Баянова Юлия Владимировна
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Познакомившись с фотоотчётом о прогулке по парку "Городской сад" уважаемой Изолины Чубуковой, обратила внимание на её замечание о том, что дерево рябина - редкая гостья в Краснодаре при всём разнообразии флоры южных широт. В природе рябина встречается в лесах и гористых местностях северной и средней части северного полушария. На территории нашего детского сада произрастает пять стволов рябины и два из них на моём участке. В наши планы прогулок и осенью, и зимой включены наблюдения за этим красивым и полезным растением, начиная со средней группы.
Публикация «Конспект прогулки „Наблюдение за рябиной“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Рябина. Наблюдения на прогулке
- Старшая группа
- Темочки
1. «Наблюдение за рябиной»
Форма работы: беседа, наблюдение.
Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев. Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.
Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения:
Загадать детям загадку:
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И птицы к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется? (Рябина)
Воспитатель вместе с детьми на участке обращает внимание на рябину. Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце.
Как оно называется? (рябина)
Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите (ответы детей).
Чем это дерево отличается от других? (ответы детей)
Какого цвета и формы листья у рябины?
Что можно сказать о внешнем виде этого дерева?
Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей)
А что мы видим на рябине кроме листьев?
Расскажите, какие у нее ягоды? Сколько их? Какого цвета, формы, величины?
Сообща дети приходят к выводу, что рябина – это очень красивое дерево, осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, фиолетовые. Листики у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы. На рябине кроме листьев есть еще и ягодки, на тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри. Рябина очень тонкое дерево и веточки очень легко ломаются, поэтому нужно, заботится о дереве и не ломать ветки.
Активизация словаря: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной.
2. «Рябина золотой осенью».
Форма работы: Беседа, наблюдение.
Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.
Ход наблюдения:
Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное убранство деревьев.
Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)
Отгадайте загадку:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина).
Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей)
Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)
Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять. Мы сами являемся частью природы.
Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.
Активизация словаря: золотая осень, пурпурно-оранжевый, алые гроздья ягод.
3. «Рябина - птичья кормушка»
Форма работы: наблюдение, беседа.
Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе. Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (рябина)
Ребята, посмотрите, что мы видим на земле? Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы).
Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?
Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей, свиристелей и других птиц рябина является кормушкой.
(Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)
И не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов.
Активизация словаря: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны, сжеваны.
Беседа «О пользе ягод рябины»
Форма работы: беседа, наблюдение.
Цель: уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.
Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки рябины.
Ребята, вспомните, что такое урожай. В какое время года проходит сбор урожая?
Какой урожай и откуда собирают люди?
А с нашей рябины можно собрать урожай? (ответы детей)
В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».
Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?
Рассказать детям, что рябина служит не только кормом для птиц, но и люди тоже используют ее в своих целях.
Из ягод варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет, компоты, витаминный чай.
Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.
Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.
Активизация словаря: пастила, музыкально – духовые инструменты.
Сказка «Рябинка».
Шла бабка Алёна лесом. Видит – рябина стоит, вся поломана.
- Кто тебя сломал?
- Это серый волк меня сломал.
Выпрямила бабка ветки, перевязала их, рябина и говорит:
- Спасибо. Скажи-ка, бабушка, чего у тебя нет?
Задумалась бабка:
- Да всё как будто есть. Вот разве что внучки нет. – И пошла домой.
Подходит к дому, видит – на крыльце девочка в красном сарафанчике, да в красных сапожках.
- Ты кто, девочка?
- Я твоя внучка.
- А как тебя зовут?
- Рябинка.
Обрадовалась бабушка и повела внучку в дом. Утром бабушка сказала:
- Я, Рябинка, в поле пойду, а ты останешься дома. Смотри, никуда не уходи!
Оставила бабушка ей пряников, орешков с мёдом и ушла. Села Рябинка к окну – видит, гуси – лебеди летят.
- Дай и нам поесть, Рябинка.
Дала им Рябинка пряничка. Тут белки прибежали:
- И нам дай чего-нибудь, Рябинка.
Дала им Рябинка орешков. Тут медведь косолапый вылез из лесу:
- И меня угости, Рябинка.
Отдала ему Рябинка мёд. Тут серый волк показался.
-Пойдём, Рябинка, гулять!
- Нельзя, бабушка не велела.
- А ты на минуточку, на крылечке постоять.
Вышла Рябинка на крылечко, а серый волк её цап – царап – и в лес уволок.
Пришла бабка домой – нет Рябинки. Побежала в лес, давай звать:
- Рябинка, где ты?
Выручали Рябинку все вместе: гуси-лебеди, белки, медведь. Вернулась домой бабушка Алёна с внучкой Рябинкой. А серый волк ни с чем остался.
Так ему, серому, и надо! Я. Тайц.
И, конечно, мы любили воплощать образ красавицы рябины в пластилиновом творчестве!