ОКСАНА КОМИССИНА
Познавательно-исследовательский проект на тему «Зима» в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: 2 недели января
Участники проекта : дети, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проекта : Какая прекрасная пора — зима! Какой ребёнок не любит зиму. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года. Дети должны получать удовольствие от этого времени года. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Проблема в том, что дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, творческие способности, поисковую деятельность. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект на тему „Зима“ в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
1. Расширять, обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении во время игр зимой (катание на санках, лыжах, коньках).
2. Расширять представления детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка, о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
3. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
4. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
5. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
3. Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Издательство: Сфера Год: 2002
Ожидаемый результат:
приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища
повышение познавательной активности
усвоение необходимых знаний о зиме
формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Формы реализации проекта :
Занятия.
Беседы.
Наблюдения.
Игровая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
I этап – подготовительный
1. Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Разработка и накопление методических материалов.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор художественной литературы по теме.
5. Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический) :
Дидактические игры:
«Кто что делает зимой»
«Найди по следу»
«Времена года»
«Узнай по описанию»
«Найдите и покормите зимующих птиц»
«Когда это бывает»
Подвижные игры:
«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
Беседы:
1. Беседа: «Здравствуй, Зимушка-зима!».
Цель. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность
2. Ситуативный разговор «Как живут наши пернатые друзья»
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
3. Беседа «О свойствах снега».
Цель: Дать представления об особенностях снега, его свойствах (холодный, белый, пушистый, от тепла тает).
4. Беседа «Животные зимой»
Цель: Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни в зимнее время.
5. Беседа: «Зима в лесу».
Цель: Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира.
6. Беседа «Пришел мороз – береги ухо да нос».
Цель: воспитывать в детях осознанное отношение к своему здоровью как к главной ценности человеческой жизни.
7. Беседа «Что бывает зимой?»
Цель: Уточнить характерные особенности зимы как времени года. Показать изменения в жизни животных, птиц, человека.
8. Беседа: «Зимние приметы»
Цель: Уточнение представления детей о признаках зимы
9. Беседа «О свойствах снега».
Цель: Дать представления об особенностях снега, его свойствах (холодный, белый, пушистый, от тепла тает).
10. Беседа: «Зимние игры».
Цель: знакомить детей с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.
11. Беседа: «Зачем зимой снег?»
Цель: закрепить знания основных свойств снега, дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет он в жизни природы зимой.
12. Беседа «Зимние травмы»
Цель: познакомить дошкольников с правилами безопасности и поведения на улице и с правилами безопасности при гололеде.
13.«Как заботиться о здоровье зимой».
Цель: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
14. Беседа «Зимние природные явления».
Цель: обогатить знания детей об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, метель)
15. Беседа «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках».
Цель: формирование у детей представления о правилах безопасного поведения во время катания на санках, ватрушках, коньках.
Наблюдения:
1. Наблюдение за свежевыпавшим снегом.
Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.
2. Наблюдение: признаки наступившей зимы.
Задачи. Предложить детям разделиться на команды и принять участие в соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал снег).
3. Наблюдение за растительностью зимой.
Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
4. Наблюдение «Птицы зимой».
Цель: организовать наблюдение за птицами, прилетающими на участок, предложить детям назвать знакомых им птиц, рассказать о них по результатам наблюдений. Рассказать детям о зимующих птицах, формировать заботливое отношение детей к пернатым. Учить отражать в загадках отличительные признаки птиц.
5. Наблюдение за снегом на деревьях, Цель: формировать умение детей выделять сезонные изменения, происходящие в природе.
6. Наблюдение: ели зимой.
Задачи. Предложить детям составить сравнительное описание ели и одного из лиственных деревьев. Организовать наблюдение, для того чтобы выяснить, зачем на ель прилетают птицы.
7. Наблюдение за метелью. Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.
Опыт №2. Где лучики?
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Опыт №3. Почему снег греет?
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель: Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы: Подносы для снеговых фигурок.
Опыт №5 Дом из снега.
Цель: Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал: Лопатки, вода, ведёрки.
Опыт №6 Замерзание жидкостей.
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Опыт №7 Ледяной секретик
Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик»- различные картинки
Опыт №8 Откуда берётся иней?
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал: Термос с горячей водой, тарелка.
Чтение художественной литературы:
В. Одоевский «Мороз Иванович»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
Г. Снегирёв «Про птиц»
Н Сладков «Еловая каша»
В. Зотов «Клёст», «О птицах»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
Загадки о зимних явлениях в природе
Пословицы и поговорки о зиме.
Образовательная деятельность.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Гербова зан. 3-72 «Обучение рассказыванию по картине Зимние развлечения»
Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображённого); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Развитие речи «Зима. Зимние забавы».
Задачи: Расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки);
расширять и активизировать словарный запас;
расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;
воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ Соломенникова,9-57 Зимние явления в природе.
Программное содержание: Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.
к природе.
Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме».
Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»).
Составление описательных рассказов по картинам.
Заучивание стихотворений о зиме.
Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Творческая мастерская.
Вырезывание снежинок.
Оформление макета «Зима»
Лепка животных и птиц зимой.
Рисование: «Деревья в инее».
Рисование : «Дети гуляют зимой на прогулке»
Поделки из природного материала на тему «Зима».
Аппликация: «Веселый снеговик», «Зима в лесу», «Петрушка на ёлке».
Лепка: «Снегурочка», «Как мы играем зимой».
Работа с родителями:
Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».
Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».
Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
Организация выставок детских работ по теме «Зима».
Результаты проектной деятельности :
В результате проведения проекта, дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; овладели расширенным словарным запасом; познакомились с правилами безопасного поведения на природе; разработаны рекомендации для родителей.
III этап – заключительный.
Творческие работы с детьми.
Конкурс стихов о зиме.
Спортивное соревнования «Зимние забавы»
Заключение
Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.