Наталья Безызвестных
Познавательно-творческий проект «Азбука безопасности» (опасные предметы в быту) для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Познавательно – творческий проект
«Азбука безопасности» (опасные предметы)
Возраст детей : 5-6 лет
Автор проекта : Безызвестных Н. В.,
воспитатель
п. Усть – Абакан,
2017 г.
Проект «Азбука безопасности» (опасные предметы)
Тип проекта : творческий, краткосрочный
Публикация «Познавательно-творческий проект „Азбука безопасности“ (опасные предметы в быту) для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Опасные предметы
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
Время реализации: октябрь – ноябрь 2017г.
Участники:
• Дети группы «Колобки»
• Родители воспитанников
• Воспитатель группы
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?
Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребёнок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель проекта : Создание условий для систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения в доме.
Задачи:
• Создать условия для формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
• Создать условия для расширения представления о доступном ребёнку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования ими;
• Создать условия для ознакомления с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице;
• Создать условия для систематизации знаний о бережном отношении к здоровью;
• Создать условия для развития взаимоотношения детей, умения действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
• Создать условия для развития познавательной активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
• Создать условия для развития у детей самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, приобретая навыки игровой деятельности и общения;
• Создать условия для воспитания внимательного отношения к младшим детям, отзывчивости, доброты, культуры общения.
Задачи по работе с родителями:
• Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей.
• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемые результаты :
• Дети расширят свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
• Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода : ножницами, иголками, ножами, электроприборами.
• Получат представления о службах спасения.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
• Составление плана реализации проекта
• Подбор детской и методической литературы по теме проекта
• Оформление центра безопасности
• Анкетирование родителей на тему «Безопасность ребёнка»
• Подбор наглядных и дидактических материалов
• Рассматривание плакатов на тему: «Безопасность дома», «Безопасность на улице»
• Беседы с детьми: «Если ты один дома», «Опасные предметы»
• Дидактические игры: «Загадки и отгадки», «1,2,3-опасность назови»
• Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Заюшкина-избушка».
Основной:
Проблемная ситуация: «Как познакомить детей с опасными приборами в доме?»
Постановка проблемы: дети получают письмо от воспитателя группы «Капельки» : «Ребята, помогите малышам узнать больше об опасных предметах в доме и как научиться играть в безопасные игры».
Обсуждение проблемы. Поиск решений.
Беседы с детьми:
- «Спички детям не игрушки»
- «Домашние электроприборы»
- «Пожароопасные предметы»
- «Хранение опасных предметов»
- «Таблетки не конфетки»
- «Чужие и опасные люди»
- «Как позвать на помощь»
Экскурсия:
- в пожарную часть
Дидактические игры:
- «Спасатели»
- «Что для чего»
- «Да или нет»
- «Четвёртый лишний»
- «Какие действия могут привести к пожару»
- «Добрый и злой огонь»
- «Службы спасения»
Тематические занятия:
- «Использование и хранение опасных предметов»
- «Контакты с незнакомыми людьми»
- «Пожароопасные предметы»
- «В мире опасных предметов»
- «Как вызвать службу спасения»
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Торопливый ножик», «Катауси и Мауси» К. Чуковский, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Пожар», «Пожарные собаки» Л,Толстой, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житков «01», «02», «03» Л. Зильберг.
Заключительный:
Дидактические игры:
- «Можно-нельзя»
- «Где хранить предметы»
- «Помоги сказочным героям»
- Коллективная работа по изготовлению коллажа «Опасные предметы» для детей группы «Капельки»
Итоговое мероприятие:
Посещение группы «Капельки», дарение детям группы коллажа «Опасные предметы», выполненного детьми старшей группы в прцессе реализации проекта.
Работа с родителями:
- Консультация «Правила безопасного поведения дома»
Продукт проекта :
- Коллаж «Опасные предметы»
Беседа с детьми «Спички детям не игрушки»
Цель: дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички.
Задачи: познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Материал: спички, конверт, картинки (чего нельзя делать, например, включать утюг, разрезные геометрические фигуры.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит, что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело. Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.
- Ой, ребята, посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?
Дети: (подуть, бросить на пол)
Воспитатель: Спасите меня скорее, дуйте.
- Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы?
А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя – это не игрушка!
- Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей) – Было больно?
- Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костёр, чтобы сварить еду.
