МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия «Жилище человека» в разновозрастной группе (5–7 лет)

Наталья Шишкина
Конспект познавательного занятия «Жилище человека» в разновозрастной группе (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное занятие на тему «Жилища человека»

в разновозрастной группе (5-7лет)

Программные задачи:

- Познакомить детей с первыми жилищами древнего человека.

- Учить детей анализу, суждениям.

- Воспитывать интерес к истории развития человека;

- Развивать любознательность;

- Расширять поисково – познавательную деятельность детей;

- Развивать умение задавать вопросы;

- Развивать предпосылки диалектического мышления

Публикация «Конспект познавательного занятия „Жилище человека“ в разновозрастной группе (5–7 лет)» размещена в разделах

Активизация словаря: Жилище, пещера, шалаш, землянка, вигвам, иглу.

Материал: демонстрационная доска, буквы (д, о, м) на коврике, табличка «жилища», мяч, макеты (рисунки) жилищ древних людей- пещера, землянка, веточки и ткань для изготовления шалаша; камни и глина для изготовления домика из камней (на отдельном столе); стихотворение о пещере напечатано на листочке для последующего чтения детьми, схема рассказа про жилище (из чего строят, кто строит и где, набор карточек «Сколько братьев у нашего дома»

Предварительная работа:

-Изготовление макетов жилищ родителей с детьми (изба, яранга, иглу, дом на сваях, юрта, многоэтажный дом).

-Сообщение Владика «Вигвам».

-Сообщение Насти «Иглу»

-Чтение энциклопедий по теме «Жилища».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям составить слово из букв (д, о, м).(Ставит перед детьми на демонстрационную доску).

Воспитатель: Как вы считаете для чего нужен человеку дом? (игра с мячом).

Сообщение детям цели занятия :

Воспитатель: Мы сегодня продолжим разговор про потребности человека. Тема нашей беседы – дом (читают дети).

Воспитатель: Слово дом произошло от латинского слова «домус», что означает жилище. Произнесем вместе – домус. Домус – это жилище.

слово «жилище» воспитатель ставит рядом со словом «дом».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на макеты жилищ, подумайте какое из них было самым первым жильем древнего человека и почему именно это?. Вспомните, в каких условиях жил человек, чем он занимался. Ответы детей

Наводящий вопрос: – Умел строить дома человек много тысяч лет назад?

Рассказ воспитателя: – Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома. Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден, и все время думал, где ему добыть еду. А еще первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от других животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку со всех сторон угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно человеку без дома!

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье свое искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра…

И теперь он точно знает-

Дом найти ему пора!

Воспитатель: – Нашел человек себе жилье? Какое?

Макет пещеры (рисунок) на столе (демонстрационной доске) перед детьми.

Воспитатель Пещера – это пустое пространство, которое постепенно образуется в горе под воздействием ветра, воды, колебаний температуры воздуха.

Воспитатель: – От чего и кого человек спасался в пещере?

Дети: От непогоды, от опасных диких зверей.

Воспитатель: – Как человек благоустроил пещеру?

Дети: Он принес туда веток, сухой травы и соорудил себе постель.

Воспитатель: Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами убитых животных. Очаг обогревал жилище, а на огне можно готовить пищу. Так пещера стала для далекого предка его первым домом.

Воспитатель: Поиграем в игру «Пещера хорошо и плохо».

Дети: Хорошо – защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; место для отдыха;

можно на очаге приготовить пищу.

Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от непрошенных гостей; не в любой местности были пещеры.

Воспитатель: – О чем задумался человек? Он может построить сам себе жилище?

Сейчас мы с вами попробуем построить жилище древнего человека из того материала, который он мог найти там, где он жил.

Вопрос: – Что можно построить из палок и веток?

Дети: шалаш.

Воспитатель: Народы, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши. Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками.

Вопрос: – Какие жилища, похожие на шалаш, мы с вами знаем? Их строили на севере, там, где было холодно? (вигвам-жилище североамериканских индейцев, обтягивали шкурами бизонов; яранга-жилище чукчей, шкурами оленей).

Воспитатель: – Там, где почва была каменистая, человек пытался строить дом из камней. Давайте попробуем построить дом из камней.

Дети пытаются, но постройки разваливаются.

Воспитатель: Что же делать? Чем можно скрепить камни?

Высказывания, предположения детей. Один ребенок пробует скрепить глиной.

Воспитатель: – Немало прошло времени, пока люди не догадались скреплять камни глиной.

(Показ землянки).

