Козлова Татьяна
Сценарий познавательно-речевой олимпиады «Хочу все знать!» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - речевая олимпиада: «Хочу все знать!»
для детей подготовительной группы.
Цель: Развивать речь, коммуникативность, память, любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Задачи:
1. Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
2. Упражнять в чётком произношении скороговорок; умении называть действия с предметами.
Публикация «Сценарий познавательно-речевой олимпиады „Хочу все знать!“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Сценарии олимпийских игр
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Закрепить умение подбирать антонимы к словам; близкие и похожие по звучанию слова.
4. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: указка; фишка (можно монетку, 2 контейнера, мяч, настольная игра "Пазлы", образец рассказа «Находчивый мышонок» и «Как мышонок забор красил».
Ход:
1 ведущий: Сегодня мы приглашаем вас ребята на познавательно - речевую олимпиаду: «Хочу все знать!»
Время движется, не вправе
Мы об этом забывать.
Делу - время, час - забаве,
Игру пора нам начинать.
Перед началом игры я представлю жюри, которое будет наблюдать за нашей игрой и оценивать конкурсы.
Представление жюри.
2 ведущий: Сейчас мы познакомимся с командами-участниками.
Представляю первую команду
Дети: «Знайки».
Капитан команды - Женя
Девиз команды:
Дети: «Знай больше – говори меньше».
Вторая команда
Дети: «Грамотеи»
Девиз команды:
Дети: Наш девиз: «Красиво говорить - громко слушать».
Капитан команды - Саша
1 ведущий: Жюри и команды представлены. А теперь послушайте правила игры. На каждом этапе олимпиады будут задания, которые нужно выполнить. Если задание выполнено правильно, игрок или вся команда получает 1 очко, если нет – 0 очков. Чем больше у команды правильных ответов, тем больше у нее очков. Очками мы будут звёздочки, которые жюри будут опускать в контейнеры. В конце игры жюри подведет итог: у кого больше звёздочек, та команда побеждает.
2 ведущий. Первый этап олимпиады: Разминка
Вопросы задаются каждой команде по очереди. Отвечает любой игрок команды. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание 1. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Наше первое задание это игра, которая называется «Какой? Какая? Какие?».
Например, я говорю; шуба из меха (какая) – а вы - меховая;
Задание для команды № 1
1. сок из апельсина (какой) – апельсиновый;
2. кровать из дерева (какая) – деревянная;
3. шапка из меха (какая) – меховая;
4. кольцо из золота (какое) – золотое;
5. кувшин из глины (какой) – глиняный;
Задание для команды № 2
1. свитер из шерсти (какой) – шерстяной;
2. платок из пуха (какой) – пуховый;
3. кубики из пластмассы (какие) – пластмассовые;
4. каша из манки (какая) – манная.
5. игрушка из резины (какая) – резиновая.
1 ведущий. Второй этап олимпиады:
Задание 2. Игра с мячом «Кто что делает».(Игра на закрепление знаний о многообразии профессий).
А теперь я предлагаю немного поиграть со мной в игру с мячом «Кто что делает».
Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию
Задание для команды № 1
1. готовит — повар (кулинар, кондитер);
2. рисует — художник;
3. пишет — писатель (журналист, поэт);
4. строит — строитель;
5. лечит — доктор.
Задание для команды № 2
1. учит — учитель
2. ловит преступников – полицейский
3. стрижёт – парикмахер
4. шьёт – портной
5. тушит - пожарный
Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.
2 ведущий.
Третий этап олимпиады:
Задание 3. Игра «Пазлы»
Воспитатель предлагает собрать «Пазлы» на тему профессии и орудия пруда. Оценивается чья команда быстрее и правильнее выполнит задание.
1 ведущий. Четвертый этап олимпиады:
Задание 4. Игра «Продолжи слово».Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово.
Задание для команды № 1
1. По – поле, пол, поляна, порог
2. Ва – ваза, вата, вагон, Ваня, Вася
3. Ко – корова, коза, косы
4. Ба – баня, банан, баран
Задание для команды № 2
1. Ре – река, ремонт, рекорд
2. Ве – веник, вечер, венок, весы, ветер, вешалка, верёвка
3. Ма – мама, машина, маша
4. Бу – бумага, бусы, букашка, булавка, буратино.
2 ведущий.
Пятый этап олимпиады: игра «Наоборот»
Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Продолжим нашу игру. Следующее задание называется «Наоборот».
