Яна Шарапова
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают изменение подходов к воспитательно-образовательному процессу через организацию адекватных возрасту форм детской деятельности. В связи с этим актуальной проблемой становится разработка технологии проблемного обучения и такой формы организации, как занятие в проблемном режиме, в основе которых лежит исследовательский метод, который поможет сформировать элементы творческого мышления и воображения, а также развивать познавательный интерес.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
И опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность стала одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В своей группе мы решили этой задаче уделить особое внимание. На основании целенаправленного наблюдения за деятельностью детей в игре, в НОД, в самостоятельной деятельности была определена цель.
Цель:
Создание в группе условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования. И поставлены следующие задачи.
Задачи:
1. Формирование представлений о свойствах неживой природы (вода, снег, воздух, песок, глина).
2. Формирование представлений о природных явлениях (ветер, солнце).
3. Расширение представлений о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.
4. Формирование представлений о свойствах и качествах предметного мира (бумага, древесина, ткань).
5. Знакомство со способами исследования объекта.
6. Формирование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, мышление.
7. Развитие любознательности и познавательной мотивации.
8. Воспитание желания к экспериментальной и опытной деятельности.
Реализация этих задач предполагает интегрированный подход – включение во все виды деятельности. Чтобы наша работа велась в системе, нами было разработано перспективное планирование опытов и экспериментов по объектам. И чтобы она была успешной мы создали для этого необходимые условия:
- организовали «уголок экспериментирования».
- подобрали и приобрели материал, оборудование и приборы для уголка.
Большую помощь нам в этом оказали родители.
Свою деятельность проводим под девизом:
«То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
А начали со знакомства с водой и её свойствами: прозрачная, текучая, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества. Провели опыты: «Узнаем, какая вода», «Цветная вода», «Прятки», «В какую бутылку быстрее нальется вода?» и «Когда льется, когда капает». С интересом проводим опыты по замораживанию воды, по изготовлению цветных льдинок. Дети ждали конечного результата: что произойдет с водой на холоде. Перед проведением опытов, экспериментов мы наблюдали за водой, текущей из крана; беседовали на темы: «Что такое вода» и «Что мы знаем о воде», читали стихи о воде. В зимний период наблюдали за снегом и экспериментировали с ним. Подводили детей к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды. Знакомили с его свойствами: рыхлый, липкий, мокрый. С детьми из снега лепили комочки, делали «тесто» из снега для лепки горки. Проводили опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры» : приносили снег в группу, он становился липким и из него лепили снежные комочки. Дети наблюдали «Таяние снега» : обращали внимание на то, что в тепле, при комнатной температуре, снег тает и превращается в воду и она очень грязная. Дети сами для себя делали вывод: нельзя есть снег – он грязный и там много микробов. Знакомили со льдом: «Лед – твердая вода». Приносили сосульки в группу и наблюдали за их таянием.
Следующим объектом для экспериментирования был воздух. Через опыты и эксперименты «Что в пакете?», «Игры с соломинкой» познакомили со свойствами воздуха: легкий, невидим, не имеет формы, он есть вокруг нас. С детьми проводили игры-опыты по обнаружению воздуха в окружающем пространстве. Познакомили детей с тем, что человек дышит воздухом и что ветер – это движение воздуха. С интересом проводили такие опыты:
- «Танец горошин», где дети заставляли горошин в воде двигаться то быстрее, то медленнее.
- «Послушай ветерок» - дети наблюдали за движением кораблика на воде.
- «Ворчливый шарик» - надутый шарик отпускали в воздухе и наблюдали за его «метанием» (выход воздуха, и надутый шарик разжимали в воде, в которой наблюдали появление пузырьков (выход воздуха в воде).
В группе познакомили детей со свойствами песка и глины. Делали песок сырым, сравнивая его с схим, рисовали палочками по сырому песку. Эти работы будем продолжать в летний период из-за доступности большого количества песка и почвы.
Проводим опыты по определению веса и притяжения: «Легкий-тяжелый», «Плавает-тонет», Очень интересный был проведен эксперимент «Мой веселый, звонкий мяч». Показали, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды.
Знакомили со свойствами и качествами материалов: бумагой, тканью, древесиной. Дети мяли бумагу, мочили в воде, рвали. Самостоятельно определяли её прочность, гладкость, толщину.
Детей учили определять температурные качества веществ и предметов: горячо-холодно, теплота. Изготовили д/ч «Какая вода» и «Кому нужна вода», пособие «Все о воде».
Привлекли к познавательно – исследовательской деятельности и родителей. Предложили им принять участие в выставке детского-родительского проекта «Я играю и экспериментирую». Родители с детьми проводили интересные опыты, эксперименты. Для родителей провели консультацию «Познавательная активность ребенка».
Провели родительское собрание на тему: «Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» в форме круглого стола, где родителям было предложено обмениваться опытом о развитии их ребенком познавательного интереса через поисково-исследовательскую деятельность.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Только через действия ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Особенности экспериментирования у детей младшего дошкольного возраста.
Особенности экспериментирования у детей младшего дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".
Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:
• анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их,
• сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны,
• умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях,
• обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
9. Полиэтиленовые пакетики.
10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
11. Вата, синтепон.
12. Киндер-сюрпризы.
13. Глина, песок.
14. Вода и пищевые красители.
15. Бумага разных сортов.
Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Задачи:
Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды : течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
игра «Печем печенье»
- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь» :
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
«Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.