Ирина Алексеевна Шнейдер
Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
- развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов;
- уточнять с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;
- формировать умение объяснять полученные с помощью экспериментирования данные и делать выводы;
- продолжать учить различать понятия «часть тела», «орган»;
- знакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
- учить бережно относиться к своему телу, соблюдать правила гигиены;
- развивать любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Оборудование: Для детей: бумажные пакетики с ваткой, пропитанной запахом чеснока и духов, блюдце с хлебом (в хлеб воткнута затупленная зубочистка, ватная палочка, два стакана (один с подкислённой водой, другой – со сладкой, доска для пластилина, стека, пластилин.
Для воспитателя: ширма, пустой стакан, стакан с водой, ложка, три полоски бумаги, по две палочки одинакового размера и разной длины, зубная щётка, шариковая ручка, листы с изображением геометрических фигур.
Ход занятия Дети встают в круг вместе с воспитателем. Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, кто мы? Мальчик – человек, девочка - человек, я - человек, ты- человек, он- человек, она- человек. Давайте скажем все вместе: «Я - человек. А все мы - люди». Но мы все разные: по возрасту, по внешности, у всех разные имена. Но у всех у нас есть что-то общее. Посмотрите, чем мы все похожи? (Указывает на части тела, дети их называют). – Скажите, зачем человеку голова? Дети: Чтобы думать, кушать, дышать. Вос-ль: Правильно, то, чем мы думаем, дышим и кушаем, называется органами. – Ребята, сегодня мы с вами станем учёными и будем изучать себя, наши органы, ставить опыты.
(Дети садятся за столы с заранее приготовленными материалами и оборудованием)
Воспитатель: Как вы думаете, что у нас находится внутри головы? Дети: Мозг. Вос-ль: А зачем человеку мозг? Дети: Чтобы думать. Восп-ль: Молодцы! Мозг - это орган. – А что у вас расположено ниже лба? Дети: Глаза. Восп-ль: Правильно, глаза. Сейчас мы с вами узнаем, для чего они нужны. Закрывайте, пожалуйста, глаза и не открывайте, пока я вам не скажу. (показывает свою руку).
– Что я сейчас сделала? (Дети молчат). – А сейчас? (показывает шариковую ручку). – Откройте глаза, вот что я делала. (Повторяет свои движения). – Теперь другой эксперимент. Перед вами листы с изображением геометрических фигур. Проверим, могут ли ваши глаза определять форму. – Как называется эта фигура?
Дети отвечают.
-Правильно, а эта? Молодцы! Глаза могут определять форму? Дети: Да. Восп-ль: Какого цвета треугольник?
Дети отвечают. – Правильно, красного. Глаза могут определять цвет? Дети: Да.
Дети отвечают
- Правильно, красного. Глаза могут определять цвет? Дети: Да. Воспит-ль: Скажите, какая палочка ближе к вам, та, которая у меня в руке, или та, которая на столе?
Дети отвечают.
- Значит, глаза могут определять расстояние до предмета. – Какая палочка длиннее? (Показывает две палочки вместе).
Дети отвечают.
-Правильно, глаза могут определять размер? Итак, подведём итог, что умеют определять глаза.
Дети отвечают.
-У глаз есть помощники – веки и ресницы. Повернитесь друг к другу, и посмотрите в глаза долго, не моргая, пока не устанете. Что вы почувствовали? Дети: Потекли слёзы. – Веки нужны, чтобы защищать наши глаза от высыхания. А ресницы нужны, чтобы в глаза не попадали пыль и песок. Глаза - это орган зрения. Их нужно беречь, не смотреть близко телевизор, не тереть их грязными руками. – Какие красивые у вас глаза. Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё : и яркое солнце и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в помощи. – у глаз есть ещё помощники – руки. Наши руки, как и всё тело, покрыты кожей. Кожа на руках очень чувствительная. Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши. Нащупали? Вот какие помощники – наши руки. А сейчас я хочу ещё проверить, как работают ваши глазки и руки.
Игра: «Повтори за мной». Утром я проснусь, Сладко потянусь. (Поднимают руки вверх, потягиваются). Умыться не забуду. (Поглаживают лицо ладонями) И одеваться буду. (Имитируют процесс одевания) Прихожу я в детский сад, (Шагают на месте, высоко поднимая колени) Я зарядку делать рад. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны, опускают вниз) Кашу я на завтрак съем, (Держат воображаемую ложку, подносят ко рту) И скажу спасибо всем. (Кивают головой) Так цветы я поливаю, (Сжимают правую кисть в кулак, покачивают им вправо – влево)
Так рисую. (Держат воображаемый карандаш, имитируют рисование). Так играю. (Девочки качают куклу, мальчики играют в мяч) Днём немного отдохну, (Складывают ладони вместе, прижимают их к щеке) Придёт мама, обниму. (Обнимают себя) Восп-ль: Скажите, что находится ниже глаз? Дети: Нос. Восп-ль: Правильно, нос называется органом обоняния. Закройте нос одной рукой, а рот другой. Зачем нужен нос? Дети: Чтобы дышать. Восп-ль: Но у носа есть и другая обязанность. И сейчас мы проведём эксперимент. – Возьмите на столе ватку под №1 и поднесите к носу (Вата пропитана запахом чеснока). – Что вы почувствовали?
