Юлия Троицкая
Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи: такая разная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18»
муниципального образования – городской округ
город Касимов Рязанской области
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ : такая разная вода»
Автор проекта : Троицкая Ю. В.
«Детский сад №18» г. Касимов
2016г.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
I. Введение.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные исследователи: такая разная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Оптимизировать условия, способствующие развитию интеллектуальной активности детей среднего дошкольного возраста, посредством познавательно-исследовательской деятельности помог педагогический проект «Юные исследователи : такая разная вода».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Длительность проекта : средней продолжительности (с 15января по 15 мая)
Участники проекта : дети среднего возраста, педагоги, заместитель по учебно-воспитательной работе, музыкальный руководитель, сотрудники библиотеки и станции юных натуралистов, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Гипотеза: различные виды проектно-исследовательской деятельности формируют у детей естественно-научные представления окружающего мира и осознанное отношение к природе.
Цель: формирование у детей естественно-научных представлений о воде,
как о явлении окружающего мира посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Объектом является: заинтересованность всех дошкольников и каждого в активной исследовательской деятельности.
Задачи:
• Расширить знания детей об окружающем мире, поддерживать интерес к его познанию;
• Создать условия для формирования у детей познавательно-исследовательской активности;
• Использовать интегрированный подход к организации поисково-познавательной, проектно-исследовательской деятельности;
• Формировать стремление к познавательно-исследовательской, проектной деятельности;
• Дать представления о свойствах окружающих объектов и явлений природы;
• Развить мыслительную активность и творческие способности детей за счёт эмоционального воздействия, создание положительного настроя;
• Привить навыки бережного отношения к природе и к окружающему миру;
• Объединить усилия педагогов и родителей для достижения эффективной познавательно-исследовательской работы.
II. Актуальность темы.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой дошкольник приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного педагога. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.
Использование проектно – исследовательской деятельности способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Эта тема актуальна по целому ряду причин:
- Во – первых, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорит о том, что программа дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей;
- Во – вторых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;
- В - третьих, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных, действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Реализация метода проектов осуществляется через поисковую деятельность, наблюдения, игры и труд. Достижение поставленной цели, по – моему мнению, возможно при использовании приёмов и методов, способствующих мыслительной активности, ведущей ребёнка от анализа к обобщению, от сравнения к классификации; развивающих у дошкольников любознательность и наблюдательность, формирующих обобщенные представления о явлениях, подводящих к установлению связей между ними. Необходимо развивать представление о познаваемости явлений природы, даже недоступных непосредственному наблюдению.
Учитывая характерные для дошкольного возраста детей наглядно-образную и наглядно-действенную формы мышления, мы подбираем и методы развития познавательных способностей. Считаем важным отметить, что в предложенном подходе особое внимание уделяется таким методам, как наблюдение и эксперимент.
III. Основная (проектная) часть.
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
Определение проблемы, постановка задач, подбор методической литературы, поиск интернет ресурсов, разработка презентаций и инновационных материалов, взаимодействие со структурными подразделениями дополнительного образования.
Основной этап.
Время года Беседа Наблюдения Эксперименты
ОСЕНЬ “Вода вокруг нас”.
“Путешествие капельки”. Опыт №1 “Вода жидкая”.
Экскурсия на станцию юных натуралистов: “Природные водоёмы”. Художественное творчество. “Природные водоё мы: родник, ручей, озеро”. Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”.
Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин,
Беседа “Вода нужна всем”. «Осенний дождик» Опыт №3 “Вода питает почву»
ЗИМА “Волшебница вода”.
«Разноцветный снег»
Опыт №4 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.
Беседа “Град и снег”.
Зимняя забава: «Снеговик», «Крепость» Опыт №5 “Вода не имеет формы”.
Чтение стихотворений “Гололедица” (В. Берестов).
Просмотр тематической презентации: «Опыт №6 “Лёд – легче воды”.
ВЕСНА Просмотр презентации «Весна пришла» Наблюдение – за сосульками.
Опыт №6 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.
Экскурсия в библиотеку «Такая разная вода» Наблюдение – за таянием льда, снега: Почему растаяла Снегурочка»
Опыт №7 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.
“Ручеёк” (Т. Жиброва). «Весенний дождик» Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.
ЛЕТО Беседа “Туман”.
“Облака – белогривые лошадки”. Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.
Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.
“Роса”.
Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.
НОД «Такая важная вода» «Без воды нет жизни» Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.
Предполагаемый результат:
формирование у детей мотивации познания окружающего мира через различные виды деятельности;
формирование сознательного отношения к явлениям природы, основанного на собственных опытах и наблюдениях;
заинтересованность всех дошкольников и каждого к активной проектно-исследовательской деятельности;
сравнение эффективности различных форм организации работы с детьми;
оценка качества педагогической работы по формированию познавательно-исследовательской активности на основе экологического воспитания дошкольников ДОУ посредством диагностической карты;
анализирование качественных текущих, конечных результатов;
создание новых проектов познавательно - исследовательской направленности.
Заключительный этап.
Итоговое комплексное занятие по познавательно-исследовательской
деятельности “Путешествие в царство воды”.