А играть со спичками можно? (нельзя)
Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Хрюши и Степашки». Послушайте, что они пишут. «Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу вам рассказать, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно, и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробочке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик наш сгорел».
- Ребята, почему, Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (ответы детей).
- А вы сейчас хотите поиграть со спичками? – Ну и правильно, вы уже умные детки, а умные дети, придумывают себе умные игры.
Физкульминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Дидактическая игра «Чего нельзя делать?»
Воспитатель: Ребята посмотрите, на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему? Молодцы, ребята, хорошо справились.
А как же быть с домиком для Хрюши и Степашки? Поможем им? Садитесь за столы на свои места. Посмотрите, что лежит на столе?
Дети: треугольник, квадрат, два прямоугольника.
Воспитатель: Нужно из этих геометрических фигур собрать домик. Приступайте. Молодцы! Теперь у Хрюши и Степашки будет один не домик, а много.
Давайте ещё раз вспомним, можно ли брать детям спички? А чего ещё нельзя делать? (ответы детей).
«В мире опасных предметов»
Цель: - создание условий для уточнения детьми представления об опасных для жизни и здоровья предметах;
- создание условий для развития умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами, об эмоциях и чувствах, вызванных переживаниями, связанными с использованием опасных предметов в быту;
- создание условий для объяснения, что такие предметы должны храниться в специально отведённых местах.
Ход занятия:
1. Динамическая игра «Шарик». Кто поймает, тот загадывает загадки об опасных предметах.
Два конца, два кольца
В середине гвоздик. (ножницы)
Есть у моего Антошки
Только шляпка да железная ножка. (гвоздь)
Вот железная плутовка
Листы держат очень ловко
Крепко вместе их сжимают
Никогда не потеряют. (скрепка)
У меня есть лезвие –
Острое, железное
Обращайтесь осторожно:
Ведь порезаться мной можно! (нож)
Воспитатель протыкает шар иголкой и читает слова:
Я одинокая старуха, я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну. (иголка)
2. Придумать загадку о булавке.
Я иголкина подружка
Только нет у меня ушка.
3. На подносе разные острые предметы.
- Вы считаете их опасными?
- В каких случаях?
- Когда лежат здесь, опасны?
- А когда опасны? (когда их берут в руки, пользуются ими)
4. Врач делает укол ребятам иголкой.
- Что вы испытывали сейчас? (ужас, страх)
- Выберите подходящую картинку.
- Чтобы не пугаться иголки, гвоздя, ножа, надо научиться ими пользоваться. Послушайте, что может произойти, если этого делать не умеешь.
5. Сказка в лицах.
Жили-были старик со старухой и были у них две дочери: старшая Марья, младшая Дарья. Старшая была девочкой трудолюбивой, весёлой, приветливой. А младшая Дарья только спала да ела, а работа ей на ум не шла. Была она ленивой и капризной. У мастерицы Марьи была шкатулочка. И жили в ней друзья, которые помогали ей в работе. Любила их девочка, дружила с ними, аккуратно содержала их. А вещи эти служили ей, слушали её, когда она говорила: «У каждой вещи – своё место».
А эти инструменты гордились своей хозяйкой, когда люди говорили о ней: «У рукодельницы Марьи – золотые руки» или: «Дело мастера боится».
Однажды матушка дала девочкам задание: пришить пуговицу к кофточке. Смотрите, что из этого вышло!
Марья: Иголка в игольнице. Работает аккуратно, пришила, иголку – на место.
Дарья: Иголка валяется. Уколола пальчик, вскрикнула, всё бросила, плачет.
Посмотрите на лица этих девочек!
Марья: Радость.
Дарья: Грусть, отчаяние.
6. Теперь придумайте ситуации с использованием этих предметов, когда результат будет таким.
А) Прикалывали кнопкой картинку к стене, кнопка упала на пол, ребёнок наступил.
Б) Резал хлеб, порезал пальчик.
В) Оставили клубок со спицами на диване, котёнок прыгнул, наколол…
Г) Забивал гвоздь, когда делал кормушку, отвлёкся на резкий звук, ударил по пальчику.
- А теперь – когда беспокойство, тревога.
А) Отрезал пуговицу вместе с тканью: появилась дырка. Мама накажет.
Б) Пилил доску, не заметил, порезал табуретку. Папа накажет.
7. Как одним словом назвать все эти предметы (на подносе) иглы, булавки, гвозди, скрепки, кнопки. Ими работают. (Инструменты).
