Корнюшина Валентина
Программа «Хочу все знать» программа для детей дошкольного возраст 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста от 3-5 лет и направлена на реабилитацию дошкольников, которые по оценке специалистов в силу своего интеллектуального, эмоционального и физического развития испытывают трудности в обучении.
Чтобы справиться с возникшими трудностями ребенок должен обладать определенным уровнем развития, характерным для данного отрезка времени.
Публикация «Программа „Хочу все знать“ программа для детей дошкольного возраст 3–5 лет» размещена в разделах
В этом возрасте развивается наглядно-действенное мышление, но в ряде случаев действия осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники уже способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Начинают формироваться графические образы, но они еще бедны. К 4 годам рисунок становится более предметным и детализированным. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
От использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – происходит переход к сенсорным эталонам. Дошкольники могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. К 5 годам восприятие детей становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Развиваются память и внимание. К 5 годам запоминают до 7-8 названий предметов, начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Особую роль в этом возрасте отводится игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном детстве.
Главной особенностью игры в младшем дошкольном возрасте является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами только начинают формироваться.
Дошкольники в возрасте от 3-5 лет, поступающие в наш центр имеют показатели не соответствующие ранее приведенным выше, из-за трудностей в развитии, а именно:
• нарушения речи (ЗРР);
• задержка психического развития (ЗПР);
• нарушения интеллектуального развития;
• нарушения эмоционально-волевой сферы;
• педагогическая запущенность;
• негативные психические состояния (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация);
• психоподобные формы поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, и др.);
• нарушения поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания).
Эти показатели развития воспитанников привели нас к составлению программы, способной скорректировать пробелы в развитии.
При разработке программы мы опирались на основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М. А. Васильевой разработанную с учетом действующих федеральных государственных требований (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и использовали основные направления развития и обучения ребенка.
В Программе на первый план выдвигается коррекционно-развивающая функция обучения и воспитания дошкольников, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и развития ребенка от 3 до 5 лет, присущие развитию ребенка на данном отрезке времени.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, художественный уровень используемых произведений, возможность развития всесторонних способностей ребенка.
Актуальность проблемы:
Анализ практики работы в центре с детьми дошкольного возраста показал, постоянное увеличение количества воспитанников с проблемами и характерными кризисами в эмоционально-волевой, физической, речевой и интеллектуальной сферах, что и стало проблемой в работе по основной общеобразовательной программе, разработанной для ДОУ.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности, что оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой.
Поэтому, разрабатывая программу, мы учитывали индивидуальные особенности воспитанников нашего центра при определении коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе и планировали распределение содержания образовательных областей так, чтобы выравнять интеллектуальные возможности воспитанников, что способствовало бы развитию у них допустимого уровня актуального развития.
Ведущие цели программы :
• способствовать созданию благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, ориентируясь на индивидуальные особенности воспитанников;
• содействовать развитию познавательной сферы;
• способствовать выравниванию интеллектуальных возможностей воспитанников.
Задачи:
• способствовать развитию положительных эмоций;
• повышать познавательную активность, расширять круг знаний и представлений об окружающем мире;
• создавать условия для развития положительной мотивации к учебной деятельности;
• активизировать вариативность в решении творческих заданий;
• стимулировать активность, самостоятельность детей.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях центра.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в центре, от педагогического мастерства каждого педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок.
Достижение целей обеспечивает создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;
• обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
•
•
Главный принцип реализации программы :
- принцип развивающего обучения;
-принцип воспитывающего обучения;
-принцип доступности и посильности - излагаемый материал должен быть понятен и;
-принцип последовательности и систематичности;
-принцип наглядности- использование на занятия иллюстраций ;
-принцип учета индивидуальных способностей детей -при выполнении заданий;
-принцип активности ;
-принцип ориентации на успех.
Принцип построения программы :
На занятиях создана структура деятельности создающая условия для творческого развития воспитанников данного возраста. Основные дидактические принципы программы доступность и наглядность последовательность и систематичность обучения и воспитания учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Основные методы и приемы организации образовательного процесса:
-Эмоциональный настрой- использование музыкальных произведений.
-Практические – упражнения в игровой форме.
-Словесные- рассказы,беседы, педагогическая драматизация, объяснения, пояснения,.
-Наглядные методы приемы-наблюдения, рассматривания, показ образца,
- Показ способов выполнения.
1.2. Возрастные особенности детей 3-5лет.
