Светлана Никишина
Познавательно-творческий проект «Вместе дружная семья — детский сад, родители и я»
▼ Скачать
Вместе дружная семья — детский сад, родители и я
Ленинградская область
Бокситогорский муниципальный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида»
города Пикалёво
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ –
ДЕТСКИЙ САД, РОДИТЕЛИ И Я»
Разработала:
Воспитатель
Никишина С. Л.
2024 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Пояснительная записка
Публикация «Познавательно-творческий проект „Вместе дружная семья — детский сад, родители и я“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи с целью сохранения и защиты традиционных семейных ценностей.
Семья - это тепло и забота друг о друге. Это любовь, которую мы дарим самым близким и родным для нас людям. Семья – это тепло домашнего очага, взаимоподдержка, помощь, крепость и опора.
Приоритеты в части системы ценностей, с которыми связанны ценности семьи :
• обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
• обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Актуальность:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно - нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФОП в системе дошкольного образования. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Проект «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Работа в условиях реализации новой ФОП требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста. В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию. Воспитание любви и уважения к родному городу так же является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города надо его хорошо знать.
Проблема, на решение которой направлен проект : Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.
• Недостаток знаний о своей семье.
• Утрата функции семьи передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
• Разобщенность между семьей и детским садом.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»
Разработчик и исполнитель проекта Никишина С. Л, воспитатель
База реализации проекта МБДОУ «Детский сад №6 КВ» г. Пикалёво
Срок реализации проекта Декабрь 2023 г. – Март 2024 г.
Участники проекта Дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагог группы, музыкальный руководитель
Классификация проекта по характеру создаваемого продукта:
социально – значимый
по тематике: познавательно – творческий
по количеству создателей: коллективный
по составу участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный
Особенности проекта Опора на личный опыт детей, полученный в семье.
Доступность материала для детей младшего дошкольного возраста.
Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями.
Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в ДОУ.
Методы Наглядный
Словесный
Практический
Цель проекта Формирование представлений о семье, воспитание любви и уважения к близким.
Задачи проекта Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Гармонизировать детско – родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
Развивать партнерские отношения с семьями воспитанников.
Предполагаемые результаты проекта Расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях.
Осознание детьми собственного статуса в семье и понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о своей семье.
Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.
Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
Укрепление межсемейных и внутрисемейных связей.
Повышение активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.
Направление работы с педагогами
с воспитанниками
с родителями (законными представителями)
Предполагаемый продукт проекта Выставка «Моя семья» (творческие работы семей).
Создание мини – музея «Царство доброты».
Картотека игр, пословиц, загадок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр о семье.
Итоговое мероприятие «Навстречу друг другу».
Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный
Педагог:
разрабатывает план мероприятий по теме проекта.
информирует родителей о целях, задачах проекта «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»», дает рекомендации родителям по участию в проекте.
опрос детей «Что я знаю о своей семье?»
диагностика детей на начало и конец проекта.
подбирает художественно- познавательную литературу, наглядно – дидактические пособия, иллюстративный материал.
составляет план работы со специалистами ДОУ.
рассматривает с детьми семейные фотографии, иллюстрации, открытки.
папка передвижка «Искусство быть родителем»
Родители, педагоги, музыкальный руководитель:
знакомятся с целями, задачами проекта ««Вместе дружная семья – детский сад, родители и я», включаются в его реализацию.
подбор музыкально – литературного репертуара для детей к празднику.
Консультации и рекомендации для родителей.
Проблема:
Модель трех вопросов:
1. Что мы знаем? Мы дети. У нас есть родители.
2. Что хотим узнать? Что такое семья? Кто о нас заботится? Где работают мои родители? Какая у меня семья?
3. Как мы узнаем?
2 этап. Практический (реализация проекта)
Педагог:
Консультация для родителей «Что такое семья для ребенка?», «Основные правила семейного воспитания», «Традиции семейного воспитания».
Беседы о семье, чтение рассказов и стихотворений о семье.
ООД из цикла «Я и моя семья».
Оформление информационно-познавательного стенда «Наши защитники», «С праздником любимая мамочка».
Разучивание с детьми песен, стихов к празднику.
Игровая, трудовая, продуктивная и другие виды деятельности с детьми.
Организация выставки детских рисунков «Моя семья».
Родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже»
Мастер – класс СОД «Поздравительная открытка для мамочки»
Познавательное развитие
Опрос детей: «Что я знаю о семье?».
Рассматривания иллюстраций, фотографий на тему: «Моя семья».
Проблемная ситуация: «Цыплёнок не знает кто его родители?».
ООД «Моя семья».
Беседы: «Моя семья»; «Выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома»; «Кем работают твои родители?» (с использованием альбома); «Как мы отдыхаем?».
Дидактические игры
«Сложи картинку»; «Кто главный?»; «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»; «Подбери слово»; «Кто, где живёт?»; «Маленькие помощники».
Конструирование: «Домик для моей семьи»; «Гараж для машин»; «Мебель для моей семьи (стол и стул)».