- Все они любят порядок. Помогите им найти свои места!
Иголку – на подушечку,
Гвозди, скрепки, кнопки – в разные коробки.
- Вспомните пословицу, которую я в начале сказки произносила! (Каждой вещи – своё место).
- Все эти инструменты, каким словом можно назвать? (опасные).
8. Вперемешку на столе – разные картинки. Выбрать те, которыми детям совсем нельзя пользоваться: спички, зажигалка, утюг, телевизор.
- Пользоваться можно, но осторожно, так, как показывали взрослые: иголка, булавка, кнопка, нож, гвоздь, молоток, ножовка.
- Не умеешь пользоваться: вид их что вызывает? (страх, ужас)
- А если научишься пользоваться. И всё у тебя получается: отрежешь сыр, зашьёшь дырку на варежке, прикнопишь листик к доске – какое чувство возникает? (радость, ликование)
9. Изобразить на листе бумаги ужас и радость.
- А если научитесь ими пользоваться, они станут не врагами вашими, а друзьями. Они могут делать удивительные вещи.
10. Показ вышитых, связанных салфеток, кормушки, домика.
- Это можно подарить кому-нибудь. Что будет испытывать человек? (Радость – кто дарит, и радость – кому дарят).
- Дарите человеку радость.
11. Закончить:
Дома острые ножи
Ты на место положи.
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку.
Если ножницы достал,
Убери, откуда взял.
Тогда ни девочки, ни мальчики
Не порежут свои пальчики.
Конспект занятия по ОБЖ «В мире опасных предметов»
Цель: - создание условий для уточнения знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами.
- создание условий для воспитания у детей аккуратности в работе с опасными предметами.
Ход занятия:
Входит забинтованный зайчик.
Зайка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Кто же это к нам пришёл? Зайка, ты плохо выглядишь, ты попал в неприятную историю.
Зайка: Да, со мной произошла ужасная история, хотите расскажу.
Воспитатель: Дети, давайте послушаем, что же произошло с Зайкой.
Зайка: Вчера ко мне в гости пришёл мой друг Ёжик. И мы с ним поиграли.
Воспитатель: Что же в этом плохого?
Зайка: Играли мы с Ёжиком в разные игры, а потом нам захотелось порезать из бумаги что-нибудь. Вырезали мы, вырезали и баловались, а Ёжик так смеялся, что толкнул меня случайно под лапку, а я в это время вырезал снежинку. И поэтому сильно поранился ножницами. Знаете, ребята, мне так игра не понравилась, я с досады ножницы на пол бросил. А потом мы с Ёжиком захотели развесить наши снежинки на стене и для этого взяли кнопки. Вы знаете, что такое кнопки? А кнопки всё вредничали и не хотели влезать в стену, и коробочка с кнопками упала ещё на пол, они все рассыпались. Ёжик покачнулся и наступил на рассыпанные кнопки. Он проткнул ботинок, оцарапал ногу. Поэтому мы начали играть в больницу, я был врачом, а Ёжик медбратом, и мы лечили друг друга: обрабатывали зелёнкой ранки и бинтовали лапки друг другу.
А тут и мама пришла, она нам принесла угощение. Мы всё бросили: иголку, бинт и флакон с зелёнкой – и ушли пить чай.
Воспитатель: Зайка, ты бросил иголку на пол. Ведь её очень трудно отыскать, она такая маленькая, а беду может сделать большую.
Зайка: Да, ребята, я забыл, куда всё побросал. Теперь боюсь заходить в комнату. Вдруг опять поранюсь. Дети, помогите мне разобраться со всеми этими опасностями.
Воспитатель: Дети, что будем делать. Предлагаю поиграть в игру «Найди своё место». Я буду называть предмет, а вы уберёте его на место.
Цветочек Маша вышивала
Досада – вдруг иголку потеряла.
Иголочка обиделась и заблудилась –
Не в своём домике
Из-за Маши она очутилась
Кто детки знает, где иголочка живёт.
Кто быстро родное местечко ей найдёт.
(один из детей картинку с изображением иголки кладёт рядом с изображением игольницы)
Каждому инструменту
Место своё должно быть,
Всякий ребёнок знает,
Куда ножницы положить.
А вот недотёпа Игорёк
Бросил небрежно их в уголок
«Горько, печально» - ножницы плачут,
Пытаются выбраться, к домику скачут.
