Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну геометрических фигур».

Наталья Симакова
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну геометрических фигур».
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Путешествие в страну геометрических фигур»

для детей младшего дошкольного возраста.

Составитель:

Симакова

Наталья Юрьевна

воспитатель первой квалификационной категории

2016 г.

Название: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Номинация: дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие в страну геометрических фигур“,» размещена в разделах

Один из основных принципов дошкольного образования, выделенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Реализация данного принципа, как нельзя лучше происходит путём формирования у детей элементарных математических представлений о форме предметов.

Математика для детей дошкольного возраста имеет важное значение в плане развития памяти, внимания, речи, мышления и дальнейшего восприятия математической информации. Очень важно заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, используя эксперименты и практические действия, с помощью которых малыш сам может устанавливать количественные и качественные отношения между предметами. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Данный проект позволяет детям младшего дошкольного возраста знакомиться с геометрическими формами прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности, что является основным принципом ФГОС ДО

В ходе реализации данного проекта были созданы условия для повышения уровня мотивации как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом, в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание проектной деятельности насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а именно - проблемы содержательного характера.

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одно из центральных мест. Поэтому тему работы считаю актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Результаты опроса родителей (законных представителей) показали, что у некоторых семей в домашних игротеках имеются игры математического содержания, а именно игры по ознакомлению детей с формой. В семье налажены познавательные контакты между детьми и родителями, часть родителей воспитанников высказали готовность сотрудничать с педагогами в вопросе формирования представлений о геометрических формах у ребёнка. Именно поэтому я решила разработать и внедрить проект "Путешествие в страну геометрических фигур".

Проблема (для воспитывающих взрослых) : дети недостаточно хорошо различают геометрические фигуры и находят их в окружающем пространстве.

Проблема (для детей) : где прячутся геометрические фигуры? Какие фигуры спрятались вокруг нас?

Цель проекта :

1. Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе внедрения проекта.

Задачи проекта :

Для воспитанников:

1. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом.

2. Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

3. Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.

4. Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.

5. Воспитывать внимание, дружеские взаимоотношения друг к другу, интерес к занятию по математике.

6. Развивать память, мышление, речь.

Для педагогов:

1. Создать условия для реализации данного проекта;

обеспечить группу необходимым оборудованием, пополнить

предметно-развивающую среду дидактическими играми на знания

геометрических фигур.

2. Оформить информационный стенд для родителей «Знакомство малышей с геометрическими фигурами».

3. Оформить результаты проекта в форме презентации.

4. Создать методическую копилку сценариев и конспектов мероприятий.

5. Создать картотеку стихов, загадок о геометрических фигурах, картотеку игр.

Для родителей:

1. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

2. Привлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность детского сада.

3. Содействовать повышению педагогических компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.

Цель проекта и задачи по достижению цели соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. Приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).

Участники проекта : воспитанники второй младшей группы и их родители (законные представители). Списочный состав группы составляет 21 ребёнок, из них – 10 мальчиков, 11 девочек. Мониторинг развития интегративных качеств, проведённый в мае 2016 года, показал хорошие результаты. 30% детей имеют высокий и выше среднего уровень развития интегративных качеств. В плане здоровья группа детей достаточно нестабильна. Имеются дети со второй и третьей группой здоровья, часто и длительно болеющие дети. Посещаемость детей в среднем составляет 56-60%. В группе достаточно большое количество детей из многодетных семей - из 21 воспитанника из многодетных семей 10 детей. Семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, неблагополучных семей – нет. Родители в основном заинтересованы в успехах детей, идут навстречу в деле воспитания детей, но обладают минимальными педагогическими компетенциями.

Содержание проекта (краткое описание основных этапов проектов, механизмы их реализации).

Основные шаги по реализации проекта :

1 этап – подготовительный (одна неделя)

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (2 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Разработка и внедрение проекта проходила в летний период 2016 года. На начальном этапе проекта был проведен опрос родителей (законных представителей) и проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам опроса и беседы была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий.