Дети отвечают.
-А теперь другую. Так зачем нужен нос?
Дети отвечают.
-Чтобы различать запахи. Как вы думаете, нос нужно беречь?
Дети отвечают. – Правильно, в нос ничего засовывать нельзя, в морозную погоду дышать только носом, чтобы воздух в нём прогревался. Давайте вместе вдохнём носом, а выдохнем ртом.
Дети выполняют.
Воспитатель читает стихотворение Ю. Прокоповича.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен.
Чтобы сон когда придёт,
Тихо спать, прикрывши рот.
Ёщё можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Восп-ль: Ребята, а что это за орган? (показывает на свои уши).
Дети отвечают.
-Зачем они нужны нам?
Дети отвечают.
- А так ли это? Проверим? Плотно закройте и прижмите ладошками свои ушки. (Говорит шёпотом 2-3 слова). – Что я сказала?
Дети молчат.
- Теперь ещё один эксперимент. (Воспитатель переливает за ширмой из полного стакана воду в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой). – Что я делаю?
Дети отгадывают.
- Итак, зачем нужны уши?
Дети отвечают.
Правильно, теперь поиграем.
Игра: «Отгадай по голосу» (2-3 раза)
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Садитесь на свои места. Уши могут различать звуки, это - орган слуха. Их надо беречь, громкую музыку не слушать, никакие предметы в уши не засовывать, надевать в непогоду головные уборы. – Скажите, а что у вас ниже носа? Дети: Рот. Восп-ль: А что во рту? Дети: Язык, зубы. Восп-ль: Перед вами в тарелочке лежит кусочек хлеба, возьмите за зубочистку и положите хлеб в рот, зубочистки отложите, а хлеб съешьте.
Дети выполняют.
- Зачем нужен рот?
Дети отвечают.
- Теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама», «папа».
Дети не могут.
-Если бы у вас не было рта, вы бы могли разговаривать? Дети: Нет.
Массаж лица.
Восп - ль: Возьмите ватную палочку и обмакните одним концом в стакан №1 и коснитесь им кончика языка, что вы почувствовали?
Дети: Кислый вкус. Восп - ль: Теперь другим концом в другой стаканчик и тоже прикоснитесь. Дети: Сладкий вкус. Восп - ль: Значит, язык - орган вкуса. Ребята, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать?
Дети: Зубы. Восп – ль: А у вас здоровые зубки? Если их не беречь они начинают разрушаться, в них образуются дырочки и зубы начинают болеть. После еды на зубах остаются частицы пищи. Как их можно удалить с зубов? Дети: Почистить зубы, сполоснуть рот. Восп – ль: Как правильно чистить зубы, я вам сейчас покажу. (Показывает ладонь с плотно прижатыми пальцами). – Представьте, что пальцы – это зубы, а остатки пищи – бумага. (Прокладывает полоски бумаги между пальцами). Я возьму зубную щё тку и буду чистить вот так: слева – направо. Остатки пищи удаляются? Дети: Нет. Восп – ль: А если вот так: сверху – вниз? Дети: Удаляются. Восп – ль: Вот если мы будем неправильно чистить зубы, во рту может образоваться много микробов. Проведё м эксперимент: у вас на доске есть шарики из пластилина. Это микробы, они живут во рту и питаются остатками пищи, а если питаются, значит растут. Разделите шарик пополам стекой, вот их уже стало двое, они тоже питаются, оторвите от пластилина по кусочку и добавьте к каждому шарику, теперь они стали большими. Разделите эти два шарика пополам, их уже стало четверо. И если не чистить зубы, их будет много. Я надеюсь, что вы всегда будите чистить зубы утром и вечером. И так, мы с вами узнали, какие у нас есть органы – помощники, как они называются?
Дети отвечают
Теперь вы знаете, для чего они нужны. Скажите, ненужный орган мы с вами нашли?
Дети: Нет.
Восп - ль: Значит, все органы нужны человеку. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, были учёными, многое узнали. Профессия учёного очень важна, может, когда – то и кто – то из вас станет учёным.
Литература:
1. Журнал «Воспитатель» №2 2012 г. 2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №6 2009 г. 3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4 2007 г. 4. М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».