Ольга Артюк
Познавательно-исследовательский экологический проект «Почему деревья стали большими»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский экологический проект
«Почему деревья стали большими?»
Исполнитель:
Артюк Ольга Геннадьевна
Воспитатель
детский дом «Гвоздика»
Содержание
Введение …. 3
1. Тема, название, вид проекта, цели и задачи…. 9
2. Участники проекта, сроки реализации…. 10
3. Перспективный план работы по проекту…. 11
4. Этапы реализации…. 12
5. Управление и обеспечение…. 14
Публикация «Познавательно-исследовательский экологический проект „Почему деревья стали большими“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Оценка результатов… 16
7. Заключение…. 21
8. Литература…. 22 9. Приложения…
Введение
В природе ничто не совершается обособленно. Все явления
взаимодействуют одно с другим. Любая деятельность человека связана с природой, а продукт производства представляет собой результат
совместных действий человека и природы. Необходимые для
жизнедеятельности человека продукты или предметы, которых нет в
природе в готовом виде, всегда создаются из различных природных
веществ. Однако многие естественные ресурсы не возобновить, поэтому их рациональное природоиспользование является одной из важнейших задач общества.
В типовом положении о дошкольном образовательном учреждении:
I. Общие положения, п. 5 сказано: «Основными задачами детского дошкольного учреждения являются: охрана жизни и укрепление
физического и психического здоровья детей».
В конвенции о правах ребенка ст. 29 (д, говорится о воспитании уважения к окружающей природе.
В Кемеровской области с охраной природы сложилась кризисная
ситуация, которая приближается к катастрофической.
Хозяйственная деятельность, связанная с освоением природных
богатств, развитием промышленности, сопровождается поступлением в
окружающую среду целого ряда вредных веществ. Мы дышим воздухом, в котором более 200 вредных примесей.
К одним из важнейших проблем родного края так же относятся:
вырубка лесов и лесные пожары, которые происходят, как и от
естественного возгорания, так и по вине жителей, что наносит большой ущерб лесам.
Региональная и муниципальная политика ДОУ Кемеровской области в аспекте здоровьесбережения детей зафиксирована в целевых программах «Образование, экология и здоровье», которая определяет новое качество образования, здоровья и жизни воспитанников.
Очень сложная экологическая ситуация складывается и в нашем
городе Киселевске. На территории города расположено более 6 шахт и 3 угольных разрезов. Снижается продолжительность жизни людей, большая детская смертность, а естественный прирост населения отрицательный.
Добыча полезных ископаемых особенно открытым способом
неизбежно сопровождается нарушением поверхности земли, превращением естественного ландшафта в индустриальную пустыню, поэтому
актуальность работы заключается в острой экологической ситуации
природопользования города Киселёвска.
Несмотря на столь плачевные данные в г. Киселевске уделяется
большое внимание преобразованию нарушенных земель, и высадке
разновидовых деревьев : сосны, березы, облепихи. Рекультивация земель и озеленение поселка становится делом особенно важным в районе
«Афонино», т. к. поселок находится в техногенном окружении (шахта «Дальние горы», шахта №12, шахта «Поляны», разрез «Киселевский»,
промышленные предприятия, котельные).
Сохранение разнообразия, продуманное и грамотное отношение к
использованию богатств природы, вот та особая актуальность
первоочередного внимания нашего и будущего поколения.
Экологическое воспитание детей - целенаправленный,
систематический педагогический процесс, целью которого является
экологически воспитанная личность.
Экологически воспитанная личность характеризуется
сформированным экологическим сознанием, экологически
ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях
современного экологического кризиса, для того, чтобы быть
эффективным должно решать главную задачу - формировать
экологически ориентированное сознание детей.
Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок
черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают
сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков,
запахов. Дети открывают для себя новый мир; стараются всё потрогать
руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Так как мы работаем в учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, считаем, что важным моментом
является не только предоставление детям насущно-материальных
потребностей (питание, одежда, игрушки и пр., но и воспитание
потребности к красоте, желание ею наслаждаться, оберегать и
преумножать, формировать в детях эстетические
духовно-нравственные ценности.
Основное количество детей поступает с ОНР. Речевой дефект
отрицательно влияет на развитие нервно психической и познавательной деятельности, поэтому очень часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия.
Большинство детей приходят из неблагополучных семей, зачастую это дети с расстроенной психикой, обделённые вниманием и пониманием взрослых, а одно из основных направлений государства – воспитание личности, умеющей адаптироваться в условиях социально-рыночных отношений, инновационных технологий и реформаций.
