду?
- Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр.
- Теперь необходимо воду пропустить через фильтр.
- Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло? (вода стала чистой, масло осталось на салфетке).
Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.
Восп - ль: - Ребята, вода – это одно из самых удивительных веществ на планете.
- Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?
Вода – жидкость.
Вода может быть растворителем.
В воде не все вещества растворяются.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
В конце занятия можно прослушать аудиозапись шума прибоя, водопада, ручейка. Можно угостить детей минеральной водой.