Светлана Юрьевна Школьная
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»
Жан Жак Руссо
Пояснительная записка:
И мы, взрослые, стараемся придерживаться этой истины.
Мы любим всё красивое, ведь «Красота спасёт мир».
Мы любим всё яркое, душистое, вкусное.
Мы нюхаем цветы и любим розовый цвет; мы гладим траву и наслаждаемся её изумрудной зеленью; мы обожаем воду и с удовольствием окунаемся в мир прохладной, густой синевы реки, моря, океана…
Мы – люди планеты Земля, самого прекрасного Цветного Дома во всей Вселенной…
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Во саду ли, в огороде…“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Мы знаем и узнаём свой земной дом вновь и вновь, храним и безжалостно используем главную его тайну – природу.
У нас есть бесценное человеческое богатство – наши дети. Мы пытаемся подружить их с окружающим миром, научить их жить в гармонии с собственным «инь» и «янь».
Влияние окружающей среды на развитие ребёнка огромно. Чем глубже ребёнок познаёт таинства жизни, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навык активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию эстетического восприятия действительности и гуманного отношения к природе.
Актуальность темы:
Деятельность экспериментирования способствует возникновению у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, который посредством опыта анализирует ситуацию, обследует предмет или явление, делает собственное умозаключение.
Основной задачей нас, взрослых, является способность поддержать и развить в ребёнке интерес к новым исследованиям, любопытным открытиям своих маленьких «научных» тайн; создать необходимые для этого условия. Мы считаем, что для детей дошкольного возраста – экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, изучив познавательные интересы детей нашей группы, нами был разработан познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы познания мира на основе организации поисково-исследовательской деятельности.
Цель проекта:
1. Создание условий для познания детьми-дошкольниками окружающего мира; формирование экологической культуры ребёнка; развитие всех сторон его речи; проявление творческих способностей личности маленького человека в процессе реализации проекта.
2. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
3. Воспитание чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; стремление участвовать в общем деле, добиваться результатов и использовать их в ежедневной практике.
Задачи проекта:
1. Обогащать и расширять представления детей о растениях:
а) условиях роста и развития;
б) способах выращивания;
в) сравнениях семян и всходов;
г) анализе процесса ухода;
д) моделировании конечного результата.
2. Развивать разговорную речь, составляя описательные рассказы о растениях; активизировать словарь пословицами, поговорками, загадками, фенологическими наблюдениями, народными приметами, стихами, словесными, дидактическими, подвижными и хороводными играми, сказками, малым речевым и песенным фольклором.
3. Воспитывать любознательность, наблюдательность,
творческую активность через продуктивную деятельность.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ:
для ДЕТЕЙ:
сформированность представлений о растениях;
приобретение первоначальных навыков экологически грамотного отношения к окружающей среде;
развитие познавательного интереса к природе;
вовлечение в продуктивную деятельность;
совершенствование коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
для РОДИТЕЛЕЙ:
умение понимать своего ребёнка, шире познавать его интересы, склонности, способности; стремление помочь ему адаптироваться в социальном мире, сделать его жизнь интересной и насыщенной;
повышение уровня экологической культуры;
активное участие в жизни МБДОУ.
для ПЕДАГОГОВ:
повышение теоретического уровня и профессиональности специалиста;
внедрение инновационных технологий;
личностный и профессиональный рост;
самореализация.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
упаковочное оборудование:
посадочные ящики, стаканчики, ячейки, формы, бутылки;
почва, песок, торф, сфагнум, вода;
садовый инвентарь: детские грабли, мотыги, совочки, вёдра, лейка, деревянные палочки, стойки и шпагат для шпалеры;
семенной материал овощных, цветочных, лекарственных растений;
корнеплоды моркови, свёклы, лук и чеснок.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 2 месяца.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
*Игры-путешествия: «Что растёт на грядке?», «Знакомство с аптекарским огородом», «Как у нас на клумбе расцвели цветы»;
*Экскурсии в природу: «Растения нашего детсада», «Экскурсия в весенний парк», «Март пришёл с водою, апрель с травою, май-цветущим садом встречай!»;
*Словесные игры: «Садовник», «Цветик-семицветик», «Волшебный букет», «Красное, зелёное, жёлтое»;
*Дидактические игры: «1,2,3-своё растение найди!» «Узнай цветок по описанию», «Найди хозяина по семенам, плодам, ягодам», «Лекарственные травы», «С какой ветки детки?», «Вершки-корешки», «Овощехранилище», «Как растения передвигаются?», «Что где зреет?», «Овощная корзинка»;
*Сказки: «Пых», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Круть и Верть», «Как мужик и Медведь рожь сеяли», «Как волк научился хлеб есть»;
*Хороводные игры: «Овощи», «Варим-варим мы компот», «Пирог», «От зерна до каравая», «Хозяйка однажды с базара пришла…» «Огородная» «Хоровод в лесу»;
*Настольно-печатные игры: «Растение заблудилось», «Всё живое растёт», «Почитай и узнай: кто где живёт/в поле, на лугу, в саду, на огороде и т. д. /;
*Праздники, досуги, развлечения;
*Подвижные игры;
*Загадки, пословицы, поговорки;
*НОД;
*Информационные стенды для родителей по теме, консультации, анкетирование, родительское собрание.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Ознакомительный /подготовительный/.
