Светлана Назарова
Конспект НОД по экологии в средней группе «Птицы зимой»
▼ Скачать +Заказ
МДОУ «Детский сад № 97»
Конспект НОД по экологии в средней группе
«Птицы зимой»
Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.
Цель: Формировать у детей интерес к природе, к жизни птиц.
Задачи:
Обогащать представление детей о жизни птиц в природе.
Подробно рассказать о зимующих птицах.
Продолжать учить составлять краткую характеристику о птицах.
Воспитывать бережное отношение детей к живой природе.
Развивать познавательные интересы и логическое мышление у детей.
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование и материал: Картинки с изображением зимующих птиц – вороны, голубя, воробья, дятла, синицы, снегиря. Конверт с загадкой. Птица Каркуша (игрушка ворона). Дубовый осенний листочек из бумаги с загадками о птицах. Веточка в вазе. Вата, веер. Магнитная доска, магнитики. Коробка для изготовления кормушки, ножницы, бумага, цветные карандаши. Аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребятки. Сегодня шла в детский сад, ко мне подошел почтальон и передал одно письмо, которое адресовано нашей средней группе. Давайте посмотрим. Что это? На листочке какая-то загадка. Прочитаем.
Воспитатель вынимает из конверта листок с загадкой и читает ее.
Они летать умеют.
Их пух и перья греют.
Кто это?
(птицы)
Дети. Птицы.
Воспитатель. Верно, это птицы. Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые живут у нас круглый год. А есть те, которые прилетают к нам только зимовать. Давайте их всех назовем. Я буду показывать вам картинки, а вы называйте эту птицу.
Воспитатель показывает картинки вороны, голубя, воробья, дятла, синицы, снегиря. Дети называют.
Воспитатель. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. Давайте посмотрим, как выглядит снегирь.
Дети. У снегиря красная грудка, серая спинка, черная голова и крылья.
Воспитатель. А как выглядит синичка?
Дети. У синички желтенькая грудка, голова и крылья черные.
Воспитатель. Расскажите мне про ворону. Какая она?
Дети. Большая, черная, важная, хитрая.
Воспитатель. А эта маленькая птичка вам тоже хорошо знакома. Это воробей. Какой он?
Дети. Маленький, серенький, шустрый, быстрый.
Воспитатель. Вот эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел. Что делает дятел в лесу?
Дети. Дятел стучит по дереву, добывает жучков.
Воспитатель. А расскажите про эту птицу. Это воркующий голубь. Какой он?
Дети. Голубь большой, сизый.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Всех птичек назвали и даже дали им характеристику, т. е. назвали, как они выглядят.
Давайте проведем игру, которая называется «Какой птицы нет?» Посмотрите на магнитную доску. Картинки с птичками мы магнитиками прикрепим к доске. Потом вам нужно будет повернуться спиной к этой доске. А я в это время уберу одну картинку с птичкой. Вы поворачиваетесь и смотрите на доску, а потом называете какой птички нет. Итак, начинает игру на внимательность.
Проводится игра «Какой птицы нет?»
Воспитатель закрепляет магнитиками картинки (4 или 5). Дети отворачиваются. Воспитатель убирает одну картинку, затем дети поворачиваются и называют птицу, которая исчезла с доски.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! А теперь давайте с вами проведем физминутку. Воспитатель показывает упражнения, а дети повторяют.
Проводится физминутка «Сова»
Положите левую руку на правое плечо.
Сожмите плечо левой рукой.
Поверните голову и посмотрите назад через плечо.
Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните.
Положите правую руку на левое плечо.
Сожмите плечо правой рукой.
Поверните голову и посмотрите назад через плечо.
Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот так совушка поворачивает свою головушку.
Воспитатель. Ребята, помните, почтальон принес нам в конверте загадку. А вон там, на веточке сидит птичка Каркуша, у нее в клювике осенний дубовый листочек. На нем что-то написано. Давайте посмотрим. Это загадки. Ну что же, отгадаем?
Дети. Да.
Звучит тихо аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают.
Воспитатель. Итак, начинаем.
Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут. (снегирь)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня… (синичка)
Символ мира – это он,
И отличный почтальон.
А еще и в дождь и в холод
Путь домой отыщет… (голубь)
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
(воробей)
Эта птица всем знакома,
Важно ходит возле дома,
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут ее… (ворона)
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!
(дятел)
Воспитатель. Молодцы! Всех отгадали! В последней загадке на нашем дубовом листочке мы узнали про дятла. А теперь давайте проделаем пальчиковое упражнение, которое так и называется «Дятел».
Проводится пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу – указательным пальцем стучат по раскрытой ладони – это дерево
Червячка добыть хочу – пальчики складывают, изображая клюв, и стучат по раскрытой ладони
Хоть он скрылся под корой – снова указательным пальцем стучат по раскрытой ладони
Все равно он будет мой - пальчики складывают, изображая клюв, и стучат по раскрытой ладони.
А потом меняют руки, воспитатель произносит тот же текст.
Воспитатель. Ребята, скажите мне, как летают птицы? Какие перышки их согревают? Я вам принесла вату и веер. Давайте потрогаем вату, какая она теплая. Вот такой же пух у птичек. Как вы думаете, для чего он нужен птичкам?
Дети. Пух согревает птичек зимой.
Воспитатель. Верно. Поэтому птички могут выживать в зимние холода. А чем же они будут питаться? Для этого человек им помогает, он строит кормушки. А давайте и мы с вами построим. А уже потом я расскажу, для чего нужен этот веер и на что он похож.
Ну что, построим кормушку?
Дети. Да.
Дети и воспитатель строят из картонной коробки кормушку.
Воспитатель. Молодцы! С вашей помощью такая замечательная у нас кормушка получилась. Когда мы пойдем на прогулку, мы повесим ее на веточку дерева и положим туда крошечки от хлеба и семечки. Как вы думаете, для чего мы положим хлебушек и семечки?
Дети. Чтобы птицы не голодали зимой, чтобы они клевали хлебушек и семечки.
Воспитатель. Верно, чтобы они были сытые и прозимовали всю зиму.
Ребята, давайте посмотрим на наш веер. Что он напоминает? Кто скажет?
Дети. Он напоминает крылья птицы.
Воспитатель. Правильно. И птица также раскрывает и закрывает свои крылышки. Когда сидит на веточке или на земле, закрывает крылья. А когда летит, раскрывает крылья.
Воспитатель открывает и закрывает веер, показывая, как раскрывает и закрывает крылья птица.
Воспитатель. Давайте проведем подвижную игру «Воробьи и вороны».
Участники делятся на две команды. Одна команда – «воробьи», другая – «вороны». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2 – 3 метра. По команде водящего взрослого «Воробьи!» команда «воробьев» должна догонять команду «ворон», а по команде «Вороны!» - наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех убегающей. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды медленно «Вооо – рооо - ны» или «Вооот так птицы». Или другие подобные фразы. А команды пока не знает, бежать им или убегать, что прибавляет игре большего веселья.
Воспитатель. Поиграли, побегали. Молодцы! Давайте сядем за столы и немного отдохнем. Порисуем с вами. Давайте нарисуем птичку с красной грудкой снегиря. А кто желает, может нарисовать с желтой грудкой – синичку.
Дети рисуют цветными карандашами на листах бумаги снегиря и синичку. После изобразительной деятельности воспитатель комментирует.
Воспитатель. Какие красивые птички у вас получились. Мы прикрепим их магнитиками на нашу магнитную доску. Наше занятие закончилось. Скажите мне просто каждый пару предложений, о чем мы сегодня говорили.
Дети отвечают.
Воспитатель. Все сегодня, как и всегда молодцы! А на прогулке, как я вам обещала, мы повесим на веточку дерева нашу кормушку.