Воспитатель: – Там, где земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ямой сооружал навес из веток. Такое жилье называли землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Но жить под землей было сыро, неуютно. Человек стал задумываться о новых постройках….

Итог:

Но не будем забывать о первых домах, благодаря которым человек выжил в жестоком первобытном мире, чтобы спустя тысячелетия возводить многоэтажные небоскребы.

-Назовите первые жилища. (пещера, шалаш, дом из камня, землянка).

Физкультминутка.

Воспитатель: Я приглашаю в увлекательное путешествие, в котором мы узнаем, что у нашего дома есть братья.

Дети берут по карточке с изображением жилища, а затем подбирают соответствующий пейзаж и фигурку человека.

Задача считается выполненной в том случае, если ребенок составил рассказа о жилище по схеме. (из чего строят, кто и где).

Информация для дополнений и уточнений ответов детей.

Изба – традиционное жилище русских строилось из бревен, так как дерево было самым доступным строительным материалом в России. Поселение, где люди живут в избах, называется деревней.

Яранга – переносное жилище из деревянных шестов, которые покрыты оленьими шкурами; строят оленеводы-чукчи на Крайнем Севере.

Хата – традиционное жилище белорусов, украинцев, русских, живущих на юге России ; делали его из прутьев, промазывали глиной и сверху белили. Поселения, где живут в хатах, называют хутором.

Иглу – жилище строят из снега и льда; живут в них на эскимосы и другие и другие северные народы.

Вигвам – жилище из жердей и обтянутое шкурами бизонов; это дом индейцев, которые живут в Северной Америке.

Юрта – складной дом, обтянутый войлоком; живут в нем пастухи Казахстана, Монголии.

Итог:

Вот какие необычные и удобные для определенного климата и условий жизни дома.

Цель третьей части:

Воспитатель: Сегодня мы узнаем еще об одном жилище.

Ребенка читает свой доклад составленный ранее в группе.

Дети задают вопросы к докладчику.

Докладчик отвечает на вопросы детей. (воспитатель оказывает помощь в случае необходимости).

Итог:

Воспитатель: Мы узнали еще об одном жилище человека.

Итог:

Воспитатель: Расскажите, что нового, интересного узнали на занятии.

Дети: мы говорили о потребности человека – о самом первом жилище человека, пытались сами построить жилище из камней, вспомнили о разных необычных жилищах.

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека» Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. Задачи: — уточнять представления о совершенствовании человеком.

Конспект познавательного занятия «Снег-снежок» в ясельной группеКонспект познавательного занятия «Снег-снежок» в ясельной группе Цель. Ознакомление детей со свойствами снега. Задачи. Способствовать расширению знаний у детей о свойствах снега (белый, холодный, пушистый).

Конспект познавательного занятия в ясельной группе на тему «Игрушки»Конспект познавательного занятия в ясельной группе на тему «Игрушки» Цель. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками. Задачи. Расширять и обогащать представления детей об игрушках. Упражнять.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки»Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки» Цель: продолжение формирования представления детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни. Задачи:- закрепить названия пальцев;.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Экзамен для Незнайки» Цель: Закреплять порядковый счет в пределах десяти, совершенствовать умение отвечать на вопросы: -который по счету? -сколько?; Учить разгадывать.

Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группеКонспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе. Цели: 1. Закрепить знания детей о возникновении статического.

Мастер-класс по изготовлению поделки «Жилище первобытного человека (палеолитическое поселение)» в старших группахМастер-класс по изготовлению поделки «Жилище первобытного человека (палеолитическое поселение)» в старших группах Здравствуйте! Дорогие педагоги! Хочу показать вам поделку, которая очень нравится и мне, и детям. Детям - потому что её можно использовать.

НОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 1-аяНОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 1-ая Цель : Ознакомление детей с историей возникновения жилища на протяжении с древних лет и до наших дней. Задачи : Расширить представление.

НОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 2-ая.НОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 2-ая. Воспитатель: Человек самое гениальное творение природы. На протяжение веков людям приходилось жить в пещерах, под землёй, на деревьях,.

Подборка тематических загадок «Жилище человека. Мой дом»Подборка тематических загадок «Жилище человека. Мой дом» Тематические загадки необходимы в работе воспитателя при проведении различных видов деятельности по теме "Жилище человека. Мой дом" Стоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Жилище человека» в разновозрастной группе (5–7 лет)
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 10:55
+76Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия «Жилище человека» в разновозрастной группе (5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шишкина (УИ 41415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД