Оксана Сопова
Познавательно-исследовательский проект «Морские обитатели» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста
В масштабах истории люди открыли для себя подводный мир сравнительно недавно. Его краски, диковинные кораллы и водоросли, разнообразные обитатели, некоторые устрашающие и грозные. Ядовитые медузы, пещеры и гроты, а еще остатки затонувших людских кораблей. Кто в детстве не мечтал нырнуть поглубже, прокатиться на подводном батискафе или опуститься с подводным аппаратом? Чтобы нырнуть поглубже, исследовать этот загадочный мир самому.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Морские обитатели“ для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
В наше время многое изменилось - не в лучшую сторону. Никому не нравятся кучи мусора на пляже, при этом многие не считают варварством брошенную бумажку или полиэтиленовый пакет недалеко от моря.
Чтобы сохранить красоту моря, необходимо воспитывать у детей бережное осознанное поведение по отношению к родной природе. Но к сожалению, из бесед с детьми следует, что, они очень мало знают о флоре и фауне моря. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект "Морские обитатели".
Вид проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 3 недели.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети старшей и средней группы, воспитатели, родители.
По количеству участников: коллективный.
Девиз проекта : "Наблюдай и восхищайся, изучай и береги".
Особенности проекта : - опора на личный опыт детей;
- доступность материала для детей дошкольного возраста;
- максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с обитателями морей;
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
- сформировать представления об обитателях моря, их строении, среде обитания,. внешнем виде;
- овладеть понятиями "морские животные", "рыбы", "моллюски";
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- сформировать навыки составления описательных рассказов о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Актуальность темы:
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует "погружению" детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это дает возможность воспитывать детей - "деятелей", а не "исполнителей", развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно него использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Знакомство с морскими обитателями позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Проблема (на уровне ребенка) : недостаточный объем знаний о морских обитателях и свойствах морской воды.
Цель: развитие познавательных способностей детей, в процессе реализации исследовательского проекта "Морские обитатели".
Задачи:
Образовательные: - познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие: - развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Этапы проекта :
Подготовительный:
- подобрать методическую и художественную литературу по теме;
- подобрать наглядный, дидактический и видео материал;
- подготовить информационный материал для родителей;
- составить перспективный план;
- обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- посетить вместе с детьми Океанариум г. Владивостока.
Основной:
Познавательная деятельность :
Тема: "Что такое вода?"
Эксперимент: "Полезные свойства воды" (опытным путем показать свойства морской воды).
Тема: "Морские растения".
Беседа: "Кораллы - это растения или животные?" (опытным путем показать детям образование кораллов. Выращивание кораллов путем кристаллизации соли).
Тема: "Кто живет на морском дне?"
НОД "Подводное царство"
Просматривание видеороликов: "Тайны моря", "Загадочные морские обитатели", "Морской мир", "Подводный мир".
Мультфильмы: "Немо".
Видеоролики: "Рыбка немо", "Рыбка зебра" и т. д.
Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
Рассматривание иллюстраций (энциклопедий "Море и его мир", "Рыбы, которые светятся"). Альбом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир, картины Марка Сузино.
Ознакомление с художественной литературой: Норвежская народная сказка "Почему вода соленая?", В. Колосов "Путешествие на батискафе", Н. Перегудов "На морском дне".
Загадки о морских обитателях. Г. Косова "Азбука подводного мира", С. Сахарнов "Кто в море живет?".
Разучивание стихотворений: В. Орлова "Я рисую море", Ю. Дулепины "Осьминог".
Просмотр мультфильмов: "Русалочка", "В поисках Немо", "В поисках Доры".
Словесные игры: "Отгадай загадку", "Кто, что слышит?", "Назови одним словом".
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование: "Обитатели моря", "На морском дне".
Лепка: "Морской конек", "Сокровища моря" (использование природного материала, "Осьминог", "Золотая рыбка".
Аппликация: "Подводное царство" (использование природного материала).
Конструктивная деятельность: оригами "Рыбка", поделки из бросового материала "Осьминог" (поролон, "Рыбка" (носок).
Изготовление вместе с детьми макета "Морское дно".
Игровая деятельность:
Дидактические игры: "Третий лишний", "Угадай что звучит?", "Соедини по точкам", "Рыбалка".
Игры на развитие мелкой моторики рук: "Осьминог" (шнуровка, "Рыбалка".
Сюжетно-ролевые игры: "Водолазы", "Моряки", "Помощники Нептуна".
Двигательная деятельность:
- подвижные игры: "Осьминог", "Море волнуется", "Ловцы жемчуга", "Веселые крабы" и др.
- динамические паузы: "Осьминожки", "Водолазы".
- элементы йоги: "Морская звезда", "Краб", "Морской еж".
- дыхательные упражнения: "Морской прибой", "Шторм". Релаксация "На морском берегу".
Работа с родителями:
- организация выставки футболок,. разрисованных совместно с детьми на морскую тематику;
- подбор материала для реализации проекта;
- консультации "Значение морской воды для укрепления здоровья детей".
Заключительный:
развлечение "В гостях у морской царевны";
- выставка макетов "Морское дно" (совместно с воспитателями);
- выставка футболок - рисунков (совместно с родителями).