3адача педагогов – помочь детям приобрести уверенность в себе, в свои новые силы и возможности, заинтересовать детей в поиске,
познании новой информации, создать условия и возможности для
совместных и самостоятельных наблюдений, исследовательских опытов, продуктивно-практических и природоохранных действий. Подготавливать к умению доказывать, отстаивать, защищать свое мнение, свои интересы.
Имея предыдущий опыт работы по экологическому воспитанию детей в 2016 г. – 2017 г., хотелось бы использовать и применить наработанный
материал в предшествующей работе на 2018–2019г. г. Дополнить и углубить информационную часть, более креативно подойти к процессу творческой организации обучения и воспитания, вариативно использовать образовательный материал.
В работе по экологической деятельности были использованы
разнообразные формы обучения: беседы, игры-занятия, наблюдения, экспериментальные опыты, дидактические игры.
Работаем по Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе, экологической, познавательно-исследовательской.
Подбирая новый материал к беседам, наблюдениям, и логически
выстраивая их, воспитатели ориентировались на то, что формирование у
детей основ экологической культуры, поможет привить детям нрав-ственные и эстетические чувства по отношению к природе (жалость, любовь,
сопереживание, доброта, удивление, восхищение); основ культуры
поведения в природе, и деятельности по оказанию ей помощи; мотивов,
которыми руководствуются дети в своих поступках.
Важно отметить то, что только непосредственное участие детей во всех формах обучения и использование всех анализаторов чувств
(обоняния, осязания, тактильных, зрительных и слуховых ощущений) в
совокупности позволило детям глубже понять и прочувствовать мир
природы, сформировать интерес к познанию природных тайн.
Так как дети имеют низкий уровень речевого развития, ограниченно взаимодействие с социальной средой; действия, связанные с природой,
оказали благотворное влияние на весь организм в целом. Повысился
жизненный тонус, дети стали эмоционально отзывчивы, наблюдательны,
раскованы, коммуникативны в общении.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств
экологического воспитания является дидактические игры с природным
материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их
всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об
окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к
природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же
экологоцелесообразное поведение в природе. Это расширяет кругозор
детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного
воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети зна-комятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают
способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости.
Такая атмосфера поможет привить детям любовь к родному краю,
осознать себя сопричастными и ответственными за сохранение «зеленого наряда планеты», позволит сформировать экологически грамотную лич-ность,
способную рационально использовать природные богатства.
Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между
окружающей средой и мозгом.
Тема проекта : «Почему деревья стали большими?»
Название проекта : «Познай, исследуй, сбереги»
Вид проекта : Долгосрочный информационно - исследовательский с
заданным результатом и элементами творчества детей 6-7 лет.
Цели. Формирование целостного взгляда на значимость
природного мира деревьев, и место человека в ней. Изучение,
установление многообразия деревьев на территории детского дома и
близлежащей местности. Приобщение детей к проблемам, тайнам,
загадкам, как внешнего мира, так и своего собственного, внутреннего; помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы.
Задачи:
1. Наблюдение и определение состояние деревьев в различные
временные циклы года.
2. Показать значение и помочь осознать ценность деревьев в
жизни человека (красота, здоровье, тепло, комфорт).
3. Установление связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды.
4. Формирование предпосылок поисковой деятельности,
экологического мышления и творческого воображения в процессе
опытнической и исследовательской деятельности детей, умения
устанавливать причинно-следственные связи.
5. Развитие умения работать с различными материалами,
используя разнообразные способы продуктивной деятельности.
6. Развитие умения «оречевлять» свои действия в процессе
проведения различных форм проекта (наблюдениях, играх, опытах,
занятиях).
7. Воспитание познавательной инициативы и самостоятельности.
8. Способствовать развитию доброго, заботливого отношения к природе, городу, стране.
Участники. В проекте участвуют дети смешанной группы в
количестве 10 человек; педагоги дошкольного образования I –ой
квалификационной категории, учитель-логопед, психолог, музыкальный
руководитель.
Сроки реализации: сентябрь, октябрь, декабрь, 2015; апрель, май, июнь, август – 2016 г. – именно в эти периоды наиболее ярко выражены
сезонные изменения в жизни природы.
Перспективный план работы по проекту
Подготовительный этап
1. Обсудить содержание, методику, цели и задачи проекта.
2. Согласовать действия воспитателей, детей и других
специалистов в рамках проекта.
3. Определить сроки, объём и методику работы в группе.
