Галина Пронина
Познавательно-творческие проект «Радуга народного творчества»
Познавательно-творческие проект
«Радуга народного творчества»
Подготовила
инструктор по ФЗК Пронина Г. В.
Балаково 2019.
Проект в ДОУ №39 «Солнышко» Тема: «Радуга -народного творчества»
Вид проекта : познавательно-творческий.
Возраст: Дети младшей,средней,старшей и подготовительной к школе группы
Продолжительность проекта : долгосрочный с14.10 по 14.11 2019г
Публикация «Познавательно-творческие проект „Радуга народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Участники проекта : дети ДОУ, родители или законные представители воспитанников, воспитатели ДОУ. инструктор по физической культуре.
Автор проекта : инструктор по ФЗК Пронина Г. В.
Актуальность проблемы: наше общество переживает нравственно-патриотический кризис. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои. Необходимо формировать и развить у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, просвещать родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Ведь именно в детстве важно заложить в душу ребёнка любовь к родной культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядам. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.
Цель проекта : создание педагогических условий в ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры на основе интеграции разных видов художественно - творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2. Развивать – положительную мотивацию к усвоению знаний о культуре нашей Родины.
3. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5. Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров -воспитывать уважение к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам и к национальной русской культуре
Предполагаемый результат: По завершению проекта дошкольники должны иметь представление о духовной культуре народа, об истоках русской народной культуры.
Этапы реализации проекта
1 этап-подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи, потешки, прибаутки,сказки).
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
II. Практический этап Планируемая деятельность по образовательным областям:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей к народному декоративно прикладному творчеству»
1. Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2. НОД. Познавательное
3. НОД. Художественно-эстетическое развитие
4 НОД. Речевое развитие
III.Обобщающе - результативный этап
1. Создание альбомов «Виды росписей».
2. Развлечение для детей «Игры бабушек и дедушек»
3. Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
Презентация проекта : Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Работа с родителями:
1. привлечение родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея
2. совместное изготовление поделок с детьми для выставок, ярмарок, вечеров творчества;
3. создание буклета «Народные промыслы России»;
4. консультации для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей», «Роль фольклора в развитии детей», «Народные праздники»,» Игры не пустое занятие,а первая школа ребенка»
Интеграция образовательных областей
№ п/п Направление Тема мероприятия задачи
1. «Физическое развитие» Подвижные, хороводные,
народные игры Познакомить детей с народными играми. Закрепить умение быстро перестраиваться во время движения. Воспитывать выжержку, организованность, творчество, фантазию
2. «Социально-коммуникативное развитие» Дидактические игры.
Беседы
Сюжетно-ролевые игры Развивать эмоциональную отзывчивость, умение договариваться, Уважительное и доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине. Воспитывать чувство гордости.
3. «Познавательное развитие» Дидактические игры
Наблюдение
Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
4. «Речевое развитие» Чтение художественной литературы
Драматизация сказок
Составление описательных загадок.
Заучивание потешек, поговорок,
Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи.
5. «Художественно-эстетическое развитие» Рисование
Лепка
Аппликация Развивать творчество у детей. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт. Развивать образно-эстетическое восприятие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М. : Просвещение, 2006 г.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008 г.
4. «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб. : Акцидент, 1997 г.
6. Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.
7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009 г.
Радужная неделя
1 Понедельник Красный цвет
Младшая группа Подвижные игры:» Птички и кошка. Пузырь
Беседы. Мы веселые матрёшки Песенки,потешки, прибаутки
Чтение Е. Благинина «Пёстрый хоровод»
НОД: рисование Расписные матрёшки
Средняя Подвижные игры:» Мыши водят хоровод, Воробушки и кот. У медведя во бору
Беседы. Матрёшка в гости к нам пришла, Песенке потешки прибаутки
Е. Благинина «Пёстрый хоровод»
НОД Лепка «Весёлые матрёшки» - плоскостная фигурка (пластилинография).