Скажу я слово высоко.
Вы отвечайте - низко,
Скажу я слово далеко,
Вы отвечайте - близко.
Понятно задание?
Слова для команды «Знайки». Прекрасно справилась команда «Знаек». Надеюсь, что соперники так же сильны.
Слова для команды «Грамотеи».
1. Молодой – старый
2. Быстрый – медленный
3. Начало – конец
4. Потолок – пол
5. Мокрый – сухой
6. Тихо – громко
7. Белый – чёрный
8. Широкий – узкий
9. Чистый – грязный
10. Тёмный - светлый
Слова для команды Знайки.
1. Ночь – день
2. Пустой – полный
3. Хорошо – плохо
4. Твёрдый – мягкий
5. Трусость – храбрость
6. Богатый – бедный
7. Горячий – холодный
8. Толстый – тонкий
9. Небо – земля
10. Маленький - большой
Молодцы ребята!
1 ведущий. Шестой этап олимпиады.
Задание 6 (Конкурс капитанов): Игра «Повтори шифровку».
Следующий конкурс капитанов. Первым начинает отвечать капитан, который угадал, в какой руке фишка. Ведущий зачитывает шифровку. Капитан должен повторить набор слов по памяти.
Шифровка для капитана команды № 1
1. дом – стол – арбуз – кошка
2. озеро – мак – заяц – карандаш
3. часы – рыба – самолёт – ягода
4. утка – лягушка – самовар - дерево
5. ваза – корзина - яблоко - собака
Шифровка для капитана команды № 2
1. лодка – цветы – двор – книга
2. поле – конь – утка – стул
3. кирпич – книга – костёр – куртка
4. ремень – репа – спички – утка
5. цветок – чайник – шуба - щука
2 ведущий. Седьмой этап олимпиады.
Задание 7: Конкурс «Ты мне – я тебе».
Команды называют друг другу скороговорки. Участники должны говорить быстро и правильно. Начинает воспитатель, а затем сами дети продолжают игру.
Можно предложить одной команде проговорить скороговорку – другой её повторить правильно и быстро. Затем другой команде тоже самое.
Задание для команды № 1
1. Сшила Саша Сашке шапку.
2. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
3. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
4. От топота копыт пыль по полю летит.
5. На дворе трава, на траве - дрова.
6. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.
Задание для команды № 2
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
3. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
6. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.
1 ведущий. Восьмой этап олимпиады
Игра: «Рифмы».
Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Детям по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму.
Задание для команды № 1
1. свечка – печка
2. день – пень
3. картина – корзина
4. доска – тоска
5. галка – палка
6. дочка – точка, бочка
Задание для команды № 2
1. подушка – ракушка
2. ракета – конфета
3. слон – поклон
4. пироги – сапоги
5. книжка – шишка
6. белка - стрелка
2 ведущий. Девятый этап олимпиады:
Задание 9: Составление рассказов.
Время бежит очень быстро, и мы подошли к последнему конкурсу. Сейчас нужно разложить сюжетные картинки в логической последовательности, самостоятельно составить рассказ.
Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Образец рассказа «Находчивый мышонок»
Лена налила коту Барсику в миску молока. Барсик немного полакал молока, положил ушки на подушку и уснул. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тимка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тимка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кот Барсик услышал шум, вскочил и увидел пустую миску. Барсик удивился, а мышонок убежал обратно за шкаф.
Образец рассказа «Как мышонок забор красил».
В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор
1 ведущий: Завершился последний этап нашей олимпиады. Мы просим уважаемое жюри подвести итоги и объявить победителей. А пока жюри совещается, мы с вами потанцуем «Весёлый танец». Один из членов жюри объявляет результаты олимпиады. Команды награждаются медалями
2 ведущий: Кто бы ни победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победили дружба, смекалка, находчивость.
Все шифровки повторили,
Рифмы нужные нашли.
Речевые испытания
Вы с достоинством прошли!
1 ведущий: Вот и кончилась игра,
Расставаться нам пора.
Всем «спасибо» говорим,
За игру благодарим…
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб. : Издательский дом «Нева»; М. : «Олма – пресс Образование», 2003.
3. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. А. С. Герасимова. – М. : Айрис – пресс, 2008.
4. Разминка. Стихотворные тексты для ведущего. И. Ф. Кугаевская.