Наталья Плахтеева
Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Плахтеева Наталья Евгеньевна
Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 173»
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта:
- воспитанники группы;
- воспитатели группы;
- родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный (4 недели)
Актуальность проекта:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Знакомство с новогодней игрушкой“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Елочные новогодние игрушки. Проекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Тема проекта «Знакомство с новогодней игрушкой» выбрана мной не случайно. Современные дети мало знают об истории возникновения ёлочных украшений, потому что родители не обладают достаточной информацией, поэтому эта проблема, на мой взгляд, актуальна. Именно в период дошкольного детства ребёнок открывает для себя волшебный мир сказок, легенд, сказаний. Очень важно разбудить в детях интерес к изучению истории культуры и традициям своей страны, воспитывать любовь к ней. Исторические сведения, как дошедшие до нас как из глубины веков, так и недавнего прошлого, являются и средством эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно поэтому так необходимо знакомить детей с культурой своей страны, её праздниками и традициями встречи того или иного праздника.
Я предполагаю, что знания, полученные в результате реализации проекта, позволят на доступном для детей уровне расширить их представления о Новогоднем празднике с его добрыми традициями, и покажет связь прежних лет и наших дней в подготовке и праздновании Нового года.
Цели проекта:
Для педагогов:
- развитие свободной творческой личности каждого ребенка;
- способствовать активному взаимодействию детей и родителей в совместной
проектно - исследовательской деятельности.
Для детей: поставить вопросы и найти ответы.
Для родителей:
- способствовать познавательной активности и любознательности детей;
- помочь найти интересующую информацию в литературе и других средствах
информации;
- принять участие в совместной творческой деятельности.
Цель:
- формировать у детей интерес и стремление узнавать что-то для себя новое;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование уважительного отношения к труду мастеров, изготавливающих ёлочные игрушки.
Задачи:
- формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления о новогоднем празднике;
- развивать познавательный интерес к теме проекта через чтение стихов, сказаний, старинных легенд о новогодних праздниках, елочных украшениях через практическую и творческую деятельность;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать желание делать подарки на Новый год близким людям, бережно относиться к новогодним игрушкам;
- воспитывать любовь к истории своей страны, уважительное и бережное отношение к её культуре и традициям.
Итоговая коллективная творческая работа
Коллаж «Наша ёлочка-красавица»
Цель:
- обобщить полученные в ходе проекта знания детей об истории праздника;
- учить детей составлять коллаж, закрепить умение подбирать различный
материал для создания яркого образа;
- воспитывать желание заниматься коллективной деятельностью, радоваться
результату, полученному в совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
У детей расширятся знания о подготовке и праздновании Нового года и о ёлочных украшениях к этому празднику.
Сформируется стремление к изучению истории и традиций народных праздников.
Дети научатся проводить простейшие исследования (сравнения) разных видов игрушек.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Дети будут бережно относиться к новогодним игрушкам.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, иллюстрации, художественная литература, создание мультимедийной презентации, материалов для художественно-творческой деятельности).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
Создание коллекции ёлочных игрушек разных лет.
Основной этап
Совместная деятельность детей и педагога
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Легенда «Золотые яблоки», сказки «Новогодние игрушки», «Ёлочные игрушки» и др.
Разучивание стихотворений и песен о ёлочных игрушках и Новом годе
Цель:
- вызвать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность
при восприятии сказочных персонажей, умение устанавливать простейшие
логические связи в произведении;
- развивать литературную речь, внимание, мышление, музыкальный слух.
Познавательное развитие
Рассматривание
- слайдов мультимедийной презентации: «Новогодние украшения и игрушки прошлых лет»;
- коллекции различных видов ёлочных украшений и игрушек.
Цель:
Обратить внимание детей на особенности строения и внешний вид новогодних игрушек и украшений.
Воспитывать любознательность, интерес к традициям встречи Нового года.
Загадывание загадок о Новогодних игрушках
Цель:
Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память.
Повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей яркими образами.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Укрась елочку».
«Какую игрушку сняли с ёлочки».
