Любовь Рожкова
Познавательно-исследовательское занятие «Тайны воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательское занятие в подготовительной группе «Тайны воздуха».
[/b]
Цель:
[/b]развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
[/b]
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- продолжать развивать навыки проведения опытов;
-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- расширять и активизировать словарь детей;
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие „Тайны воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать самостоятельность и инициативу, учить делать выводы из результата опытов;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Гипотезы:
[/b]
- воздух вокруг нас;
- воздух внутри нас;
- воздух внутри предметов;
- воздух легче воды;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах.
Экологическая проблема – загрязнение воздуха.
Оборудование:
[/b]
-полиэтиленовые пакеты;
- баночки с водой, трубочки для коктейля;
- мячи: один хорошо надутый, другой слабо надутый;
-мыльные пузыри
- стакан пустой и стакан с салфеткой внутри;
- машинки, вата, марля, резинки, ватные диски, зарядное устройство, батарейка.
Ход занятия.
[/b]
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поиграем в экспертов. Скажите, кто это? Да, это люди, разбирающиеся в каком-то вопросе или проблеме лучше других. Давайте выдвинем несколько гипотез (предположений, догадок) и попытаемся их обосновать, то есть объяснить и доказать.
А вот о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Приостанавливается, ждет ответа, если дети затрудняются отгадать, продолжает читать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Воспитатель: Верно, это воздух. Давайте глубоко вдохнем – выдохнем. Что вдохнули? Чем человек дышит? А есть воздух в этой комнате?
Выдвигается 1 гипотеза - вокруг нас воздух.
Скажите, вы видите его сейчас? (нет)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(прозрачный, бесцветный, невидимый) А может быть, его и нет вовсе?
Давайте, проведем несколько опытов, которые помогут нам раскрыть его тайны. Приглашаются эксперты за 1 стол.
Опыт №1. С полиэтиленовым пакетом. Первая тройка экспертов.
Вот полиэтиленовые пакеты. Что в них? Они пустые.
Их можно сложить в несколько раз. Смотрите, какие они тоненькие. Эксперты набирают в них воздух и закручивают их. Пакеты полны воздуха, очень упругие.
Воздух занял всё место в пакете. Затем развязывают пакеты и выпускают из них воздух. Пакеты опять стали тоненькими. Почему? В них нет воздуха. Что нам на это скажут эксперты?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
(На доску вывешивается табличка с изображением зачеркнутого глаза)
Воспитатель: И так, мы выяснили, что вокруг нас есть воздух.
А теперь 2 гипотеза: воздух есть и внутри нас. Что на это скажут наши эксперты. Проводят опыты и комментируют результат. (2 стол)
Опыт№2. На столе баночки с водой и трубочки для коктейля.
Дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Что происходит? (Выходят пузырьки.)
Эксперты, какой можно сделать вывод?
Вывод: опыт доказывает, что воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Откуда же он берется внутри нас? Чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, можем ли мы обойтись без воздуха. Участвуют все.
Опыт № 3. Вот у меня песочные часы. Песок сыплется в них в течение минуты. Ставлю песочные часы, а вы, ребята, зажмите нос и попробуйте не дышать.
Вот видите, еще не весь песок пересыпался в песочных часах, а вам захотелось вдохнуть воздух.
Вопрос экспертам, можно ли прожить без воздуха?
Вывод: Нет. Прожить без воздуха невозможно. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
(На доску вывешивается табличка – круг, в нем нарисованы человек, зверь, растение)
Выдвигается 3 гипотеза – внутри предметов тоже есть воздух.
(3 стол)
Приглашается следующая тройка экспертов. Посмотрите здесь три мяча. Что скажете о них? Дети проверяют мячи на упругость. Хорошо надутый мяч - легкий, упругий. Он высоко подпрыгивает при отбивании его от пола. А вот другой слабо надутый – прыгает плохо.
Опыт№4. Играют с мячами. Выясняют, какой лучше прыгает? Объясняют, почему. Что внутри, в каком из них воздуха больше?
Опыт№5. Мыльные пузыри (стол 4)
Эксперты объясняют, почему они парят в воздухе. Рассказывают, какие они (легкие, прозрачные, внутри них воздух)
Вывод: Воздух заполняет все предметы.
(На доску вывешивается табличка - круг закрашен голубым цветом, в центре! знак)
Гипотеза 4 – воздух легче воды. (5 стол)
Воспитатель: В мячах воздух спрятан внутрь, в мыльных пузырях тоже, а вот интересно, есть ли воздух в этом стакане? Дети высказывают мнения.
Опыт № 6. Стакан переворачиваем вверх дном и медленно опускаем в миску с водой, держать следует очень ровно. Посмотрите, попадает ли вода в стакан? Почему? (ее не пускает воздух)
Как вариант этого опыта, на дно приклеивают салфетку (сухая) Затем опыт повторяют, но стакан немного наклоняют. Что появляется в воде? (пузыри воздуха) Откуда они? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Вывод: воздух легче воды.
(На доску вешается табличка – круг наполовину закрашен синим, верхняя часть голубым.)
5 гипотеза - воздух не имеет запаха, но может передавать его;
(стол 6)
Воспитатель: Ребята, вы можете определить, чем сейчас пахнет?
Ничего не чувствуем.
Опыт № 7. В пакете накрошенный чеснок. Помахали им, появился запах. Чем пахнет? Дети определяют.
За ширмой эксперты разбрызгивают духи. Определяется запах.
Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же говорили, что у воздуха нет запаха? Оказывается, запах дошел до нас. Какие запахи мы можем чувствовать? Запах цветов, еды, дыма, духами и т. д.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но умеет доносить различные запахи до наших носов.
На доску вешается табличка - в кругу нарисован зачеркнутый нос.
Воспитатель:
А сейчас поговорим об экологической проблеме. (стол 7)
Очень важно, чем мы дышим. Что вредит нам и загрязняет воздух? Почему воздух становится грязным? (транспорт, предприятия)
Опыт № 8. Приглашаются эксперты. Хотелось бы послушать ваше мнение, как нам следует бороться с загрязнением воздуха.
На столе лежат машинки, стоит макет заводской трубы. Приготовлены вата, марля или бинт, резинки, деревья, зарядное устройство, батарейка.
Расскажите, как можно использовать данные предметы для решения экологической проблемы – сохранения чистоты воздуха.
Эксперты говорят, что следует соблюдать правила экологической безопасности. Напоминают, что придя с прогулки, нужно обязательно вымыть руки и умыться!
Вывод: Человеку для здоровья нужен чистый воздух. Надо использовать фильтры на предприятиях. Заменить горючее для автомобилей на более безопасное. Высаживать больше растений.
Растения, деревья, помогают очистить воздух, они являются «легкими» города.
На доску вешается табличка - в кругу нарисованы зачеркнутый автомобиль, а рядом деревья.
Занятие подошло к концу, интересно ли вам было?
Эксперты по табличкам подводят итог занятия:
1. Воздух прозрачный и он вокруг нас.
2. Воздух внутри нас, прожить без него не возможно.
3. Воздух заполняет все предметы.
4. Воздух легче воды.
5. Воздух не имеет запаха, но может передавать его.
6. Человеку для здоровья нужен чистый воздух.
Воспитатель благодарит экспертов за работу.