Любовь Николаевна Сайгидова
Познавательно-исследовательский проект «Буйнакск — мой любимый город» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Исследовательский проект
Краеведение
«Буйнакск – мой любимый город»
для детей старшего возраста
Введение
Актуальность проекта
Год 2016 объявлен президентом Дагестана – годом «Гор» и в этом году Буйнакску исполняется 150 лет, поскольку региональный компонент составляет 40% вариативной части, мы решили составить проект исследовательский «Мой любимый город».
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Буйнакск — мой любимый город“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как мы любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе своего края, где он живет, а также элементарные сведения об экономической и социальной культуре Дагестана. Ребенок должен знать и гордится своей родиной, где он родился и вырос, необходимо с детства развивать чувство гордости за свой народ, уверенность к себе, самоуважение и уважение к окружающим
Что знают дети о Буйнакске? Большинство опрошенных не имеют достаточных представлений о своей малой родине. Возникла актуальность в разработке соответствующих проектов с учетом тематических планов.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах и великих деятелей, известных всему миру.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Практическая ценность проекта заключается в том, что он дает возможность формирования активной жизненной позиции, побуждает патриотические чувства, достоинства и гордость за родной край; в ходе реализации Программы детского сада идет интеграция федеральных и региональных задач в одной тематике, создавая единую цепь в формировании знаний у детей по темам проектов Программы.
Цель проекта :
Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями.
Задачи проекта :
- Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином Буйнакска;
- знакомить детей с культурой, народно – прикладным искусством, с достопримечательностями, с названием улиц, носящих имена известных людей;
- обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почетных жителях города;
- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
- ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Ожидаемые результаты.
- Создана предметно – развивающая среда.
- Составлены конспекты по непрерывно – образовательной деятельности, праздников, вечеров, развлечений.
- Нравственно патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
- Дети должны знать и называть свой город, край. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город Буйнакск, республику Дагестан и страну Россию и желание сохранить его чистым и красивым.
- Формирование устойчивого интереса к малой родине, уважение к землякам, потребности в сохранении красоты родных мест.
- Воспитание чувства гордости за земляков, прославивших край как родной угол.
Сроки реализации:
1 месяц.
Вид проекта :
Исследовательский.
Авторы-составители проекта :
Сайгидова Л. Н. – ст. воспитатель МКДОУ ЦРР ДС№19 г. Буйнакск
Абдулкадырова З. А. – педагог-психолог МКДОУ ЦРР ДС№19
г. Буйнакск.
Участники проекта :
Педагоги, дети старшего возраста, родители, сотрудники «Краеведческого музея» и музея «Боевой Славы», педагоги «Школы Искусств», сотрудники библиотеки.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный.
- Анкетирование детей «Что я знаю о любимом городе?», «День рождения нашего города?», «Чем славен наш город?», «Что мне нравится в нашем городе?».
- Консультация для родителей «Улицы нашего города»,
«Достопримечательности и памятники нашего города».
- Формирование задач и целей проекта.
- Изучение литературы по теме проекта, подбор литературы.
- Сбор и систематизация информации о городе и т. п.
- Создание в группе условий для реализации проект; выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями.
Основной этап.
1. Проведение цикла занятий, экскурсий:
- Город в котором я живу.
- Прославленные лица города Буйнакска.
- Путешествие в прошлое города Буйнакска.
- Каменная летопись.
-Достопримечательности моего города, памятники архитектуры и старины.
- Роль моей семьи в развитии города.
- Город будущего.
2. Взаимодействие с родителями направленное на знакомство с проектной деятельностью. Привлечение их к экскурсии по достопримечательностям города Буйнакска,
Формы и методы реализации проекта
«Мой любимый город»
Раздел программы Виды детской деятельности
Речевое развитие 1. Позновательные занятия :
«В долине гор»
-«Мой любимый город»
- «По улицам города»
- «Буйнакск – мой край родной»
- «Достопримечательности родного города»
- «Кавалер – Батарея»
- «Путешествия по улицам города»
- «Буйнакск -в прошлом и в настоящем».
2. Творческие рассказы:
- «Город в котором я живу»
- «Роль моей семьи в развитии города».
3. Словотворчество детей с родителями : сочини стихи, сказку о городе Буйнакск.
4. Чтение произведений дагестанских авторов про Буйнакск.
5. Заучивание стихов.
Игровая деятельность 1. Оформление игротеки дидактических игр.
- Кому, что нужно для работы?
- Заселим нашу Землю.
- Что нам нужно взять в поход.
2. Сюжетно ролевые игры:
- Экскурсии в музей.
- Экскурсии по городу
- Моя семья.
3. Подвижные, речевые игры народов Дагестана.
Трудовая деятельность Ручной труд:
- Изготовление макетов уникальных зданий города.
- Изготовление символики города.
Художественно – эстетическое развитие Рисование:
- Улицы родного города.
- Где я побывал.
Конструирование (бросовый материал) :
- Создание макетов.
Социальное развитие. Викторина «Что я сделал для родного города»
- Беседа о почетных людях города.
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Организация в группах «уголка родного края».
Музыкально – творческая деятельность - Разучивание стихов и песен о Буйнакске.
- Прослушивание песен о Дагестане, Буйнакске, Махачкале.
- Развлечение.
-Оформление стенда «Мы в краеведческом музее»
Взаимодействие с родителями Фотоальбом «Культурный досуг в моем городе».
- консультации;
- помощь в организации экскурсий;
- участие в выставках рисунков, фото-композиций.
Заключительный этап:
- Открытое мероприятие «Буйнакск – мой город родной».
- Оформление макетов: «Достопримечательности нашего города».
- Оформление выставки рисунков по народно – прикладному искусству на тему: «Ярмарка в Буйнакске».
- Оформление альбома достопримечательности города Буйнакска.
Заключение
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы в патриотическом воспитании.
Привить в ребенке любовь к родному городу необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой задачи и был подготовлен этот проект.
Целью проекта «Мой любимый город» является :
- вызвать интерес к родному городу, к его достопримечательностям, к его истории;
- способствовать развитию любви, гордости, уважению проживающим в родном городе людям, к их трудам и достижениям;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к культуре, традициям и промыслам народов Дагестана;
- формирование элементарных знанийо правах человека;
- расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Для реализации этих задач необходимо подобрать такой материал, который вызвал бы интерес детей дошкольного возраста, который позволит детям расширить кругозор и предоставит большой простордля детского творчества.
Приложение:
В этом году исполняется 150 лет нашему городу и мы юные горожане предлагаем вашему вниманию наш исследовательский проект : «Мой любимый город»
Буйнакск – край мужественных людей, гордых своей свободой, он манит своим величием, не оставляя равнодушными писателей поэтов, таких как А. Дюма, Ю. Лермонтов.
Личности прославившие город Буйнакск : Али Клыч, Ирчи Казак, Гамзат Цадаса, Р. Гамзатов, Ш. Шихсаидов, Р. Абдулатипов, Ж. Абуева.
Наш город носит имя отважного борца за свободу У. Буйнакского. Он был чутким, отзывчивым, отдавшим свою жизнь за свой народ.
Его имя обязывает нас жить честно, творить добро, сеять любовь и веру в будущее.
Не зря мой город носит его имя
Не зря гордится сердце за него
Пусть город мой и бывшая столица
Буйнакск – столица сердца моего.
Путник попадает сначала в Буйнакск. Город наш называют «Воротами в горы» - и не случайно. 32 км. Отделяют Буйнакск от Каспийского моря и всего лишь 15 км. – от Гимринского хребта, с вершины которого открывается величие исполинских гор. Буйнакск расположен в защищенной от ветра живописной долине. С двух сторон окаймлен речками Шура – Озень и Атлан – Озень.
До 1921 года город называется Темирхан – Шура. Официальное же возведение в статус города состоялась в 1866 году, т. е. 150 лет тому назад Темир – Хан – Шура возникла не на пустом месте. Долину, где сейчас раскинулся город, люди засеяли с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют, в частности древнейшие изображения, высеченные на скале, которую называют «Кавалер – Батарея». Скала находится в черте города и давно и давно уже тщательно исследована. Советский исследователь В. Н. Марковин относит изображения на «Кавалер – Батарея» к 11 тыс. лет до н. э.