2. Основной /решение задач/.
3. Заключительный /презентация/.
1) ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.
*Беседы с детьми /выявление уровня знаний детей о жизни растений/;
*Составление плана работы над проектом;
*Сбор материала для реализации проекта;
*Организация предметно-развивающей среды по теме проекта;
*Изготовление дидактических пособий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
*Рассматривание иллюстрированного материала по теме проекта;
*Дидактическая игра «Золушка» /знакомство с селекцией семян овощных, злаковых, цветочных и лекарственных растений/;
*Заучивание пословиц и поговорок: «Дело мастера боится», «Сей овёс в грязь - будет овёс князь».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.
*Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта /педагогами в МБДОУ, родителями в семье/;
*Домашние чтения детям художественной литературы по теме.
2) ОСНОВНОЙ ЭТАП.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.
*Беседы с детьми познавательного характера / «Мир овощных культур», «Как собирать лекарственные травы», «Цветочные семена»/;
*Организация предметно-развивающей среды по реализации проекта;
*Совместная продуктивная деятельность взрослых и детей: сев семян и посадка корнеплодов;
*Организация опытно-экспериментальной деятельности по росту и развитию культурных растений;
*Подготовка информации для родительских уголков;
*Организация фото выставки: «Не начавши думай, начавши делай» /селекционная работа: отбор, замачивание, проращивание семян на всхожесть/.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
*Игровая, двигательная;
*Участие в практической деятельности /подготовка земли, дренажа для сева семян, высадки корнеплодов/;
*Посев семян, посадка корнеплодов;
*Опытно-экспериментальная деятельность /совместно со взрослыми/: «Всё живое растёт, дышит, размножается, передвигается»;
*Заполнение «Дневника наблюдений за огородом на окне»;
*Заучивание пословиц и поговорок: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Пашню пашут, руками не машут».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
* «Семейное» выращивание зелёных витаминов дома на окне;
* «Сельхозработы» на даче, в деревне, на дворовой клумбе;
*Посильная помощь в подготовке открытого просмотра русской народной сказки на современный лад «РЕПКА».
3) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.
*Итоговая беседа: анализ исследовательской деятельности детей и взрослых по выращиванию рассады культурных растений;
*Представление опыта в виде экологического познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде»;
*Выставка фотоматериалов: «Огородники», «Цветоводы», «Народные целители»;
*Открытый просмотр НОД: русская народная сказка на современный лад «Репка».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
*ПРАЗДНИК ГРУППЫ: презентация познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде».
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологические уголки: «Дневник природы», «Дневник наблюдений», «Дружные огородники группы №4»;
3. Конспект открытого просмотра НОД, картотека дидактических игр, «Коллекция семян», иллюстрированный альбом «Лекарственные растения», «КРАСНАЯ КНИГА гр. №4»;
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, мультимедийная доска, музыкальный инструмент-гитара.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова л. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений,М. 2005.
2. Николаева С. Н. «Юный эколог» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2003.
3. Тимофеева Л. Л. «Ребёнок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Творческий Центр, М. 2001.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2002.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир в котором я живу» Генезис, М. 2006.
ВЫВОД:
СЧИТАЕМ, что реализация экологического познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде» помогла нашим детям:
научиться познавать окружающий мир естественно-научным путём, расширять и обогащать свой кругозор, активизировать разговорный словарь;
чувствовать себя уверенным человеком, успешным в среде сверстников, любимым в своей семье, а значит счастливым в социуме, в мире дошкольной жизни.
ГЛАВНЫМИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПРОЕКТА СТАЛИ:
ведущая линия в содержании – приобщение детей к социальной действительности;
ведущее направление в воспитании – уважение к ребёнку с учётом особенностей его возрастного и индивидуального развития;
ведущее направление в обучении – опора на творческий потенциал ребёнка, на его высокую обучаемость.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
целостный подход к развитию ребёнка;
интегрированный характер построения воспитательно-образовательного процесса;
учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка – на данном этапе соответствуют ФГОС ДО.