В возрасте 3-5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка 3-4 лет зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.3. Планируемые промежуточные результаты освоения программы
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития ребенка по всем областям развития:
«Физическое развитие»
• Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
• Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
• Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
• Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
• Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
• Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
• Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).
• Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
• Может помочь накрыть стол к обеду.
• Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
• Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
• Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
«Познавательное развитие»
• Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
• Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
• Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
• Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
• Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
• Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
• Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева— справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
• Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
• Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
• Ориентируется в помещениях детского сада.
• Называет свой город (поселок, село).
• Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
• Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Проявляет бережное отношение к природе.
«Речевое развитие»
• Рассматривает сюжетные картинки.
• Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
• Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
• Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
• Называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.
• Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
• Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
• Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
• Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
• Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
• Создает изображения предметов из готовых фигур.
• Украшает заготовки из бумаги разной формы.
• Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
• Слушает музыкальное произведение до конца.
• Узнает знакомые песни.
• Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
• Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
• Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Раздел 2. Содержательный
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» - («Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»); «Речевое развитие»(«Коммуникация», «Развитие речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»,«Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• Развитие игровой деятельности детей.
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
«Безопасность».
Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и не живой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
«Труд»
Содержание основной деятельности направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
2.2. «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
«Содержание раздела «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• Сенсорное развитие.
• Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
• Формирование элементарных математических представлений
2.3. «Речевое развитие»
Содержание раздела по речевому развитию включает:
- владение речью как средством общения;
- развитие понимания речи и обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Художественная литература.
• Воспитание интереса и любви к чтению;
• развитие литературной речи.
• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за 2.4. «Художественно-эстетическое развитие»
«Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
• Развитие детского творчества.
• Приобщение к изобразительному искусству».
2.5. «Физическое развитие»
Содержание образовательной работы по физическому развитию включает:
• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.6. Взаимодействие СРЦН с семьей:
В современных условиях СРЦН является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Взаимодействие СРЦН с родителями (законными представителями) регулируется договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей.
Формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- беседы, консультации для родителей (индивидуальные и групповые);
- дни открытых дверей;
- оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, информационные листки, фотовыставки в группе;
- составление банка данных о семьях воспитанников;
- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, мероприятий и досугов.
Методы изучения семьи:
- анкетирование родителей;
- беседы с родителями;
- беседы с детьми;
- наблюдение за ребенком.
Годовой план работы с родителями.
Месяц Содержание работы Итог
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь 1. «Проблема адаптации детей к новым условиям жизни»
2.«Основные правила для родителей воспитанников СРЦН
3. Значение режима дня для детей.
4. «Физическое воспитание детей в семье»
5. «Чудо с грядки»
Консультация
Памятка
Беседа
Собрание
Выставка
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь 1. «Осенины»
2. Сказки, которые мы читаем детям.
3. «Формируем здоровый образ жизни у дошкольников»
Праздник
Консультация
Памятка
Н
О
Я
Б
Р
Ь 1. «Вредные привычки»,
«Взаимодействие СРЦН и семьи по укреплению и сохранению здоровья детей».
2. «Все на земле от материнских рук!»
3.«Как правильно общаться с детьми».
4. Родительское собрание
«Скоро Новый год»
Консультация
Развлечение
Инд. беседы
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1. «Мастерская дедушки Мороза» (изготовление поделок).
2. «Прогулки – это важно!»
3. «Здравствуй, ёлка!»
Конкурс
Беседа – консультация
Праздник
Я
Н
В
А
Р
Ь 1.«Развитие мелкой моторики у ребёнка»
2. «Рождественские колядки»
3. «Осторожно, гололёд».
(Профилактика травматизма у детей).
4. Профилактика гриппа, ОРЗ, ОРВИ
Консультация
Праздник
Беседа
Консультация
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь 1. Одежда детей в группе и на улице.
2.«Наши папы сильные, наши папы смелые!»
3. «Что важно знать о ребёнке 3-5-х лет».
4. «Компьютер – за и против».
Индивид.
консультация
Досуг
Родительское собрание
Консультация
М
А
Р
Т
1. «Подарок маме своими руками»
2. «Лучшая мама на свете».
3.«Приобщаем малыша к спорту» Выставка детских работ
Праздник
Рекомендации
А
П
Р
Е
Л
Ь 1.«День смеха»
2. «Весна-красна!»
3. «Чему мы научились?».
4. «День открытых дверей». Развлечение
Развлечение
Родительское собрание
М
А
Й
1. «Детям знать положено правила дорожные».
2.«Итоги работы детского сада за прошедший учебный год. Перспективы».
3. «Летний отдых детей», «Прогулки в природу». Беседа
Общее родительское
собрание
Консультация