наталья понамарева
Творческий проект «Богатство русского народного творчества» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Руководители проекта : Воспитатели группы.
Участники: воспитанники старшей группы.
Вид проекта :
По количеству участников: групповой;
По приоритету метода: творческий;
По контингенту участников: дети 5-6 лет;
По продолжительности: краткосрочный.
Актуальность проекта
Публикация «Творческий проект „Богатство русского народного творчества“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.
Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Проблема: Необходимость развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».
Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Задачи:
• Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
• Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
• Создать условия для активации творческого мышления детей.
• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
• Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
• Расширять сотрудничество с родителями.
• Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
Гипотеза: объяснить актуальность, важность проблемы, необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре и видах творчества русского народа. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Подготовительный этап:
• Разработка стратегии реализации проекта.
• Постановка цели и разбивка на веер задач.
• Изучение методической литературы.
• Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек для детей 5-6 лет.
• Изготовление атрибутов к спектаклю.
• Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т. п, стенды с изделиями народных промыслов.
• - приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин);
Предполагаемый результат:
• развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
• создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
• умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
• создание мини-музея «Дивная роспись»
Продукт проектной деятельности :
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- выполнение работ из пластилина;
- выполнение работ из бумаги «Папье-маше»;
- выставка детского творчества;
Презентация проекта :
-выставка «Дивная роспись»;
-создание мини-музея «Русская горница».
План реализации проекта :
Образовательные области Виды деятельности
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
-Спектакль «Рукавичка»;
-Спектакль «Зимовье зверей».
Дидактические игры:
-«Узнай из какой сказки это выражение»;
- «Одень куклу в русский народный костюм»;
-«Подбери узор к игрушке»;
-«Помоги Машеньке найти корзинку»;
-«Определи и назови промысел»;
Ручной труд:
-Рисование с элементами «Городецкая роспись»;
-Лепка «Дымковская игрушка»;
-Аппликация «Предметы русского быта» (Папье-маше);
-Аппликация «Дымковская барышня».
-Рисование «Предметы русского быта»;
-Рисование «Хохломские чудеса», «Гжель»;
-рисование «Укрась матрешку сказочным узором».
Беседы:
-Беседа об обычаях и традициях русского народа. ---Беседа об истории русского народа.
-Беседа о художественных промыслах.
Познавательное развитие
-знакомство с понятиями музей;
-знакомство с народно - прикладным искусством;
-знакомство с видами росписи;
- просмотр презентации.
-«Большая история маленькой игрушки»;
- Знакомство с разными профессиями в старину;
Речевое развитие
-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним;
-Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.);
- Заучивание наизусть понравившихся произведений;
-Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»;
-Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование:
-посуда «Хохломская роспись» (раскраски);
- «Дымковская красавица» (раскраски);
- рисование узоров «Золотая хохлома» (гуашь);
- рисование узоров «Гжель»;
- досточка в стиле «Городецкая роспись»;
- роспись посуды в стиле «Гжель», «Хохломские узоры»;
-рисование «Укрась матрешку сказочным узором».
Лепка:
-«Дымковская игрушка»- конь;
Аппликация:
- посуда из бумаги (папье-маше);
-Аппликация «Дымковская барышня».
Конструирование:
- «Дома в старину»;
Физическое развитие Подвижные игры:
-«Уголки»;
-«Ключи»;
-«Два Мороза»;
-«Гуси-лебеди».
Физкультминутки:
-«Шепоток»;
-«Молчание»;
Презентация проекта - выставка детского творчества «Дивная роспись»;
-создание мини-музея «Русская горница».
Работа с родителями
-оформление папок – передвижек, памяток;
-привлечение родителей к организации досугов;
-консультация «Русская народная игрушка»;
Продуктивная деятельность:
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- выполнение работ из пластилина;
- выполнение работ из бумаги «Папье-маше»;
- выставка детского творчества;
Презентация проекта :
-выставка «Дивная роспись»;
-создание мини-музея «Русская горница».
Вывод: После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.