Социально – коммуникативное развитие
Беседы по фотографиям: «Моя семья»; «Как я помогаю родителям»;
«У меня есть брат (сестра); «Дом, в котором я живу»; «Праздники в моей семье»; «В нашей семье все трудятся»; «Любимые занятия членов нашей семьи»; «Как ты помогаешь маме?».
Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа?»; «Что делать, если кто-то заболел?»; «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Дидактические игры: «Закончи предложение»; «Кто старше?»; «Кто младше?»; «Исправь Незнайку»; «Назови ласково»; «Один – много».
Театрализация по сказкам: «Репка»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья принимает гостей»; «Дочки – матери»; «Больница»; «Поездка на автобусе»; «Купание кукол»; «День рождение куклы»; «Гараж».
Речевое развитие
Игры на развитие речи
«Добавь словечко»; «Как зовут членов семьи»; «Послушай и отгадай»; «Исправь ошибки»; «Назови ласково»; «Кто, что делает»; «Один – много».
Пальчиковые игры
«Семья»; «Кто живёт у нас в квартире?»; «Как у бабушки Наташи»; «Есть у каждого свой дом»; «Наш дом»; «Домашние птицы и их детёныши»; «Цветочек для мамочки».
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки с дедушкой»
Чтение художественной литературы:
Стихи
Чтение стихотворений, разучивание песен: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто; «А что у вас» С. Михалков; «Посидим в тишине» Е. Благинина; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.
Пословицы, поговорки, загадки
Сказки: Русская народная «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; Русская народная «Гуси-лебеди»; Русская народная «Волк и семеро козлят»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»; Ю. Дмитриев «Синий шалашик»; Г. Цыферов «Надо подумать».
Проза: Б. Житков «Как Саша маму напугал»
Художественно – эстетическое развитие
ООД (Рисование) : «Портрет семьи»
ООД (Аппликация) : «Кораблик для моей семьи»
Музыкальные игры: «Мамины помощники»; «Котята»; «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы).
Книжки –раскраски «Дружная семья», «из какой сказки»
Музыкально-театрализованная деятельность:
- разучивание песен
- прослушивание песен
Физическое развитие
Физкультминутки: «Мы во двор пошли гулять»; «Семья»; «Зайка»; «Есть у каждого свой дом»; «Ладушки».
Игровые упражнения: «На лужайке по утру»; «Семейная прогулка»; «Ручеёк»; «Капля раз, капля два…».
Беседы-рассуждения: «Как вести себя на улице с членами семьи?»; «Что делать, если ты огорчил маму?».
Подвижные игры: «Гуси - гуси»; «Вокруг домика хожу»; «Птички в гнёздышках»; «Ровным кругом»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати»; «Мы отважные пилоты»; «По ровненькой дорожке»; «Парами на прогулку»; «Наседка и цыплята»; «Пройди – не упади».
3 этап. Заключительный (результативный)
Педагог
Обработка результатов по реализации проекта
Оформление выставки «Моя семья – моё богатство»
Итоговое мероприятие «Я и моя семья»
Фотоотчет «
Взаимодействие с родителями
Сбор информации по итогам проекта (анкетирование, беседы, опрос, отзывы).
Оценка эффективности работы в проекте.
Продукт проекта Выставка «Моя семья» (творческие работы семей)
Итоговый продукт: совместный физкультурный досуг- «Навстречу друг другу»
Заключение
Оценка результатов
Дети:
Дети получили необходимую информацию о семье : что такое семья, у семьи есть история и традиции.
Имеют представление о родственных отношениях.
Проявляют уважительное отношение к родным и близким.
Родители :
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
Возросла родительская активность в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Родители обменялись опытом семейного воспитания, семейными традициями друг с другом.
Педагог:
Расширилось сотрудничество с родителями.
Разработан консультативно - практический материала для родителей.
Выработан единый стиль воспитания ребенка в ДОУ и семье.
Вывод
Подводя итог можно сказать, что проводимая работа по данному проекту благотворно повлияла на развитие нравственных установок дошкольников, способствовала установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. В результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «семья», «родные» и «близкие», узнали о семейных традициях. А родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду : с огромным интересом участвовали в конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями. В ходе реализации проекта «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» предполагаемые результаты были достигнуты. Для успешного вхождения детей в мир социальных отношений необходимо и в дальнейшем интегрировать усилия детского сада и семьи, которые дают ребенку социальный опыт и во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Библиографический список
Коломийченко Л. В. Чугаева Г. И. Занятия для детей 3-5 лет по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М. : ТЦ СФЕРА, 2017.
Коломийченко Л. В. Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М. : ТЦ СФЕРА, 2013.
Козлова А. В. Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей». – М. : ТЦ СФЕРА, 2018.
Коломийченко Л. В. Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет: методическое пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2013.
Ветохина А. Я. Дмитренко З. С. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2016.
Веракса Н. Е. Комарова Т. С. Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.