Внедрение основного этапа проекта началось с сюрпризного момента. Дети средней группы принесли подарок, красивую коробочку (где находились геометрические фигуры). Малышей очень заинтересовало, что же лежит в этой коробочке, и они с нетерпением ждали, когда же мы её откроем. Чтобы узнать что же там лежит, детям пришлось потрудиться - отгадать загадки про геометрические фигуры, в процессе этого обогащался активный словарь детей математическими терминами. Введение сюрпризного момента способствовало развитию познавательной мотивации детей. В целях развития умения различать и называть геометрические фигуры, играли в дидактические игры такие как «Найди то что я покажу», «Назови геометрическую фигуру», «Геометрическое лото», «Найди свой домик». В процессе игр дети помогали друг другу, подсказывали, получали радость от решения и выполнения задач. Такая совместная деятельность воспитывала доброжелательное отношение друг к другу. На протяжении внедрения проекта у детей возникали проблемные вопросы и задания. Один из таких был: «Почему круг катится?». Сначала дети затруднялись ответить, но Маша ответила: «У него нет уголков, он похож на солнышко, на тарелку». Постепенно дети стали включаться в беседу и стали перечислять предметы похожие на круг. Артем ответил: «Круг похож на блинчик, который испекла мама», Арсений ответил: «Круг похож на колеса на моем велосипеде» и т. д. Далее малыши искали ответ на такой вопрос «На что похож треугольник?». Над этим вопросом малышам пришлось призадуматься, но долго ждать не пришлось. Ваня увидел, что треугольник похож на «крышу дома», Вика вспомнила, что она видела «дорожный знак» похожий на «треугольник», когда ехала с мамой на машине. В ходе беседы я предложила детям во время прогулки поискать предметы похожие на треугольник на территории детского сада, и мы отправились на поиски. Малыши активно старались рассматривали все строения, встречающие им на пути. На казачьем дворе нашли дом и колодец, крыша у которых похожа на треугольник. Максим был очень внимательный и на физкультурной площадке увидел мишень для метания похожую на треугольник. На своей игровой площадке Лиза сказала, что флажки на корабле тоже похожи на треугольник, а Саша отметил, что у нас много флажков-треугольников они висят на ниточке (флажки украшают участок). Соня заметила, что крыша у нашего домика тоже похожа на треугольник. Сколько было радости, когда в конце нашей поисковой деятельности на туристической площадке мы нашли палатку похожую на треугольник. Чтобы точно установить, что палатка похожа на треугольник, мы сосчитали углы палатки и выяснили что их три, как у треугольника. Дети получили удовольствие от поисково-исследовательской деятельности, такая работа активизирует мыслительную деятельность, развивает у них поисковые качества, навыки общения со сверстниками и взрослыми, что необходимо в дальнейшем развитии.

На протяжении проекта мы разучили с детьми пальчиковые игры, играли в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, обыгрывали русскую народную сказку «Колобок», просматривали видео презентацию «Изучаем геометрические фигуры». Все эти игры и мероприятия были направлены на расширение представлений у детей знаний о геометрических фигурах. Знакомство с геометрическими фигурами отображалось и в продуктивной деятельности. Так например. к детям в гости пришла собачка, рассказала, что у неё нет своего домика, и дети с большим удовольствием согласились помочь ей - сделать домик. Перед началом работы рассмотрели готовый домик, обсудили, из каких геометрических фигур можно сделать домик. Ответы детей совпадали, что домик можно сделать из квадрата, а крышу из треугольника. Так дети помогли собачке сделали домик. Было выполнено много других работ «Декоративная салфетка», «Шарфик для собачки», «Бусы из геометрических фигур». Закрепление знаний о геометрических фигурах малыши проявляли и в самостоятельной художественной деятельности. Выкладывали геометрические фигуры из счетных палочек, рисовали на песке палочками, оригинальными получились бусы из пластилина. Занимательно и увлекательно дети играли с Блоками Дьенеша, выкладывая разные конструкции, используя геометрические фигуры. У каждого малыша конструкция была по-своему оригинальна и не имела повторения. Специфика детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что они ещё не могут самостоятельно получать знания, которые находятся за пределами их восприятия, поэтому на помощь пришли родители. Проблемная ситуация создала условия для плодотворного взаимодействия родителей с детьми и принесла положительные результаты. С помощью совместной деятельности в группе был создан мини-музей предметов похожих на геометрические фигуры. Семьи Миши, Лизы, Арсения, Сони сделали аппликации из геометрических фигур. которые помещены в альбоме «Изучаем геометрические фигуры».

