Ольга Казначеева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
образовательные:
- расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире;
- расширение и активизация словарного запаса детей;
- развитие связной речи;
- развитие зрительного восприятия и мышления.
развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Секреты воздуха“» размещена в разделах
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развитие координации речи с движением;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом -кляксографией.
воспитательные:
- воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Образовательные области
Приоритетная: познавательное развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие,
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно -
исследовательская, двигательная.
Оборудование: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, 2 воздушных шарика, весы, 3 верёвочки, стеклянные пузырьки, дудочка, картографы, кленовые листочки (жёлтые, красные, зелёные, клеенка, гуашь, кисточки, бумага для рисования, коктейльные трубочки, губочки, подносы, игрушка-бибабо Винни-Пух, костюм тётушки Совы.
Словарная работа: кляксография.
Ход:
Деятельность педагога
Во время самостоятельной деятельности детей педагог незаметно для детей входит с несколькими воздушными шарами и игрушкой Винни-Пух. Выпускает шары. Они с Винни-Пухом поднимаются вверх.
I. Организационный момент.
Винни-Пух: - Ой, ой, ой! Куда я попал?
Педагог: - Кто это кричит?
Винни-Пух: - Здравствуйте! Это я Винни. Вот летел на своём воздушном шаре к своей подруге тётушке Сове, но налетел сильный осенний ветер и шар принес меня к вам.
II. Вовлечение в деятельность
Педагог: - Ах, какой красивый у тебя, Винни-Пух воздушный шар!
Винни-Пух: - Интересно, а почему вы называете мой шар воздушным?
- Ребята, как вы думаете, почему мой шар называют воздушным?
Винни-Пух:- Интересно, интересно, а что такое воздух? А его можно увидеть? Ой, ой, ой, ой! В моей голове возникло столько вопросов!
А он легкий или тяжёлый? …А есть ли этот воздух вообще!
Педагог: - Ребята, а вам интересно узнавать, что такое воздух и есть ли он?
- Как вы думаете, как это сделать?
- А вы знаете, где проводят опыты и эксперименты (Дети отвечают)
Винни-Пух: - О! А я знаю, где такая чудо-лаборатория есть! У тётушки Совы я видел такую лабораторию. Поедем к ней, ребята!
- Ой, воздушный шар у нас есть, но чего-то не хватает, чтобы мы все вместе могли долететь до тётушки Совы. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы мы все вместе долетели до тётушки Совы?
- Как вы читаете, из чего можно построить корзину?
- Давайте строить!
Дети строят корзину для воздушного шара.
Педагог: - Построили, полетели!
Винни-Пух: - Посмотрите направо, посмотрите налево, кругом облака. Посмотрите вниз,
а вот и домик тётушки Совы. Приземляемся.
Повторяют действия за Винни-Пухом.
- Здравствуй, Совушка-сова умная голова, а мы к тебе в гости прилетели в твою чудо-лабораторию, вот только я забыл для чего нам нужна лаборатория, что я хотел узнать? Ребята, помогите мне вспомнить, что я хотел узнать о воздухе.
Сова: - Я гостям всегда рада! Особенно таким любознательным!
- В лаборатории, дети надо соблюдать определенные правила. И прежде чем войти в неё, давайте повторим эти правила, а поможет нам вот эта таблица.
Дети проговаривают правила, используя мнемотаблицу.
Сова: - Молодцы. Вот мы с вами и в лаборатории воздуха, в которой будем проводить опыты и эксперименты. В ней есть несколько отделов.
- А на этом столе лежит все, что нужно для проведения опытов.
- Давайте наденем фартуки. Как вы думаете, для чего мы это делаем?
- Ребята, вы сами можете выбрать в какой отдел пойдете и в каком опыте участвовать. Выберите, какого хотите цвета листики и найдите свой цвет на картографе.
Дети проводят исследования.
- Подойдите к столу и возьмите все, что вам необходимо для исследования свойств воздуха.
Звучит спокойная музыка.
Педагог уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента:
«Что вам потребуется?», «Что вы будете делать и для чего?».
Ответы детей
В ходе работы педагог организует диалог с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?
Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов: «Что получилось? Какие выводы ты сделал? А как это получилось? А это значит?»
Предположительные выводы детей:
o воздух не имеет цвета, мы его не видим, воздух нельзя потрогать
o воздух имеет вес
o воздух нельзя услышать, но с помощью воздуха можно извлекать звуки
Сова: - Ребята, расскажите Винни-Пуху, что вы делали, что получилось и о каких новых свойствах воздуха вы узнали.
Дети высказывают своё мнение и выкладывают таблицу свойств воздуха. Сова: - Дети, давайте выложим свойства воздух на магнитной доске, используя карточки символы.
Винни-Пух: - Спасибо, дети. Я теперь знаю, почему мой шар называется воздушным, и какие свойства имеет воздух. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри).
- Как вы думаете что это?
- Давайте немножко поиграем.
Физминутка. «Мыльные пузыри».
Винни-Пух: - Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
- Как думаете, что находится внутри пузырей?
Педагог: - Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
- Хотите попробовать?
Педагог: - Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
Винни-Пух:- Интересно, как это трубочкой и воздухом можно рисовать? Ребята, а вы знаете?
Педагог: - А вот посмотрите, как можно рисовать при помощи воздуха ( показывает технику кляксографии: капнуть кляксу гуаши на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
Дети пробуют рисовать.
- Дети, как вы думаете, как называется этот способ рисования?
- А называется он - кляксография.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- На что похожи ваши кляксы?
- Что еще нового мы сейчас узнали о воздухе?
III. Рефлексия.
Педагог: - Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Винни-Пуха и тётушку Сову за гостеприимство, за интересные опыты в чудо – лаборатории и подарим им наши волшебные рисунки. Поп Дети благодарят Сову и Винни - Пуха, прощаются и садятся в «воздушный шар».
Педагог: - Мы летим, летим, летим. Возвратиться домой хотим.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот мы в садике опять.
Педагог: - Итак, мы сегодня побывали в лаборатории тётушки Совы, провели опыты и эксперименты.
- А скажите, вам понравилось проводить опыты?
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- А вы запомнили, как называется способ рисования при помощи трубочки и воздуха?
Дети высказывают свое мнение.