4. Беседа с детьми о деревьях (выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним).
5. Заинтересовать проблемой.
Экскурсия в парк
- обратить внимание детей на разнообразие деревьев, их сезонные изменения;
- определить особенности внешнего вида, сходства и различия;
- определить состояние деревьев, их настроение, кто может помочь деревьям.
6. Посадить с детьми дерево.
7. Создать дневник наблюдений (оформлять результаты наблюдений
рисунками, гербарием, аппликацией и т. д.)
Исследовательский этап
1. Внимательно рассмотреть дерево и ответить на вопрос: для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?
2. Наблюдения на прогулке:
а). Определяем размеры (сравниваем деревья по кроне, измеряем
высоту и толщину ствола, соотносим деревья друг с другом и с другими предметами).
б). Исследуем листья (хвою) (выясняем, какого цвета листья летом и осенью, почему; сколько листьев осенью, сколько весной; как
прикрепляются листья к ветке, куда деваются опавшие листья; какой формы листья у хвойных деревьев и т. д.).
в). Обследуем кору (определяем цвет, какая на ощупь, какой
толщины, что защищает).
г). Изучаем корни («держат» дерево, через них поступает питание, разрастаются глубоко под землёй, наблюдения во время посадки).
д). В результате исследовательских опытов на примере комнатных растений, выяснить, как растения дышат, нужен ли им свет, влага и др.
Заключительный этап
1. Обсудить результаты наблюдений, обследований, составить рассказ по каждому сезону, рассмотрев альбомы «Наши деревья».
2. Провести игры, отображающие особенности деревьев
(в дождливую погоду, в морозную, во время ветра, солнца, засушливую,
когда растут, ломают и т. д.).
3. Отобразить в рисунках «Как я могу помочь дереву?», «Что мне нравится в деревьях» и др.
Этапы реализации:
I Подготовительный
Наблюдают за деревьями;
Играют в дидактические, словесные, настольные игры. Проводят
наблюдения, руководят играми, поддерживают естественный интерес детей к природному объекту (деревьям, подводят к поисковой деятельности.
II Основной
а) информа-ционно-исследовательская деятельность Принимают постав-ленные задачи. Получают информацию, участвуют в опытах.
Осознают и мысленно воспринимают проблему.
Систематизируют информацию и «приходят» к выводу.
Участвуют в практических, природоохранных действиях. Определяют цель, вводят в инфор-мационно-исследовательскую ситуацию, формулируют проблему, определяют задачи и создают условия для совместной и самостоятельной опытнической деятельности детей.
Подводят детей к анализу.
Практически работают вместе с детьми.
б) продуктивно-практическая деятельность Подбирают природный и бросовый материал.
Создают работы продуктивной деятельности.
Готовят фотоколлаж, выставки, гербарий. Показывают и обучают различным способам использова-ния подручных средств для создания новых необычных образов с использованием инно-вационных приемов.
III Заключитель-ный
Ведут дневники наблюдений.
Решают кроссворды. Участвуют в КВН Составляют кроссворды, готовят сценарий, проводят КВН
Управление и обеспечение:
Проект разделен на четыре временных цикла, которые обозначены блоками.
1. Осень: блок «Лес, точно терем расписной»
2. Зима: блок «Заколдован невидимкой…»
3. Весна: блок «Я раскрываю почки…»
4. Лето: блок «Тополиный пух…»
В каждом цикле соблюдены все этапы проекта. Подготовительный и заключительный этапы осуществляют все педагоги, согласно календарного плана. Информационно-познавательная, изобразительная направленная
деятельности распределены между воспитателями (3 и 2) и отражены в
перспективном плане. Разностороннее развитие детей старались
осуществить через все области образовательных программ и основные
направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. В процессе работы наблюдается тесная
взаимосвязь со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Так, учитель-логопед на речевом материале, соответствующем лексическим темам, отрабатывает предложно-падежные конструкции, развивает связную речь, обогащает и расширяет словарный
запас, работает над согласованием частей речи, выразительностью
звукопроизношения, составлением описательных рассказов, помогает
осваивать такие формы речи-рассуждения, как: объяснительная речь, речь доказательство, речь планирование. Педагог-психолог работает над
развитием познавательных процессов : внимания, мышления, памяти,
воображения. Направленная деятельность проводится систематически в
лёгкой игровой форме. Упражнения систематизированы от более простого к сложному.
Музыкальный руководитель подбирает и расширяет песенный
репертуар детей в соответствии с сезонными изменениями в природе.
Использует слушание музыкальных произведений, передающих настроение дерева, что вызывает у детей определённый отклик, эмоции (переживание, огорчение, радость и др.). Такие нюансы настроения старались
сопровождать движениями, мимикой, позой.
К каждому временному циклу подобран соответствующий материал:
Познавательного характера :
1. иллюстрации
2. развивающие задания
3. дидактические игры
4. словесные игры, загадки, стихи
5. репродукции картин
Продуктивного характера:
трафареты, раскраски, бумага, ножницы, разнообразный поролон, шнурки, тесемки.
Бросовый материал: оборудование для исследовательской
деятельности, атрибуты.
Костюмированные: наиболее яркие впечатления отражены в
фотографиях, коллективных и индивидуальных работах.
Оценка результатов.
Участие в проекте позволило получить более глубокую детальную информацию о росте, пользе и значимости деревьев в жизни человека
(понять, что деревья растут, дышат, размножаются и в их жизнь нельзя
бесцеремонно вторгаться).
Дети научились размышлять, анализировать свои и чужие
поступки. Занимательные опыты побудили детей к самостоятельным
поискам, способам действий, проявлению творчества. При уходе за
деревьями, дети приобрели знания и умения по простейшим способам их
защиты и оказания им помощи.
Обогатился природоведческий словарь детей, освоили формулы словесной вежливости, усвоили многие выразительные средства,
научились участвовать в коллективном разговоре, рассуждать и
отстаивать свою точку зрения.
В продуктивной деятельности дошкольники научились
комбинировать изобразительные техники (рисование пальцами, ладошками, аппликация, прорезной декор, моделирование, пластилиновый налеп). Такие действия развивают чувство формы, мелкую моторику, координируют
работу обеих рук, что положительно влияет на работу всех психических процессов. Приобрели опыт безопасного и осторожного обращения с
природным материалом, инструментами.
Пение и восприятие музыкальных произведений о природе
обогатило впечатления детей. Подбирался разнообразный репертуар,
например, произведения, которые напоминали шум листьев; настроение дерева в дождливую (солнечную) погоду; дерево в осеннее (или дру-гое) время года; состояние дерева, когда человек ломает его ветки или
режет ножом кору; его настроение, когда празднично нарядили; когда испытывает жажду в засушливую погоду и после того, как его
поливали. Всё это вызвало яркий эмоциональный отклик у детей.
С помощью решения кроссвордов и проведения КВН выявили:
насколько глубоки знания детей, чему они научились; что позволило
увидеть, как уверенно и слаженно научились дети действовать,
договариваться друг с другом в создавшейся ситуации.
Ведение дневников и экологических альбомов приучило детей к
дисциплинированности, собранности, внимательности.
Организационная деятельность
Осень
Зима
Весна
Лето
Наблюдения За клё-ном, берёзой, елью, лиственницей, сосной, ря-биной, осиной, тополем За клё-ном, берёзой, елью, лист-венницей, сосной, ряби-ной, осиной, тополем. Берёза, липа, яблоня, черёмуха, ря-бина.
Берёза, липа, яблоня, черёмуха, рябина.
Направленная деятель-ность
Экскурсии Комплексные за-нятия (развитие речи, рисование) «Деревья наших лесов».
Экскурсия по территории детского дома «Наши деревья».
Интегрированное занятие (ознакомление с окружающим+
аппликация «В гости к деревьям».Оригами «Лист клёна». Экскурсия в зимний лес
«В гостях у зимушки-зимы»
Озна-комление с природой «Сосна».
Инте-грированное занятие (эко-логия и рисо-вание)
«Зимние ветки». Позна-вательное за-нятие «Для чего дереву нужны ли-стья?»
Лепка «Как молоком облитые, сто-ят сады виш-нёвые»
Физ-культурное с элементами коррегирую-щей гимна-стики «Дере-вья в лесу».
Оригами «Ёлочка» Эколо-гия «Деревья -не только украшение Земли».
Выре-зывание «Лесные ве-ликаны».
Заня-тие –наблюдение
«Ли-па».
Беседа о лесе «По тропинке в лес пойдём».
Иг-ры Дид. иг-ры «С какого дерева лист?», «Узнавай и хлопай»
«Дере-вья, плоды, листья»,
«Назови пользу».
Словес-ная игра «Я знаю».
«П. игра «Ветер и листья»,
«Беги, к названному дереву»
«Осень», «Найди ли-сток
Лого-ритмические упражнения: «Деревья», «Листопад», «Листья». Творче-ская игра
«Сказка про ёлку».
