Ольга Попова
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Мой город Чехов»
▼ Скачать + Заказать документы
Городов есть немало в России,
Среди них – городок небольшой.
Для меня самый лучший, красивый –
Город Чехов, мой город родной…
Подмосковный наш город России,
Ты прекрасен весной и зимой.
Самый лучший и самый красивый
Оттого, что ты город родной.
Продолжительность проекта: апрель – май 2021г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе „Мой город Чехов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мой город. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно – творческий. Нравственно-патриотический.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство.
Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со
своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и
мать должны стать неотъемлемой частью души. В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своем родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Актуальность:
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, т. е. кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем формирует у них такие качества черт характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
— «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве знал.» /Симонов
Проблема:
Наше общество потеряло главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любого государства.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имеют достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Старший дошкольник должен быть ориентирован на:
1. Патриотизм — любовь к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
2. Социализм — свобода личностная, доверие к людям, милосердие, чнсть и достоинство.
3. Гражданственность — служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести.
Определяет, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, Родины. Чувствовать себя одним из представителей живой природы. Иметь такие качества как: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, важнейшем периоде становления личности, ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви малой Родины.
Цель:
Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с родным краем и малой Родиной.
Задачи:
1. Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности. Обогащать речь и словарный запас.
3. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
4. Расширять знания об истории родного города, его достопримечательностях.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, любовь к родному городу.
6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурно-историческому наследию.
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о своем родном городе, его окрестностях, получили представление о достопримечательностях города.
Накопление знаний о родном крае.
Развился интерес к познанию родного края.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Роль родителей в реализации проекта:
1. Сбор информации о родном городе Чехове (стихи, песни, иллюстрации, открытки).
2. Беседы родителей с детьми о людях, которыми гордится город.
3. Консультации по изучению совместно с детьми истории нашего города.
4. Привлечение родителей к пополнению фото, информации для папки «Мой город Чехов».
5. Привлечение родителей к прогулкам по родному городу и его достопримечательностям с детьми.
6. Экскурсии в музеи города с детьми.
7. Посещение стадионов, спортивных комплексов вместе с детьми.
Формы работы с детьми:
1. Беседы с детьми «Город и горожане», «Путешествие по родному городу», составление рассказов, просмотры презентаций и видеороликов о городе Чехове – малой Родине.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток, мини – выставок.
3. П/игры.
4. Д/игры: «Путешествие по городу», «Край, в котором мы живём», «Где это находится», «Узнай по описанию», «Знатоки Городецкого края», «Кто подберет больше слов?», «Знаешь ли ты город?», «Вот так построили!» (с использованием ЛЕГО).
5. Игровые упражнения: «Улицы нашего города», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Все ли верно? Докажи».
6. С/р игры: «Магазин сувениров», «Путешествие по родному городу», «Наша улица».
7. Чтение художественной литературы о городе, заучивание стихов, конкурс чтецов «Моя малая Родина – Чехов».
8. Художественное творчество:
1) Рисование: «Улицы нашего города», «Дом, в котором я живу», «Мой двор – мой дом», «Достопримечательности нашего города», «Фонтаны нашего города», «Любимое место, где любим бывать с родителями», «Спорт нашего города», «Мой любимый вид спорта», «Природа моего края», «Моя малая Родина».
2) Аппликация: «Герб нашего города», «Природа вокруг нас», «Дом, в котором я живу», «Я – спортсмен»
План реализации проекта:
I этап – Подготовительный.
1. Подобрать и систематизировать наглядный материал.
2. Подбор художественной литературы (стихи, рассказы).
3. Подбор консультаций для родителей.
4. Изготовление папки-передвижки для родителей.
5. Разработка бесед и дидактических игр по теме.
6. Составление конспектов тематических занятий.
7. Оснащение предметно – развивающей среды.
II этап – Основной.
Блоки проекта:
1. «Великий гражданин России – А. П. Чехов»
2. «История города»
3. «Достопримечательности города»
4. «Спортивная жизнь Чехова»
5. «Вот моя улица, дом мой родной»
6. «Моя малая Родина»
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
1 блок. «Великий гражданин России – А. П. Чехов»
В 1954 году на карте Московской области появилась новая географическая точка: город Чехов.
Бывшее торговое село Лопасня обрело статус города, названного именем великого писателя русской земли, именем Антона Павловича Чехова.
Хлопотами Чехова была построена шоссейная дорога от станции Лопасня до села Новоселки. Хлопотами Чехова появились три школы: в Талеже, в Новоселках, в Мелихове. После него остались посаженные его руками леса и сады.
Переименование Лопасни увековечило память о Чехове, о «таланте, трагическом и нежном», о писателе и драматурге, открывшем новую эпоху в русской литературе, о великом гражданине России.
2 блок. «История города»
Облик города зачастую также неуловим, как облик человека. Неуловим и неповторим.