Старшаяя Подвижные игры: «Коршун и цыплята. У медведя во бору, Зайцы и волк «Сюжетно-ролевые игры
Беседы.» Настроение природы, Народные промыслы России»
Чтение худ литературы «О хохломе» В. Боков, «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева. П. русские народные песенки, потешки, пословицы.. Кодухина; сказка «Чудо птицы» Т. Тимофеева.
Д. И.»Угадай какая роспись, Найди свой элемент»
НОД. Рисование»Подарок для Жихарки»
Настольно-печатные игры: «Домино», «Народные промыслы»
Подготов Подвижные игры «На горе-то калина», «Горелки».
Сюжетно-ролевые игра «Магазин промыслов».
Беседы.»Настроение природы,Народные промыслы России «
Чтение худ литературы: «О хохломе» В. Боков, «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» русские народные песенки, потешки, пословицы.. Кодухина; сказка «Чудо птицы» Т. Тимофеева.
НОД Рисование «Роспись дощечки хохломским узором»
Д/и ««Угадай, какая роспись?». «Составь узор»,
Настольно-печатные игры: «Домино», «Народные промыслы»
2. Вторник оранжевый цвет
В гостях у сказки
Младшая Д. И «Найди и промолчи, Опиши наряд матрёшки. Подбери бусы матрешки
Подвижные игры «Птицы в гнездышках, Мыши водят хоровод»
Беседа : Повторить потешки и поговорки
Чтение: Прибаутки, небылицы, заклички
НОД Сказка в гости к нам пришла –чтение и инсценировка р. н. сказки «Репка
средняя Д. И «Найди и промолчи,Опиши наряд матрёшки. Подбери бусы матрешки. Цветное домино
Беседа : Повторить потешки и поговорки
Чтение: Прибаутки, небылицы, заклички
Подвижные игры «Птицы в гнездышках, Мыши водят хоровод»
НОД Сказка в гости к нам пришла –чтение и инсценировка р. н. сказки «Репка
старшая Д. И. «Чудесный мешочек, Что сначала что потом
Беседа «что такое сказка», «Что было бы если б Баба Яга была добрая» Загадки о сказочных героях
Чтение: А. Н. Афанасьев. Заветные русские сказки -
Подвижные игры «Хитрая лиса, Зайцы и волк, Найди свой цвет»
НОД Чтение былин о русских богатырях
подготовительная Беседа «что такое сказка», «Что было бы если б Баба Яга была добрая» Загадки о сказочных героях
Д. И. «Чудесный мешочек, «Что сначала что потом»
Подвижные игры «Хитрая лиса, Зайцы и волк, Найди свой цвет»
Чтение: А. Н. Афанасьев. Заветные русские сказки -
НОД : Чтение былин о русских богатырях
3. Среда Желтый цвет
В гостях у русских мастеров русские мастера
Младшая Подвижные игры:»Не боимся мы кота, Найди свое место, Найди где спрятано»
Беседа «Чудо-чудное –диво дивное -народные игрушки
Д. Игры: Продолжи роспись, Найди свой элемент»
НОД лепка Репка
Чтение: Небылицы, шутки-прибаутки
средняя Подвижные игры:»Не боимся мы кота. Найди свое место, Найди где спрятано»
Беседа «Чудо-чудное –диво дивное -народные игрушки
Чтение: Небылицы, шутки-прибаутки
Д. Игры :»Продолжи роспись, Найди свой элемент»
НОД лепка Репка
Старшая Подвижные игры «Жмурки, Кошки –мышки
Беседа: Работа мастеров прошлого и настоящего (единство традиций)
Д. Игры: «Составь узор, Четвертый лишний»
Чтение: Небылицы, шутки-прибаутки
С-р игра- Ярмарка мастеров
НОД:лепка Моя любимая сказка
Подготовительная Подвижные игры «Жмурки, Кошки –мышки
Беседы Работа мастеров прошлого и настоящего (единство традиций)
Д. Игры: Составь узор, Четвертый лишний»
Чтение : Небылицы, шутки-прибаутки
С. р игра Ярмарка мастеров
НОД: лепка Моя любимая сказка
4 Четверг- зеленый
С чего начинается Родина
Младшая группа Подвижные игры «Уголок,Колечко»
Беседы:Моя семья
Д. игры: «Найди такой-же, собери правильно»
Чтение: Рассказы, стихи о природе.
