Ирина Панкратова
Познавательный проект «Безопасное детство. МЫ Против терроризма»
▼ Скачать
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
Бернард Шоу
Актуальность
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Публикация «Познавательный проект „Безопасное детство, МЫ Против терроризма“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- День солидарности в борьбе с терроризмом, 3 сентября
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Мы провели анкетирование родителей воспитанников с целью выяснения заинтересованности родителей с проблемой ознакомления детей с основами безопасной жизнедеятельности.
Среди предложенных форм ознакомления детей с основами безопасной жизнедеятельности, родители отдали предпочтение совместному проекту.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с детьми по данному направлению.
Проблема:
Наш проект создан по учебно - методическому пособию: Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность «авторы: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.
Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Таким образом, главная задача взрослых – подготовить ребёнка к адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятии.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Перед детьми я поставила поисковые вопросы: «Что вы знаете о терроризме?», «Злые это люди или нет?», «Чего они хотят добиться своими действиями?», «Что значит жить мирно?».
Так появился проект " БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО. МЫ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА "
Цель проекта:
Дать знания детям об основных понятиях и особенностях поведения в ситуациях террористической угрозы, обучать детей навыкам безопасного поведения.
Обеспечить преемственность в вопросах обучения навыков безопасного поведения детей в ситуациях террористической угрозы между детским учреждением и семьей.
Задачи проекта:
Учить ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации; Учить пользоваться номерами телефонов 01, 02, 03, 112;
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развить умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Развивать речь, память, мышление, внимание;
Развивать понимание того, кто является «своим», «чужим», ««знакомым».
Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми;
Воспитывать ответственность за себя и других, умение оказывать посильную помощь.
Участники: дети разновозрастной группы №3, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Сроки реализации: краткосрочный.
Предполагаемый результат: Оформление выставки детского творчества
«Мы против терроризма»
Предполагаемый результат: Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Дети станут выражать свои мысли, планы, желания, результаты, задавать вопросы; - проявлении информационной компетентности – дети научатся использовать и называть доступные им источники знаний и опыта; - проявлении социальной компетентности – умение жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, от которых зависит здоровье и безопасность детей.
Работа над проектом проходила в 6 этапов: планирование, сбор и анализ информации, коррекция, осуществление проекта, презентация результата.
1. Подготовительный этап - составление плана совместной деятельности с детьми, обдумывание идеи.
2. Сбор и анализ информации - сбор информации, материала для реализации идеи подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно-ролевых игр с детьми. Создание развивающей среды, внесение игр по теме.
3. Коррекция.
4. Основной этап - работа с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультимедийных презентаций, беседы, наблюдения, рисование, изготовление поделок, макетов. Встречи с интересными людьми.
5. Осуществление проекта.
6. Презентация проекта.
На первом этапе мы обозначили проблему: «Что такое терроризм?», «Злые это люди или нет?», «Чего они хотят добиться своими действиями?», «Что значит жить мирно?».
Определили задачи для каждой группы участников:
Для детей: пробуждение в детях интереса к навыкам безопасного стиля жизни.
Для педагогов: поддержать интерес детей. Вместе с детьми ответить на вопрос: «Что значит жить мирно?».
Для родителей: вызвать и поддержать интерес к людям, живущим в мире и согласии, учить детей проявлять настойчивость при достижении результата. Повышение интереса родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Для воспитателя: развивать умение находить ответы на вопросы из разных источников: у взрослых, из книг, из интернета, фиксировать информацию (зарисовывать, записывать, фотографировать, воспитывать активность, самостоятельность. Воспитывать ответственность за себя и других, умение оказывать посильную помощь. Координировать действия всех участников проекта. Обобщить и систематизировать материал. Совместно с детьми презентовать продукт.
На втором этапе: у нас возникла необходимость ответить на вопросы: как, из каких источников мы можем получить информацию о терроризме, о людях, совершающих теракты. Мы заручились поддержкой родителей в реализации проекта. Для родителей было проведено родительское собрание на тему: «Безопасность детей - забота взрослых», беседы по данной теме, было проведено анкетирование с родителями.
Был разработан план действий:
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Занятие «Кто помог Красной шапочке?»
2. Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный»
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Беседа «Разговор с детьми о терроризме»
2. Дидактические игры, игры –эстафеты:
«Если я остался один дома», «Если я нашёл коробку», «Похититель и находчивые ребята», «Куда бежать если за тобой гонятся», «Незнакомец»,
«Спасатели», «Территория риска».
Чтение художественной литературы:
Г. Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,
С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».
Проблемно-игровые ситуации
“Что мы знаем об опасных предметах?” «Помоги Незнайке”.
Ситуативный разговор: «Нам на улице не страшно»
- Ситуации - загадки об опасных предметах
Видеоматериалы: просмотр мультфильмов: “Кеша, Зина и террористы», мультфильмы о безопасности, антитеррористические мультфильмы ФСБ, презентация.
Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01, 112”, игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
- Проведение тактико-практических учений по отработке эвакуаций детей.
-Встреча с сотрудником ГИБДД.
Самостоятельная деятельность детей:
- Продуктивная деятельность.
- Сюжетно –ролевая игра: «МЧС».
- Настольно – печатные, подвижные игры,
литературный вечер: чтение стихотворений о терроризме, о мире на земле
слушание познавательного рассказа «Кто нас защищает», беседа
обыгрывание поведения в опасных ситуациях, обсуждение
просмотр презентаций по теме
рассматривание сюжетных картин и беседа по ним
физкультурный досуг «Юные спасатели»
На третьем этапе: мы совместно с детьми и родителями подбирали материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащали развивающую среду материалами о безопасности жизнедеятельности (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия и др.).
Провели конкурс на лучший рисунок совместно с детьми «Нет- терроризму!»
Акция «Памяти детям – жертвам терроризма», запуск белых шаров в небо,
Распространение буклета «Помоги в борьбе против терроризма» среди прохожих».
Провели с родителями круглый стол: «Что мы знаем о терроризме?», «Как говорить с ребенком о терроризме?», консультации с родителями «Что такое терроризм»,
«Научим детей не бояться», оформили буклет для родителей «Вместе против террора», разработали семейный план действий в чрезвычайных обстоятельствах,
оформили стенд, папки- передвижки.
Оформили вместе с детьми и родителями стенгазету «Вместе - против терроризма!»,
Провели совместно досуг «Красная шапочка». Провели познавательную беседу “Разговор с детьми о терроризме».
На четвертом этапе была проведена коррекция проекта, поэтому было увеличено время его реализации, потому что дети и родители приносили новую информацию. Увеличилось число мероприятий.
Пятый этап – Осуществление проекта. Мы проанализировали полученные результаты; подвели итоги и провели заключительную акцию: в память о погибших детях во время терактов, запуск в небо шаров, организовали совместную выставку рисунков «Мы против терроризма».
На шестом этапе мы провели презентацию нашего проекта. На защиту проекта мы пригласили воспитателей, родителей и детей других групп ДОУ.
Достигнутые результаты:
1. Повысился рост познавательной активности детей, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.
2. Закрепились знание детей по основам безопасности жизнедеятельности, представления о способах безопасного поведения.
3. Совершенствовались личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль, появилось чувство взаимопомощи и товарищества, стали больше проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения;
4. Установилась тесная взаимосвязь по созданию совместного проекта с родителями, что повысило качество реализации образовательного процесса и положительной оценки деятельности ДОУ.
5. Повысилась детская компетентность в: - проявлении коммуникативной компетентности – дети выражают свои мысли, планы, желания, результаты, задают вопросы; - проявлении информационной компетентности – дети умеют использовать и называть доступные им источники знаний и опыта; - проявлении социальной компетентности – умение жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, от которых зависит здоровье и безопасность детей
Выводы: Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к безопасному стилю жизни, способность предвидеть опасные события и умение по возможности избегать их, а по необходимости действовать. Поэтому формирование осознанного выполнения правил безопасного поведения в современных условиях приобретает особую значимость. Проводимая работа в определенной системе по проблеме, способствует:
• формированию и накоплению у детей конкретных представлений об обеспечении безопасности жизнедеятельности;
• самостоятельному действию в повседневной жизни (в различных видах детской деятельности);
• развитию навыков уверенного поведения в экстремальных ситуациях.