Анастасия Владимировна Спиненко
Проект «Масленичные посиделки» (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Публикация «Проект „Масленичные посиделки“ (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества)» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта :
- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа.
- Развивать творческое мышление, детскую фантазию.
- Вызвать интерес к русскому народному творчеству и помочь детям понять мир сказок, прибауток.
- Развивать внимание к русскому языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества.
Ожидаемые результаты:
- Активизируется познавательная и речевая деятельность детей.
- Повысятся знания родителей о влиянии устного народного творчества на развитие речевой деятельности детей;
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : Творческо - театрализованный.
Продолжительность: 1 месяц
Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, подвижные игры, костюмы, аудио записи.
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап - подготовительный
- составление плана работы;
- подбор дидактического материала для развития речи детей средствами народного творчества;
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2 этап - практический
- работа с детьми по развитию речи дошкольников средствами устного народного творчества :
- цикл занятий, бесед, игр-имитаций по теме проекта чтение стихов, потешек, сказок;
- работа с родителями (консультации по теме проекта);
- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении фольклора в развитии речи детей через анкетирование.
3 этап – заключительный
- Итоговое мероприятие – развлекательный досуг «Масленичные посиделки».
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми потешек, песен, загадок.
Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Содержание практической деятельности с детьми
- оформление книжного уголка;
- показ кукольного театра по русским народным сказкам;
- обыгрывание потешек «Кисонька-Мурысонька», «Заинька походи, серенький походи», «Как у нашего кота»;
- чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок;
- беседы на тему «Бабушкин сундук», «Что такое Масленица?», «Игры наших бабушек»;
- рисование иллюстрации к любимой сказке;
- прослушивание русских народных песен, разучивание русской народной песни «Я по лугу гуляла…»;
- подвижная игра «Платочек», «Ручеек», «Бабка Ежка»;
- в свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр обыгрывание знакомых сказок.
3 этап - заключительный.
Организация совместной деятельности с детьми (народные игры, разучивание народной песни, пословиц и загадок, инсценирование сказки «Руковичка», разучивание танцевальных движений в русском народном стиле).
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Приложение
Русская народная игра «Бабак Ежка»
Описание: В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка – Костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
Пословицы:
"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".
"Берегися бед, пока их нет".
"Береженого и бог бережет".
"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".
"Лукавство не велико, а сторожность есть".
Приложение
Русские народные песенки и потешки
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
* * *
— Ладушки, ладушки
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
* * *
— Сорока, сорока!
Где была?
— Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
* * *
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает,
забодает,
забодает.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай.
* * *
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.
* * *
Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
* * *
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
* * *
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
* * *
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайка — за капустку,
Мышки — за корочку,
Ребятки — за молоко.
* * *
Дождик, дождик, пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка,
Колоколнышка!
* * *
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-угрру! Грру-угрру!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
* * *
— Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
* * *
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
* * *
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
* * *
— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
* * *
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
* * *
Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точёная,
Позолочённая,
Песня ладная,
Сказка складная.
* * *
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
* * *
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
— А что в кузовочке?
— Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.
* * *
Жил-был у бабушки
Серенький козлик.
Вот как! Вот как!
Серенький козлик.
Бабушка козлика
Очень любила.
Вот как! Вот как!
Очень любила.
Вздумалось козлику
В лес погуляти.
Вот как! Вот как!
В лес погуляти!
Напали на козлика
Серые волки.
Вот как! Вот как!
Серые волки.
Остались от козлика
Рожки да ножки.
Вот как! Вот как!
Рожки да ножки.