Шелухина Людмила
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «Бумага, ее свойства и виды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – экспериментальная деятельность.
Подготовительная группа.
Тема: «Бумага, ее свойства и виды»
Составила. Шелухина Людмила Александровна.
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
Развивающие:
Пополнять знания детей о характеристиках бумаги.
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности „Бумага, ее свойства и виды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Материал и оборудование: ножницы, мяч, образцы разных видов бумаги.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
«Доброе утро»
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие немного не обычное, мы будим экспериментировать. А вот с чем нам, подскажет загадка, в ней будет ответ.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная.
Ответ детей: Бумага
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага.
Воспитатель: Бумага нам нужна практически всегда.
Воспитатель: Подумайте и скажите, для чего нужна бумага?
Ответы детей
Воспитатель; А кто знает, всегда ли у человека была бумага?
Ответ детей.
Воспитатель: А кто из вас знает, из чего изготавливают и
как изготавливают бумагу?
Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос нам стоит заглянуть в историю. Прототип материала — древнеегипетский папирус — растение, из которого делали писчий материал. Размоченную сердцевину соединяли, накладывая слои перпендикулярно друг другу. После выдерживания под прессом листы высушивали на солнце, разрезали и полировали. Готовые гибкие свитки были прочными — некоторые из них сохранились до XXI века.
Изготовление бумаги из привычных нам материалов, поставили на поток в Китае. Со II века н. э. технология обработки луба тутовых деревьев постепенно начала распространяться по миру. Сначала она перешла из Китая на арабский Восток, а затем — в Европу.
Воспитатель: Из чего изготавливают бумагу в наше время? Из деревьев. Для этого подходят практически любые породы: Каштан, Береза, Тополь Ель, Эвкалипт, Сосна.
Процесс создания бумаги начинается с того, что на комбинат доставляются бревна
Как изготавливают
Этапы процесса изготовления бумаги :
Бревна очищают от коры и распиливают на щепки.
Их погружают в воду. В результате щепки набухают и отбеливаются.
Материал варят в растворах кислот, оксидов и других веществ.
Полученную целлюлозу фильтруют
В состав полуфабрикатов вводят дополнительные вещества, которые влияют на внешний вид бумаги.
Масса попадает в бумагоделательную машину. Сначала состав попадает на ячеистую сетку, где из него стекает вода.
Бумажная масса отправляется на прессы, где она уплотняется, и выходит еще больше воды.
Бумага проходит через металлические барабаны, где она высушивается. Окончательная обработка проходит на валах, бумажное полотно сдавливается, выравнивается, уплотняется и окончательно высушивается.
Рулоны бумаги отправляются на следующий станок, который режет их на листы и упаковывает.
Для сокращения вырубки лесов применяется макулатура, то есть бумага, бывшая в употреблении.
Воспитатель: Ребята вы узнали историю и современный метод изготовление бумаги. А сейчас я предлагаю по экспериментировать с бумагой, и узнать свойство бумаги.
Экспериментальная часть.
Опыт №1 "Бумага мнется"
Воспитатель: А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Ответ детей.
Воспитатель: Значит делаем вывод- бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется.
Опыт №2 "Бумага рвется"
Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Ответ детей.
Воспитатель: Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.
Опыт 3 "Бумага режется"
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги, картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?
Ответ детей.
Воспитатель: Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины:
Воспитатель: Я предлагаю немного отдохнуть и провести пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика
Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!
Воспитатель; молодцы ребята, и снова за работу.
Опыт 4 "Бумага намокает"
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода.
Воспитатель: Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?
Ответ детей
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Ответ детей: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Опыт №5, "Бумага впитывает масло"
Воспитатель; Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Ответ детей: Бумага впитывает масло.
Вывод: масло пропитывает бумагу
Воспитатель: Потрудились, давайте немного отдохнём.
Физминутка
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: Молодцы. У нас ещё осталось два очень интересных опыта.
Опыт №7 "Бумага издает звук"
Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения - стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод: при смятии и трении бумага издает звук.
Опыт №8 "Бумага летает"
Воспитатель: Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. И подули.
Ответ детей.
Вывод: Бумага при ветре может летать.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5 Бумага впитывает масло.
6 Бумага издаёт звук.
7. Бумага может летать
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Волшебная бумага»
Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.) .
А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.) .
Заключительная часть
Молодцы! Потрудились на славу. Занятие наше завершено. Скажите гостям до свидания.