В 1832 году наши царские войска начали строить укрепления в районе Темирхан – Шура. На скале была возведена двухэтажная башня и установлена батарея орудий. Так как в ту пору пушки были на конной тяге, местные жители стали называть «Кавалер – Батарея»
Есть легенды, которые объясняют происхождение старого названия города. Вот одна из них: - Давно это было. Бежал из какого – то горного аула человек, преследуемый кровниками по имени Темирхан. В чаще леса он нашел озеро и небольшую поляну. Горец остался жить здесь навсегда. С помощью жены Ашуры беглец построил саклю, завел хозяйство. Со временем это место приглянулось другим. Прошли годы - и на берегу озера возник маленький аул. В честь основателей Темирхана и его жены, аул стали называть Темирхан – Шура.
Мы провели экскурсию по местным памятным местам нашего города. А начали мы свою исследовательскую работу с краеведческого музея. Это бывший драматический театр. Все культурные мероприятия проводились здесь.
- Мы были у памятника У. Буйнакского, расположенного на площади. Мы создали макет театра, которому больше100 лет, к сожалению, он в нынешнее время не работает.
- А также макет дома генерала П. И. Мищенко.
- Мы побывали у дома, где родился герой Советского союза подводник капитан 2 ранга М. Гаджиев.
- И у дома, где жил художник Муса – Ясул Халилов.
- У детского сада №2, это бывший книгопечатный двор Мавраева.
- У гимназии №1, это бывшая женская гимназия, а в военное время здесь был госпиталь.
Каждый гражданин города обязан сделать что – нибудь полезное для развития города.
Ребенок:
Моя бабушка работает в станции переливания крови. А дедушка строитель, он построил наш сад №19, ДДТ,школу №10 и т. д. Мама работает воспитателем. А я хочу стать хирургом, как мой дядя Саид, чтобы все жители были здоровы.
Ребенок:
Мои родители открыли мед. центр. Они заботятся о здоровье горожан. А стану спортсменом, выиграю Олимпийские игры и прославлю наш город.
Ребенок:
Бабушка работала поваром у военных, а дедушка был командиром у военных. А я стану стоматологом, чтобы у всех жителей была голливудская улыбка.
Ребенок:
Мама учит детей в школе, а папа открыл заправку. Когда я выросту, я стану балериной и открою свой театр в нашем городе.
Ребенок:
Мы узнали, что город Буйнакск был первой столицей Дагестана и мы желаем, чтобы наш город опять приобрел красоту, комфорт, значимость и стал культурным центром.
Ребенок:
А я хочу, чтобы у нас был свой Дисней – Ленд.
Ребенок:
А я мечтаю, чтобы у нас опять открыли кинотеатр, и мы в каждые выходные ходили в кино.
Содержание
Введение
Актуальность темы
Цели и задачи проекта
Этапы реализации проекта
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1)Р. Х. Гасанова. дагестанский фольклор детям -Махачкала: ООО «Лотос», 2005г-102стр
2) Хрестоматия. Фольклор и литература народов Дагестана- Махачкала: ООО «Лотос», 2005 -221 стр.
3) А. М. Османов. Мой край Дагестан -М: Мысль, 1979-143стр
4)Ш. А. Мирзоев. Культура и традиции народов Дагестана- М: Издательство ООО «Гном-Пресс», 1998-168 стр
5)Р. Магомедов. Обычаи и традиции народов Дагестана. - Махачкала: издательство Госкомиздата Р. Ф. 1992-140стр.
6)С. Муртазалиев. Сердца матерей. - Махачкала: Издательство «Лотос»,2012-80стр
7)В. М. Чупахин. Физическая география Северного Кавказа. - Ростов – на – Дону: Издательство Ростовского университета, 1974г-195стр.
8)З. З. Агагишиева. Музыкальная культура Дагестана- Махачкала: РНО Госкомиздата ДАССР,1990-58стр
9)Р. Рашидов. Умелец из Балхара. - М: Детская литература 1982-60стр.
10) С. Муртазалиев. Славные сыны Отечества. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2011-176 стр.
11) Н. Юсупов. Кто кого любит. -М: Детская литература 1984-126 стр.
12) Детские песни народов Кавказа. Чудесный клад-М: Детская литература, 1977
13) Б. Гаджиев. Ворота в горы Дагестана. - Махачкала Дачкингосиздат,1966 г -196 стр.
14) Д. М. Маллаев. Гуманная педагогика и Духовность образовательного процесса. - Махачкала: АЛЕФ, 2009-316 стр.
15) Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др; научный руководитель А. Г. Асмолов; рук. Авт. Кол. Н. В. Федина. Успех Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М:Просвещение, 2011 -303 стр.