Дид. иг-ры «Иней на ветках»
«Что лишнее?», «Найди жё-лудь», «Наше дерево уме-ет», «Лаби-ринт – пройди к де-ревьям».
Настольно-дид. игры «Сложи кар-тинку», «Сложи мо-дель цветка и назови дере-во».
Игры на развитие ор-ганов чувств: «Узнай по за-паху ветку», «Определи дерево по вет-ке».
Игра «Что будет если.». Дид. игры «Детки на ветке», «Путеше-ствие в мир природы», «Узнай по описанию»
Сло-весная игра
«Дере-вья».
Зани-мательные игры:
«Вол-шебный лес»,
«За-ячий пирог».
Дид. упражнение
«Изоб-рази дере-во».
Опыты Почему цветы осенью вянут?
Почему листья жел-теют?
Что вы-деляет расте-ние? Нужен ли растениям снег?
Вода защищает растения от низких температур?
Листья и стебли рас-тений пропус-кают воду?
Расте-ние может обеспечить себя питани-ем?
С какой стороны листа в растения по-ступает воз-дух?
Расте-ние теряет влагу через испарение?
«Уста-новление спо-собности рас-тения к поис-ку света». Может ли растение дышать?
Есть у растения ор-ганы дыха-ния?
Нужен ли корешкам воздух?
Что нужно для питания рас-тениям?
Что выделяет растение?
Ме-роприятия Осенний поход «Кто сказал, что осень груст-ная пора?» На воз-духе. «Мы мороза не бо-имся, мы гу-ляем, весе-лимся».
(У украшенной ёлочки).
КВН «Дере-вья вокруг нас». Раз-влечение «В гости к бе-рёзке!»
Заключение
Анализ детских рекомендаций показывает: они отражают прежде
всего их опыт по уходу за деревьями, свои наблюдения. Очень важно, что во всех ответах отражено отношение к своему дереву, желание сберечь его, защитить. Дети воспринимают его как живое существо, которое нуждается в их поддержке и помощи. Хотя нелегко было добиться такого отношения. Рекомендации детей отражают их отношение к природе, деревьям,
необходимости их охраны, особенности ухода за ними.
Детям был задан вопрос: Что бы вы хотели сделать для своего дерева?
Обсудив все ответы, пришли к единому мнению:
- уважать дерево, любить его; - поливать и рыхлить землю;
- не залезать, не ломать, следить, чтобы оно не старело;
- приходить к нему в гости; - дарить подарки, наряжать.
- убирать под ним мусор и не разводить костёр;
- Что вы можете сделать для всех деревьев?
- разговаривать, чтобы ему не было скучно;
- нельзя рубить, обдирать кору, бросать ножи, обижать деревья;
- посадить много других деревьев, чтобы всем было весело и
приятно.
О результатах совместной работы воспитателей и детей ещё говорить рано, её продолжаем, но некоторые проблемы и её решения мы видим в
диагностических картах. Как изменились знания и представления, умения и навыки у детей.
Мы считаем, что у детей постепенно формируется положительное эмоциональное отношение к деревьям, дети узнали, что необходимо
деревьям для того чтобы они стали большими, они наблюдали по-следствия отрицательного воздействия на деревья людей, у них возникала потребность помочь дереву, защитить его.
Список литературы
1. Веретенникова С. А. и Клыков А. А. «Четыре времени го-да». Книга для воспитателя детского сада. 6-е испр. Изд. М., «Просвещение», 1971. -192 с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. «Экология». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 131 с.
3. Дошкольное воспитание 2001.- №7, - С. 15.; 1997. №12, - С. 23.
4. Дошкольная педагогика 2010.- №1 (58, Январь, (Проектный метод обучения старших дошкольников) – С. 7.
5. Дошкольная педагогика 2006. - №3 (30) Май, июнь, (Проект «Зеленый детский сад») – С. 42-44.
6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» - С. 47.
7. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и
Н. П. Рахмалова, эксперименты для дошкольников В. В. Щетинина) – С. 68-75.
8. Мариничева О. В., Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997. – С. 224., ил. – ( Серия: «Вместе учимся, играем»).
9. Нищева Н. В. система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – Пресс, 2003. – 528 с.
10. Управление ДОУ. - 2007.- №1, (Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ) – С. 7.
11. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999 – 224 с. (Серия «Вместе с детьми»)
12. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты
Н. П. Рахмалова, и эксперименты для дошкольников В. В. Щетинина).