С. р. игры: Моя семья, Магазин
НОД-рисование осенний букет подарю я маме
Средняя группа Подвижные игры «Уголок,Колечко»
Беседы: Мой город, Моя семья
Д. игры: «Найди такой-же, собери правильно»
Чтение Рассказы, стихи о природе
С. р. игры :Моя семья, Магазин
НОД: рисование осенний букет подарю я маме
Старшая группа Подвижные игры «Уголок,Колечко»
Беседы:Я люблю тебя Россия
Д. игры: «С какого дерева лист», Чей хвост, Собери цветок «
Чтение Рассказы, стихи о природе, о Родине
С. р. игры: На страже Родины, Моряки
НОД: Город в котором мы живем
Подготовительная группа Подвижные игры «Уголок,Колечко»
Беседы: Я люблю тебя Россия
Д. игры: «С какого дерева лист», Чей хвост, Собери цветок «
Чтение Рассказы, стихи о природе,о Родине
С. р. игры На страже Родины, Моряки
НОД: Моя страна
5 пятница голубой
Голубое чудо
Младшая Подвижные игры «Плетень, Золотые ворота»
Д. Игра «Подбери узор, Продолжи узор»
Чтение : Потешки, заклички, стихи и небылиц»
НОД рисование – «Облака белокрылые лошадки
средняя Подвижные игры «Плетень, Золотые ворота»
Д. Игра Подбери узор, Продолжи узор»
Чтение Потешки, заклички, стихи и небылиц»
НОД рисование – «Облака белокрылые лошадки
Старшая Подвижные игры «Плетень, Удочка У Миланьи у старухи»
гжели».
Д. И. Собери гжельскую розу»,»Составь свой узор»
Чтение :Ю. Николаева. П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко»;
НОД рисование «Сине-голубое чудо»
Подготов Д. И. Собери гжельскую розу»,»Составь свой узор»
Подвижные игры «Плетень, Удочка У Миланьи у старухи»
Чтение :Ю. Николаева. П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко»;
НОД рисование Сине-голубое чудо гжели».
6 понедельник – синий
Игрушки в гостях у ребят
Младшая группа Подвижные игры «Уголок,Колечко»
Беседы:»Маша варежку одела, Матрёшки»
Д. игры:»Найди лишнее, Собери целое, Найди пару»
Чтение
С. р. игры
НОД
Средняя группа Подвижные игры «Уголок,Колечко»
Беседы: Маша варежку одела, Матрёшки»
Д. игры: Найди лишнее, Собери целое, Найди пару»
Чтение
С. р. игры
НОД
Старшая группа Подвижные игры «Уголок,Колечко Растеряха, Мы матрёшки, Игровая»»»
Беседы:» Наши колыбельные песенки, От самовара до чайника»»
Д. игры:» Разрезные картинки, Лото, Собери целое»
Чтение : Бажов Сказы, Петишка «Как кроту штанишки шили,
С. р. игры «В гости к бабушке в деревню»
НОД «Оберег»
Подготовительная группа Подвижные игры «Уголок,Колечко, Растеряха, Мы матрёшки, Игровая»»
Беседы: Наши колыбельные песенки, От самовара до чайника»»
Д. игры: Разрезные картинки, Лото, Собери целое»
Чтение Пермяк Е. "Золотые колечки. Уральские были-небыли ", "Семьсот семьдесят семь мастеров", "Памятные узелки"
С. р. игры «В гости к бабушке в деревню»
НОД «Оберег»
7 вторник фиолетовый – игры бабушки и дедушки
Спортивное развлечение
Младшая группа «Скоморошина горошина»
Старшая. Подготовительная группа» Игры бабушек и дедушек»