Цель:
Развивать зрительную память, творческое воображение.
Пальчиковые игры:
Цель:
Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Игры на развитие дыхания
«Подуй на ёлочную игрушку».
Игры на развитие координации слова с движением
«Мы повесили игрушки».
Словесная игра «Слово-ассоциация», «Фантазёры».
Цель:
Развитие ассоциативного мышления, памяти и умения сосредоточиться.
Расширение словарного запаса.
Совместный труд
Украшаем нашу группу к Новому году.
Цель:
Формировать положительное отношение ребёнка к труду, желание украсить группу, помочь младшим детям в украшении помещения.
Художественно эстетическое развитие
Аппликация из бумаги «Еловая веточка с игрушками».
Рисование пластилином на морских камушках «Ёлочная игрушка».
Цель:
Развивать изобразительные навыки, воображение, мелкую моторику.
Поделка «Ёлочка с игрушками» из природного материала (сосновой шишки) и пластилина
Цель:
- закрепить умение работать с природным материалом и пластилином;
- развивать воображение, творческое мышление;
- способствовать проявлению самостоятельности, развивать эстетический вкус.
Художественное конструирование из бумаги
Ёлочная игрушка «Новогодний домик»
Цель:
- будить фантазию у детей;
- учить детей видеть в обыденных предметах материал для творческой деятельности;
- закреплять умения аккуратно работать с картоном, бумагой и бросовым материалом.
Новогодняя игрушка с использованием аудиодиска
Цель:
- знакомить детей приёмами и методами создания поделок с использованием бросового материала (аудиодиск);
- развивать чувство прекрасного, прививать детям эстетический вкус.
Изготовление новогодней игрушки из бросового материала (упаковочной бумаги)
Цель:
- воспитывать в детях желание сделать своими руками оригинальную ёлочную игрушку из обычных на первый взгляд материалов;
- развивать мелкую моторику.
Взаимодействие с семьей:
- участие родителей в мастер-классе по изготовлению старинной тряпичной игрушки «Зайчик на пальчик»;
- изготовление ёлочной игрушки совместно со своим ребёнком;
- помощь родителей воспитанников в составление коллекции ёлочных игрушек.
Цель:
- развитие фантазии и воображения ребёнка;
- обучение новым способам, приёмам и навыкам работы с различными поделочными
материалами;
- развивать трудолюбие, желание учиться и узнавать новое для себя;
- уникальная возможность для родителей - побыть вместе с ребёнком и получить
удовольствие от общения и совместной деятельности;
- возможность для ребёнка - проявить инициативу, придумать и сделать вместе с
родителями оригинальную, не похожую ни на какую другую игрушку, а затем
самому повесить её на ёлку в группе детского сада.
Заключительный этап
Организация выставки семейных и детских творческих работ.
Подведение итогов, выводы
В результате проведённого проекта дети сделали вывод:
- «Новый год» - старинный, добрый праздник, который встречают всей семьёй.
- Подготовка к празднику начинается заранее и в ней принимают участие все члены
семьи.
- К празднику наряжают ёлку новогодними игрушками и украшениями.
- К старинным новогодним игрушкам надо относиться бережно и аккуратно, чтобы
их не разбить или сломать.
- Старинные новогодние игрушки очень ценны для всей семьи, потому что их
любили бабушки и дедушки, когда были маленькими, и украшали ими новогодние
ёлки в своем детстве.
Заключение
Дети проявляют любознательность и интерес к истории праздника и традициям его подготовки и проведения, с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с подготовкой к Новогоднему празднику.
Отражают свои впечатления в творческой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, укрепляют семейные узы.
Работа над проектом «Знакомство с новогодней игрушкой» нашла горячий отклик и со стороны родителей. Они активно включились в работу по созданию коллекции ёлочных игрушек, изготовлению вместе со своим ребёнком семейной елочной игрушки, с удовольствием приняли участие в мастер-классе по изготовлению старинной тряпичной игрушки, а так же оказали большую помощь в подготовке и проведению Новогоднего праздника для детей нашей группы.