Зотова Людмила
Познавательно-творческий проект для детей 4–5 лет «Бабочка-красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Бабочка - красавица»
Продолжительность проекта : 1 месяц
Тип проекта : познавательно – творческий.
Образовательная область: «Познание».
Основной вид деятельности: «познавательно – исследовательская, продуктивная».
По форме реализации: групповой.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей 4–5 лет „Бабочка-красавица“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. ИЗО, творчество
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы. Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая Бабочка», «Раскрась бабочку - красавицу»).
Участники проекта : Воспитатель - Зотова Людмила Викторовна, дети группы № 1 «Звёздочки», родители.
Возраст детей : 4 - 5 лет.
Актуальность
Лето это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Реакция была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, а некоторые, видели это насекомое в
первый раз, и не знали что это – бабочка! А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожить бабочку! Ребята начали активно рассуждать, как же поступить в данной ситуации! Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МБДОУ «Детский сад № 109» организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми группы № 5 «Сказка», в рамках реализации проекта «Бабочка – красавица!» Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Новизна проекта заключается в том, что он составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта : формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек, прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Планируемый результат
Для детей :
Имеют элементарные представления:
О бабочках, их строении и видовом многообразии.
Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
Установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
Развитие творческих способностей родителей.
Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
Повышение уровня педагогической компетентности.
Профессиональный рост.
Повышение качества работы с детьми и родителями.
Пополнение наглядно – дидактического материала группы №5. «Сказка».
Этапы реализации проекта
Подготовительный
На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
знакомство детей с произведениями художественной литературы;
пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»;
разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;
загадывание загадок;
дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка - красавица».
Аналитический
В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно – тематический перспективный план.
Перспективный план реализации проекта «Бабочка - красавица»
Срок проведения
Мероприятие
Цель
Взаимодействие
с семьей
Взаимодействие с
педагогами
1 неделя
Рассматривание
иллюстраций альбома
«Бабочки - красавицы».
познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»).
Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка-красавица».
педагогическая
копилка:
знакомство педагогов с картотекой
дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе.
Рассказ воспитателя:
«Дружная семья бабочек».
Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек.
сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки
(имеет усики, шесть ног, три части тела).
Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.
Чтение стихотворении:
«Малютка бабочка»(Людмила Мелехова,
«Бабочка - красавица»
(Светлана Антонюк).
Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе.
Упражнение:
«Танец бабочек».
Развитие физиологического дыхания.
2 неделя
Беседа
«Чудесные превращения».
Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему,
воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете.
Консультация
«Наблюдение на прогулке за бабочкой».
Пальчиковая гимнастика
«Гусеница».
Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения
гусеницы по листочку.
Дидактическая игра
«Угадай по описанию».
Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.
Словесная игра
«Один - много».
Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.
Аппликация
«Веселая гусеница».
Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения по листу гусеницы,
учить детей
располагать предметы на листе в нужном
месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до
нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя
Наблюдение на участке группы за бабочками.
Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду,
правильно называть.
Совместная творческая работа родителей и детей
«Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста.
Мастер класс
«Лепим бабочку из соленого теста».
Подвижная игра
«Бабочки и цветы».
Развивать координацию
движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам.
Лепка бабочек из соленого теста.
Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание;
закрепить ранее приобретенные
представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам.
4 неделя
Беседа «Для чего нужны бабочки?»
Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни
бабочек в природе.
Помощь родителей в проведении
всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу», организации
выставки детских творческих работ
«Бабочка красавица».
Развивающая игра «Внимательная бабочка».
Развивать зрительное восприятие и
внимание детей.
Загадки, которые мы любим.
Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать
загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.
Игра «Кто назовет больше действий?»
Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.
«Бабочка - красавица»
Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе.
Практический
При реализации на базе МБДОУ «Детский сад № 109» г. Рязани практического этапа познавательно-творческого проекта «Бабочка - красавица» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:
Способы
Методы
Средства
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,
наблюдение на прогулке за бабочкой,
развивающие игры:
«Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т. д.»,
проблемные ситуации:
«Как появляется бабочка?»,
«Для чего нужны бабочки?».
Игровой
Наглядный
Моделирования
Показ
Беседа
Диалог.
«Бабочка - красавица»,
схемы - модели «Насекомые»,
наглядно-дидактическое пособие
«Насекомые»,
дидактические игры из серии:
«Приключения бабочки»,
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т. е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек - красавиц» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек.
познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка - красавица», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т. д.
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
Информационно-познавательном альбоме «Бабочка - красавица»;
Выставке детских творческих работ из соленого теста «Бабочка-красавица»;
«Раскрась бабочку - красавицу».
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей :
развитию наглядно - образного мышления,
памяти,
речи,
внимания,
творческого воображения,
вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.