Елена Прокопенко
Познавательно-речевое занятие для детей 5–6 лет «Масленица пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое занятие для детей 5-6 лет
Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
- поощрять речевую активность детей;
- активизировать употребление в речи прилагательных.
Публикация «Познавательно-речевое занятие для детей 5–6 лет „Масленица пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память через знакомство с традициями народного праздника Масленица;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей через русские народные подвижные игры и танцы;
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- доставлять детям радость от народных игр;
Материалы и оборудование: магнитные доски, иллюстрации с изображением празднования Масленицы по дням недели, картинка с изображением блина, разрезанная на 7 частей (дни недели); кукла-Масленица, На тарелочках мука, сахар и масло сливочное.
Ход НОД
Воспитатель: ребята, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что наступает весна.
В этот праздник все стремятся
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы (ребенок)
Воспитатель: Дети, о каком же празднике это стихотворение?
Дети: Масленица
Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.
Воспитатель: 1. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица — Маслена …
Встречают этот праздник весело и шумно. На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои развлечения и обряды.
Путешествие по Масленичной недели
1Стенд с картинками
И так начинается Масленица в понедельник – первый день недели «Встреча Масленицы». В этот день делают куклу-чучело Масленицы из соломы и тряпок. И, конечно же, начинают печь ….блины. На что похожи блинчики? (солнце) Приглашают гостей и угощают их. Все играют и веселятся, радуются, что наступает весна. (Рассматривание иллюстраций)
В первый день пекли маленький блин и давали детям.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».
На тарелке он один – называем просто… блин.
Много испекли их мы – тогда назовем… блины.
Испекли для дочек – назовем… блиночек.
Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.
Огромный, как домище – назовем…блинище.
Часть круга №1 прикрепляется на магнитную доску-первый день недели
Второй день — вторник, звался «Заигрыши!» В этот день и взрослые, и дети ходили от дома к дому, пели песни и за это их угощали блинами. А на улице людей веселили скоморохи своими шутками и плясками. (Рассматривание иллюстраций)
Часть круга №2 прикрепляется на магнитную доску-второй день недели
2. Стенд с картинками
Третий день — среда «Лакомка».
Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой. (ответы детей). Это что-то вкусненькое, сладенькое. В этот день все лакомились блинчиками. Еще в этот день ваши папы ходили к вашим бабушкам в гости и пробовали всякие угощения. (Рассматривание иллюстраций)
А давайте узнаем, чем же наши бабушки угощали ваших пап. Для этого отгадайте мои загадки.
На горячей сковородке
Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором
И они вмиг станут комом.
С мёдом как они вкусны
Бабушкины. (Блины).
***
Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит. (Масло)
***
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас. Сметана
***
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают (мед)
Часть круга №3 прикрепляется на магнитную доску-третий день недели
4. Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Это был самый веселый день. Все плясали, водили хороводы, играли, пели песни и частушки, катались с горки. Гулянья длились с утра и до самого вечера. (Рассматривание иллюстраций)
Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой – красные.
Ребята, я знаю, что многие дома с мамой пекли разные блины. Расскажите, какие блины вы помогали печь и почему они так называются?
А давайте вспомним, из чего сделано тесто для блинов (д\з)
• Рассматривание и называние компонентов для теста (натуральные продукты) – активизировать употребление в речи прилагательных:
• мука какая? – рассыпчатая, белая, лёгкая, пушистая;
Сахар какой? – белый, сладкий, сыпучий;
Масло какое? – жёлтое, мягкое, душистое.
Ребята давайте и мы с вами поиграем. (игра «Ручеёк»)
Часть круга №4 прикрепляется на магнитную доску-четвертый день недели
3 Стенд с картинками
Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. (Рассматривание иллюстраций)
Часть круга №5 прикрепляется на магнитную доску-пятый день недели
Суббота — «Посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями. (Рассматривание иллюстраций)
Часть круга № 6 прикрепляется на магнитную доску-шестой день недели
4 Стенд с картинками
А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну.
Именно в последний день является главной участницей празднования - большая кукла Масленица. Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти, сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей - сжигали куклу, символизирующую Масленицу. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай, и окончательно прощались с зимой. (Рассматривание иллюстраций)
У нас тоже есть такая кукла. Давайте ее оденем и возьмем с собой на прогулку.
Танец вокруг Матрены. (Еле, еле карусели)
Часть круга №7 прикрепляется на магнитную доску-седьмой день недели
Ребята, посмотрите, что у нас получилось из частей круга? (Блин)
Сколько дней длится Масленица? (ответы детей)
А сейчас давайте тоже отведаем вкусные блины, которые вы пекли со своими мамами и бабушками.