- Ребята, куда нужно убирать ножницы после работы. Правильно, Настя, пойди, убери ножницы на место.
Молодец.
Ножницами вы, друзья, помогите,
Быстро им место родное найдите
Все инструменты вы распределили,
Чем меня приятно удивили.
Воспитатель: Ребятки, а что же делать с кнопками. Куда их уберём. Молодцы. Понят, Зайка, что все инструменты, после работы, нужно убирать на место. Тогда и ты не поранишься, и они не потеряются. Ребята, расскажите ещё раз Зайке, как правильно пользоваться иголками.
1 ребё нок:
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая – не плод.
2 ребё нок:
Иголка в работе весела,
Она тонка и так мила.
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
3 ребё нок:
Иголки надо сосчитать,
Потом садиться вышивать.
С напёрстком, право, лучше жить:
Как щит он может защитить.
Иголки нрав колючий,
Он непременно укротит.
Воспитатель: А как необходимо правильно пользоваться ножницами.
1 ребё нок:
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
2 ребё нок:
Не бегай с ними по квартире-
Так можно сделать харакири.
Коль кто-то просит – не зевай,
Вперёд колечками подай.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе.
Воспитатель: ребята, а где хранятся у вас дома эти предметы. Сегодня на занятии мы узнали много нового, интересного и полезного. А сейчас давайте повторим правила пользования колющими и режущими предметами.
Итак, ребята, помните всегда…
Дома острые ножи ты на место положи,
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку.
Если ножницы достал,
Убери, откуда взял.
Тогда ни девочки, ни мальчики
Не порежут свои пальчики.
Воспитатель: Ребята, но ведь дома у нас много нужных предметов, при неправильном обращении с которыми мы можем пораниться. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы будете называть мне эти предметы.
Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. (ножницы)
Если остриём упрётся –
Сразу дырочка найдётся. (шило)
Есть у моего Антошки
Только шляпка да железная
ножка. (гвоздь)
Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать.
И стучит день-деньской
Он железной головой. (молоток)
Вот железная плутовка,
Листы держит очень ловко.
Крепко вместе их сжимает,
Никогда не растеряет. (скрепка)
Я иголкина подружка,
Только нет у меня ушка. (булавка)
Гвоздь как схватят, как потянут,
Непременно вытащат. (клещи)
Конь стальной, хвост льняной
Подружись – ка ты со мной. (иголка)
Зубы есть, а рта не надо. (пила)
Кланяется, кланяется –
Придёт домой- растянется. (топор)
Я сижу в своём домишке,
Не серди меня, мальчишка,
Обращайся осторожно –
Мной порезаться ведь можно. (перочинный нож)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными, используя их.
Самоанализ занятия.
Занятие разработано для детей старшей группы.
Вид НОД – интегрированное: математика с элементами развития речи.
Форма НОД – путешествие в сказку.
Обоснованность выбора темы: в старшем дошкольном возрасте повышается уровень самостоятельности детей в играх со сверстниками. Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы становится её действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. Это способствует освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условие дальнейшего обучения в школе.
По степени сложности: задания подобраны с учётом возрастных особенностей детей, в режиме развития.
Считаю, в программных задачах раскрыта триединая дидактическая цель: обучение, развитие, воспитание.
А именно:
Структура НОД состоит из нескольких этапов:
1. Организационный, который включает в себя эмоционально-психологический настрой на деятельность с использованием художественного слова, создание ситуации позволяющей настроить детей на работу, узнать их личностный настрой.
2. Основной.
Здесь решалось сразу несколько задач, это:
- организация познания через переживание, актуализация чувственного опыта (погружение в сказочную атмосферу, стремление помочь сказочному герою.
- обращение к раннее накопленному опыту (знание математических понятий)
- стимулирование детей к самостоятельному выбору выполнения задания (задание с геометрическими по форме часами, составление задачи по рисунку).
- создание ситуации взаимопомощи между детьми, использование такого задания, где сильна взаимосвязь результатов групповой работы (составление из частей целой картинки, подчёркивание значимости достижений каждого в решении общей учебной задачи.
3. Заключительный. Побуждение детей к самооценке, самоанализу деятельности.
Таким образом, я считаю, что дети умеют слышать и принимать учебные задания, излагать свои мысли, выполнять задания по плану, умеют слушать ответы товарищей и помогать им.