Для тех, кто приезжает в город Чехов на электричке, открываются «ворота города» - Привокзальная площадь, многолюдная и шумная, как в прошлые времена, когда была она запружена извозчиками, стоял здесь чеховский тарантас или знаменитая тройка земского начальника Тарновского, когда стояли подводы с товаром текстильной фабрики Медведевых, с товаром кожевенной фабрики Кочетковых. Сохранились два строения, напоминающие о былой планировке пристанционной площади: одноэтажное здание вокзала, построенного на станции Лопасня в 80-е годы XIX века и деревянное одноэтажное здание бывшей Лопасненской почты, открытой заботами Чехова в 1896 году. Теперь здесь Музей писем А. П. Чехова, во дворе которого в 1989 году был установлен памятник писателю, выполненный крупнейшим ваятелем современности Михаилом Константиновичем Аникушиным.
С Привокзальной площади начинается главная улица города. Стены вокзала и почты хорошо помнят Антона Павловича. К свидетелям старины, безмолвным хранителям прошлого нельзя не испытать особого почтения.
В историю города было вписано немало ярких страниц.
Похожий на сотни маленьких городов России, подмосковный город Чехов неповторим, как неповторима человеческая судьба.
3 блок. «Достопримечательности города»
Большое значение для познавательного социально-личностного и нравственного развития дошкольников имеет знакомство с родным городом, с его историей, его достопримечательностями и известными людьми.
В нашем городе очень много интересных мест: усадьбы, музеи, театры, детские площадки, скверы, парки. Также город гордится современными спортивными объектами — ледовым дворцом «Витязь», спорткомплексом «Олимпийский». По городу в теплое время работают фонтаны, одинаковых нет, все разные. Много прудов, зеленых насаждений. У каждой семьи свое любимое место для отдыха.
4 блок. «Спортивная жизнь Чехова»
Гордится город и своими спортивными достижениями. Детские спортивные школы города Чехова – настоящая кузница спортивных кадров. Юные спортсмены уже не раз становились призерами международных турниров.
В городе функционирует «Ледовый хоккейный центр 2004». Хоккейный и гандбольный клубы, дворец спорта «Олимпийский». В Чехове модернизировали местный стадион и построили новую школу бокса. Спортивно-оздоровительная база Чехова представляет из себя одну из баз для подготовки сборных команд нашей страны. Художественная гимнастика один из самых зрелищных и изящных видов спорта. Благодаря художественной гимнастике возникли такие виды спорта, как аэробика и фитнес. Даже если вы перестали профессионально заниматься спортом, навыки, а вместе с ними – грация, осанка, умение владеть своим телом и эмоциями – останутся с вами навсегда.
Спорт – неотъемлемая часть жизни любого человека.
5 блок. «Вот моя улица, дом мой родной»
В каждом городе есть улицы, площади, скверы, парки, школы, детские сады, магазины, театры, библиотеки, спортивные комплексы.
У каждого человека свой дом, свой двор, своя квартира, где он проживает со своей семьей. Это его адрес, место жительства. Любимый дворик, где он проводит свободное время. Вместе с родителями облагораживает свой двор: сажает кусты, цветы, деревья; вешают скворечники, чтобы весной прилетели птицы, заселяли и выводили птенцов. В холодное время года вешают кормушки для птиц – помогают пережить холода и морозы. Следят за чистотой и порядком. Находят друзей, с которыми в огонь и в воду. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
6 блок. «Моя малая Родина»
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех на протяжении жизни определяется очень многое, если не сказать – все.
Дети знакомятся с историей, культурными ценностями своего города. Совершенствуются знания о природе родного края. Получают знания о растительном и животном мире и применяют их в совместном творчестве – рисование, аппликация. Во время знакомства детей с малой Родиной проводятся наблюдения, целевые прогулки по городу родителей и детей. Дети составляют рассказы о своей семье. Проводится чтение стихов о Малой Родине, конкурс чтецов. Экскурсии в музеи города Чехова вместе с родителями. Дети принимают участие в параде ко дню Победы вместе с родителями, экскурсии к памятникам.
III этап – Итоговый.
Проводится систематизация практического материала (конспекты, фото, игры, детская продуктивная деятельность (выставка рисунков, конкурс чтецов. Проводится педагогический анализ сформированности знаний и представлений детей о родном городе.
Вывод
В результате проекта дети получили много знаний, закрепили имеющиеся знания о малой Родине.
Мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, объединяют детей и родителей общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Мы не останавливаемся на этом, продолжаем работать в этом направлении и заметили, что дети с желанием стали замечать красоту родного края, обогатился словарный запас, стали более любознательными и наблюдательными. Ребята стали гордиться своей малой Родиной – Чеховым.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В Подмосковье мы живем,
Славу мы ему поем!
Город Чехов в Подмосковье
Малой Родиной зовем!
Городок наш - красота!
Всюду зелень, чистота,
и течет в реку Лопасня
родниковая вода…
В Подмосковье мы живем,
Славу мы ему поем!
Город Чехов называем
мы своим родным гнездом! /Ножкина Ида Федоровна/
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном. / Владимир Степанов/