Валентина Мандрина
Краткосрочный проект «Знакомство с дымковской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Краткосрочный проект
«Знакомство с дымковской игрушкой»
Разработала и провела:
воспитатель группы ЗПР
Мандрина В. Г.
.
2013 г.
Актуальность:
Публикация «Краткосрочный проект „Знакомство с дымковской игрушкой“» размещена в разделах
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Участники проекта : дети ЗПР, воспитатель, дефектолог, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: апрель (1 неделя).
Педагогические проблемы:
У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.
Детская проблема:
Недостаточно знаем о дымковской игрушке. Хотим научиться составлять узоры, на основе росписи дымковской игрушке, овладеть геометрическими элементами росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точка, линии (прямые, широкие и тонкие, чёрточки.
Научиться узнавать народные игрушки по некоторым признакам.
Педагогическая цель:
Содействовать ознакомлению детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка).
Способствовать личностному росту, развитию коммуникативных качеств, креативности каждого ребенка через создание ситуаций успеха в практической деятельности.
Задачи:
• Составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушке, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки.
• Уметь придавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).
• Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать 1-2 элемента по форме, величине, форме, цвету.
• Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, середину.
• Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначение.
• Развивать любознательность, самостоятельность при поддержке взрослых, связную речь, коммуникативные навыки, воспитывать желание дальнейшего познания.
• Воспитывать эстетический вкус.
Детская цель:
Получить знания о промысле, содержании, назначении дымковских игрушек, материалах, характерных признаках. Научиться видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиций.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все ее элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры. Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
Виды работ к проекту :
Познавательная деятельность по страницам книг, журналов, альбомов (т. е. сбор информации о дымковской игрушки, беседа о ней, художественное слово о дымковской игрушке.
Фотовыставка «Дымковская игрушка»
Рассматривание книги Ю. Васнецова»Ладушки»
Оформление альбома дымковская игрушка.
Рассматривание книги В. Крупинина «Дымка».
Заучивание стихотворений, поговорок.
Изготовление развивающей игры «Составь картинку»
Выставка рисунков «Дымковская сказка»
Развлечение «Ярмарка»
Просмотр видеофильма «В гости в Дымково»
Создание мини-музея
Распределение амплуа в детском коллективе:
Амплуа Вид работ Задачи
Знатоки Чтение книг, журналов
Просмотр фотографий, открыток о дымковской игрушке
Оформление альбомов, книжек-самоделок
Изготовление развивающей игры «Составь картинку» Собрать и изучить как можно больше информации о дымковской игрушке. Подготовить альбомы для всех детей группы.
Художники Рассматривание иллюстраций и картин о дымковской игрушке.
Оформление рисунков, книг-самоделок, иллюстраций к «Ярмарке» Рассказать о дымковской игрушке через изотворчество, используя разные изобразительные средства.
Артисты Концерт для участников проекта. Рассказать о дымковской игрушке в песнях, стихах, хороводах.
Подготовить концерт для участников проекта.
Все дети Прогулки в магазин «Золотой петушок».
Посещение фотовыставки о дымковской игрушке.
Посещение выставки рисунков.
Презентация проекта «Ярмарка». Подготовить презентацию проекта.
Участие родителей в проектной деятельности :
Амплуа ребенка Деятельность родителей
Знатоки Помощь в сборе информации по страницам книг и журналов о дымковской игрушке. Помощь в отборе и оформлении информации. Участие в подготовке занятий, выставок, оформление журналов, книг-самоделок, развивающей игры «Составь картинку»
Художники Обсуждение идей создания образов дымковской игрушки. Участие в презентации выставки детского творчества «Дымковская игрушка».
Артисты Помощь в создании костюмов, подготовке концертных номеров для итогового развлечения «Ярмарка».
Все дети Помощь в подготовке к конкурсам и презентация участия в конкурсе.
Участие педагогов в проектной деятельности
Руководитель проекта
Воспитатели Музыкальный руководитель
Организационная работа по этапам проекта, консультирование родителей в выборе методов содействия детской проектной деятельности, помощь по запросу.
Помощь детям в определении детской цели. Помощь в подготовке и проведении всех видов работы по проекту. Помощь детям в подготовке, оформлении и презентации итогового развлечения «Ярмарка».
Помощь детям и родителям в подготовке концерта для участников проекта.
Распределение работы по этапам проекта
Этапы Педагоги Дети Родители
Подготовительный Определение
педагогических целей,
помощь детям в
постановке проблемы и
определении детской
цели, участников
проекта, видов работ по
проекту, амплуа Определение
проблемы,
формулировка
цели, определение
содержания
деятельности,
амплуа, задач и
содержания
работы в
соответствии с
амплуа Принятие детской
проблемы и цели,
определение задач по содействию в
достижении детских целей в соответствии
с амплуа.
Сентябрь
Организационный Помощь детям вподготовке к
достижению групповых
и индивидуальных
целей и задач в
соответствии с амплуа,
организация
подготовки
мероприятий по
достижению целей Участие вподготовке
мероприятий по
достижению
целей и задач в
соответствии с
амплуа (см.
таблицу выше) Содействие в
достижении детских
целей через
индивидуальное
общение с ребенком и
участие в
коллективных
мероприятиях
Октябрь-ноябрь
Основной * содействие
выполнению всех
видов работ по проекту * выполнение
всех видов работ
по проекту * Содействие в
проведении всех
видов работ по
проекту, помощь
детям в соответствии
с амплуа
Ноябрь-апрель
Итоговый проведение итогового развлечения «Ярмарка»,
поощрение детей,
презентация проекта Поощрение детей,
нацеливание на
дальнейшее познание Участие в подготовке и проведении итогового развлечения «Ярмарка»,
подготовка
сюрпризов и
подарков для
поощрения детей.