Заключительный этап любого проекта - рефлексия и презентация полученных в ходе внедрения проекта знаний. Был разработан сценарий мероприятия «Путешествие в город геометрических фигур», где участники проекта дети второй младшей группы продемонстрировали свои знания по изучению геометрических фигур.

Ожидаемые и полученные результаты.

При планировании данного проекта предполагались следующие результаты:

У детей:

• Дети знают и находят в окружающей действительности геометрические фигуры.

• Умеют разнообразными способами обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

• Воспитанники без затруднений сравнивают фигуры по цвету и форме, отмечая в речи сходство и различие, умеют группировать фигуры по двум признакам.

• В результате организации совместных игр и упражнений дети 4 лет учатся устанавливать субъект-субъектные отношения между сверстниками, проявляя дружеские взаимоотношения друг к другу.

• Развивается память, мышление, речь.

У педагогов:

• Созданы условия для реализации данного проекта; РППС группы пополнена дидактическими играми на знание геометрических фигур.

• Оформлен информационный стенд для родителей «Знакомство малышей с геометрическими фигурами».

• Создана методическая копилка сценариев и конспектов мероприятий.

• Создана картотека стихов, загадок о геометрических фигурах, картотека игр.

• Результаты проектной деятельности обобщены, материалы представлены на Совете педагогов, участвуют в конкурсах методических разработках

У родителей:

• Обогащён опыт взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье по вопросам развития математических представлений.

• Родители - активные помощники в образовательной деятельности детского сада.

• Повысилась компетенция родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.

По окончанию внедрения проекта, по наблюдениям педагогов у детей сформированы и закреплены знания о геометрических фигурах, о способах их обследования; дети находят в окружающей действительности предметы, соотносимые с геометрическими фигурами; активизирована мыслительная деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, считать). В развивающей предметно-пространственной среде группы имеется альбом детского творчества «Изучаем геометрические фигуры» и презентационный материал познавательного содержания. Методическая копилка педагогов пополнилась картотекой стихов и загадок, дидактических игр, сценариями и конспектами мероприятий с детьми младшего возраста, направленных на развитие математических представлений. Материалы проекта обобщены, участвуют в муниципальном этапе краевого конкурса методических разработок «Познаём, исследуем, творим», создана презентация для представления на Совете педагогов.

Публикации по теме:

«Путешествие в Страну геометрических фигур». Конспект занятия в средней группе Путешествие в «Страну геометрических фигур» в средней группеОбразовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие Цель: закрепление.

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» (фотоотчёт)Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» (фотоотчёт) Для формирования у детей математических представлений во второй младшей группе,я разработала методическую разработку непосредственно образовательной.

Фотоотчет о непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»Фотоотчет о непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Для формирования у детей математических представлений во второй младшей группе,я разработала методическую разработку непосредственно образовательной.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» Конспект Непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема:. Образовательная область : познавательное развитие (Ф. Э. М. П.).

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну геометрических фигур» Вид деятельности: познавательно - исследовательская Цель: Способствовать закреплению у детей названий геометрических фигур. Задачи: • Закреплять.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в сказочную страну геометрических фигур» во второй младшей группе Задачи: - упражнять детей в счёте в пределах 5-ти; - закреплять знание количественного и порядкового счёта; - закреплять представление о.

Конспект по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Цель :Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Образовательные задачи: - закрепить.

Конспект в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» Цель: повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее, через игру. Образовательная: способствовать накоплению умений считать.

Конспект занятия «Космическое путешествие. Мир геометрических фигур» Оборудование: Таблица «Четвёртый лишний»; карточки с буквами: К,О,С,М,О,С; индивидуальные конверты с геометрическими фигурами; слайды:.

Занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ново-Брянский детский сад «Журавленок» Занятие в подготовительной группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну геометрических фигур».
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 16:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну геометрических фигур».» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Симакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД