Aнна Ншановна Узунян
Познавательное наблюдение «Мир вокруг нас. Грибной пенёк» с детьми старшей группы
Задачи:
- расширить знания детей о грибах;
- обобщить представление детей о взаимосвязи в природе;
- развивать познавательный интерес к миру Природы;
- воспитывать бережное отношение и любовь к окружающему нас миру.
Подготовка к наблюдению:
Объект для наблюдения заранее выбран воспитателем ( для решения поставленных задач)
Методические приёмы:
художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, ответы детей.
Публикация «Познавательное наблюдение „Мир вокруг нас, Грибной пенёк“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
(Наблюдение проводится на улице )
Воспитатель обращается к детям (таинственно): Ребята, мы каждый день наблюдаем за разными объектами живой и неживой природы нашего участка. Сегодня, объектом нашего наблюдения будет необычный, живописный, волшебный пенёк.
Но, сначала я хочу у вас спросить, что вы знаете о грибах и к какой группе они относятся?
(ответы детей: это растение, живая природа, растут в лесу, их собирают варят и кушают, звери тоже любят и т. д.)
Детки, представляете, учёные доказали, что грибы появились на Земле раньше чем динозавры. Грибы - одни из самых необычных представителей живого мира, и очень долгое время учёные не могли решить, к какому типу организмов их отнести. После больших споров и исследований, было принято решение выделить их в отдельную группу организмов - Царство грибов.
Какие грибы вы знаете? (ответы детей: которые можно кушать и которые нельзя, ядовитые, полезные, и т. д.)
Давайте, скажем правильно: съедобные грибы и не съедобные грибы. А вы ходили собирать грибы с родителями или с бабушкой или с дедушкой.? (ответы детей)
Кто скажет, где растут грибы? (ответы детей: на земле, а я видел на дереве, на грядке и т. д.)
Грибы растут везде, и на земле, и на камнях, и в поле, и на грядке. Но есть грибы - паразиты, которые растут на деревьях, на валежниках, даже на трухлявых пеньках.
(Воспитатель приводит детей поближе к месту нахождения наблюдаемого объекта. Читает стихотворение и просит отыскать этот необычный пенёк.)
На пенёчке есть жильцы:
Шляпы носят хитрецы.
До чего же хороши!
Хоть картины с них пиши!
(Вместе с детьми подходят к объекту. Дети самостоятельно осматривают грибы на трухлявом пне, нюхают, трогаю )
Смотрите, какие грибы могут расти не только на пенёчках, но и на деревьях.
Это гриб - трутовик. Гриб трутовик является грибом паразитом.
Мы с вами видим плодовое тело. Посмотрите, какое красивое тело с крупными и плотными шляпками! По форме напоминает уши или волнистые лепестки. Своим плодовым телом крепится к коре пня. А грибница находится в стволе пенька, они проникают и в древесину деревьев, сквозь повреждения в коре и очень быстро размножаются и заражает всё дерево, разрушая её, и в конце концов дерево высыхает.
Эти грибы можно встретить в любое время года. Собирать их не следует. Имея красивый внешний вид и аромат, несъедобные грибы привлекают всех, особенно деток. Грибов паразитов, непригодных в пищу гораздо больше, чем съедобных. При попадании в организм они наносят непоправимый вред.
Наблюдение заканчивается обобщением о закономерностях в природе, о приспособленности организмов к определённым условиям, что в природе всё взаимосвязано. Подвести детей к пониманию и выводам, что нельзя ломать ветки и повреждать кору деревьев, всё что нас окружает необходимо сохранить.