Ноякшина Марина
Проект «Развитие активного словаря детей младшего возраста посредством устного народного творчества — фольклора Прикамья»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой
Тип проекта : познавательно - творческий
Срок реализации: 01.10- 14.10.19г.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Предварительная работа:
-Подбор фольклора народов Прикамья : сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
-Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала.
-Взаимодействие с родителями, рекомендации
- Организация предметно-развивающей среды в группе.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Форма проведения:
Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта :
-Картотека потешек, загадок, считалок народов Прикамья.
- Создание фотоальбома.
-Презентация проекта.
Актуальность проекта :
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада. Хорошо подобранная и эмоционально рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говор прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль народной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка родного края.
А так как я задалась вопросом развития связной речи и активного словаря младших дошкольников через устное народное творчество (тема по самообразованию, то первостепенно поставила перед собой вопрос о необходимости в первую очередь познакомить детей с фольклором своего региона - Прикамья.
Проблема :
Как правильно использовать фольклор Прикамья для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Задачи:
-Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традиций средствами народного фольклора.
-Познакомить детей с народным фольклором Прикамья, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.
-Расширить и активизировать словарь детей через знания об окружающем мире, предметах, природе, быте.
-Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Цели:
-Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям Прикамья.
- Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Ожидаемый результат:
-создание система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора Прикамья;,
-развитие диалогической и монологической речи детей;
-использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен;
-установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
I этап. Подготовительный
Задачи:
1. Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора в целом и фольклора народов Прикамья.
2. Подобрать литературу по фольклору.
3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
4. Оформление картотеки фольклора по теме «Фольклор Прикамья для самых маленьких».
5. Пополнение предметами народного быта сюжетно-ролевой игры «Дом-семья».
6. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, сказок».
Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора народов Прикамья
Игрушки диких, домашних животных и птиц
Куклы БИ-БА-БО
Картины животных и птиц
Маски: коза, козел, заяц, лиса, кот, воробей, петух, бык.
Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…
Ширмы
Картотеки «Колыбельные песни», «Прибаутки», «Считалки», «Загадки»
Куклы, кроватки
Сказки «Козел и козлушка», «Кот, петух и лисица», Кот, воробей и петух», «Колобок», «Репка (звери плакальщики)»
Настольный театр по сказкам
Теневой театр по сказке «Колобок»
Игрушки для обыгрывания прибауток: улитка, солнышко, голубь
Предметы народного костюма
Пальчиковые игры
Объемные модели ладони
2 этап: Реализация проекта
На данном этапе ведется работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
1 –я неделя
Разучивание потешек «Гуля-голубок», «Солнышко-ведрышко», «Улитка».
Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»
Словесная игра «Ладушки ладошки».
Н/п игра «Собери картинку».
П/И «Веночек», «Маленькие ножки-большие ноги».
Слушание перед сном аудио сказок «Козёл и козлушка», «Кот, петух и лисица»
Дети знают потешки и играют в пальчиковую игру.
2 –я неделя
Разучивание потешек «Радуга дуга»», «Я Ванюше пирог испеку»
Народные игры «Пчелы», «Догони и назови».
Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
Чтение народных сказок «Кот, воробей и петух», «Козонька», «Заяц и лисица»
Инсценировка «Колобок» (теневой театр)
Дети знают потешки, народные игры.
3 этап: Итоговый
-НОД : Инсценировка сказки «Заяц и лисица» с использованием ИКТ (интерактивной доски, где дети самостоятельно строят избы для героев, двигают животными, озвучивают с помощью педагога героев или озвучивают сказку, используя презентацию.
Цель: закрепить знания детьми фольклора народов Прикамья.
-Выступление на педсовете с презентацией проекта
Цель: обмен опытом с коллегами по развитию активного словаря детей посредством словесного творчества, используя региональный компонент –фольклор народов Прикамья.
Работа с родителями:
-Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора Прикамья и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
- Проведение акции «Читаем вместе», с целью пополнения книжного уголка литературой по устному народному творчеству.
- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
- Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству
-Выявление знаний у родителей через анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Итоговое мероприятие.
Итоговый показ НОД «Инсценировка сказки «Заяц и лисица» с использованием ИКТ.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2.«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми».
9. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких»,с. 51
10. Журнал «Дошкольное воспитание» : №12,2007г. «Занятие для детей раннего и младшего возраста» ,с. 122