Наталья Матросова
Конспект итоговой НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водица — царица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, о формах и состояниях воды;
- упражнять детей в выделение первого звука в слове;
- упражнять детей в соотнесении числа и множества;
- выявлять свойства фигур при выполнении задания на классификацию;
- познакомить с круговоротом воды в природе;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать мышление, любознательность.
Предварительная работа:
• Беседы о воде, ее значении в жизни человека и растений;
• Проведение экспериментов с водой;
Публикация «Конспект итоговой НОД по познавательному развитию в старшей группе „Водица — царица“» размещена в разделах
• Наблюдения за водой на прогулке.
Оборудование: банки с водой, соль, яйцо куриное, ложки, тарелки, карточки с буквами и цифрами, геометрические фигуры, схема круговорота воды в природе, термос с горячей водой, пробирка с кристаллом.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать с загадок. А отгадки нам пригодятся, чтобы узнать тему нашей деятельности.
1. В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует, бежим по воде. (волны)
- Назовите первый звук в этой отгадке. Запишем букву этого звука в первой клеточке.
2. Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
- В слове ОБЛАКО, какой первый звук. Запишем букву этого звука во второй клеточке.
3. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (дождь)
- Выделим первый звук в слове ДОЖДЬ. Запишем нужную букву в третьей клетке.
4. На столе стеклянный пруд,
А рыбачить не дают! (аквариум)
- Какой первый звук в этой отгадке. Запишем букву в следующей клетке.
- Какое слово у нас получилось? Правильно «ВОДА». Сегодня мы поговорим о воде.
- Ребята, а какая бывает вода? Ответы детей.
д/и «Круги на воде»
- когда в воду бросаешь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может вызвать массу ассоциаций. Предлагаю поиграть со словом ВОДА. Давайте придумаем как можно больше родственных слов для этого слова, (водичка, водица, водный, заводь, подводник, водопровод, водоканал, водяной, водосток, водоворот).
д/и «Расшифруй слова»
-А в каком состоянии может быть вода? Чтобы это узнать, необходимо выложить числовую прямую из карточек, и прочитать слова. (ЛЁД, ПАР, СНЕГ, ВОДА).
- Да, вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
- А хотите узнать, как вода превращается в пар?
Опыт: «Круговорот воды»
- Сейчас над кипящей водой мы подержим тарелку. Смотрите, здесь собрались капельки воды. А вот и «дождик» пошел. (вывесить схему круговорота воды в природе). Так и в природе, когда солнышко пригревает, вода из водоемов начинает испаряться, превращается в пар и поднимается наверх, образуя тучи. Когда капелек становится много, начинает идти дождь.
- Сейчас и мы можем тоже попробовать стать капельками.
Физминутка
- Чтобы играть в эту игру, нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит шум дождя). Я буду мамой-тучкой, а вы – моими детками – капельки дождя. Нам пора отправляться в путь (звучит музыка, дети танцуют, мама-тучка показывает, что делать детям).
- Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке играть, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками (дети берутся за руки тройками). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Текла-текла речка и попала в океан (дети образуют круг).
- Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что пора к маме-тучке возвращаться. А тут как раз и солнышко пригрело. Стали капельки легкими и потянулись вверх. (дети приседают, затем поднимаются и вытягивают руки вверх, обнимаются, образуя большую «тучу»)
- В каком виде вода возвращается к нам с неба? (дождь, снег). Что собой представляет снежинка? Да, это кристаллики.
д/и «Раздели по признакам»
- Сейчас мы с вами поиграем с кристаллами. (выкладываем геометрические фигуры на доске).
- По каким признакам мы можем разделить кристаллики. (по форме, по величине, цвету).
д/и «Соотнеси число и множество»
- А теперь соотнесем цифры с признаками кристаллов.
Свойства воды.
- А теперь вспомним какие опыты мы проводили с водой раньше. (скрепка не тонет, растворение веществ, выращивали кристаллы, находили отличие соленой воды от пресной).
- Чем отличается соленая вода от пресной? В какой воде легче плавать?
Опыт: «Эффект висячего яйца»
- Сейчас вы сами покажете, на примере яйца. У вас на столе стоят банки с водой. Опускаем яйцо, что произошло? А теперь добавим соль. Что происходит с яйцом? Добавим еще соли. Что произошло? Верно, яйцо плавает в толще воды. А что это обозначает? Вывод: Плотность соленой воды гораздо больше плотности пресной воды.
Рассматривание выращенного кристалла.
- Сейчас мы вынем гроздь кристалла из пробирки. А как мы получили раствор для выращивания кристалла? (ответы детей).
Итог.
- А чем мы сегодня с вами говорили?
- О каких свойствах воды говорили?
- Что больше всего вам запомнилось?