Получи документы

Познавательно-исследовательский проект на тему «Зима» в старшем дошкольном возрасте

ОКСАНА КОМИССИНА
Познавательно-исследовательский проект на тему «Зима» в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации: 2 недели января

Участники проекта : дети, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность проекта : Какая прекрасная пора — зима! Какой ребёнок не любит зиму. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года. Дети должны получать удовольствие от этого времени года. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Проблема в том, что дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, творческие способности, поисковую деятельность. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект на тему „Зима“ в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи:

1. Расширять, обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении во время игр зимой (катание на санках, лыжах, коньках).

2. Расширять представления детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка, о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

3. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.

4. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.

5. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

3. Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Издательство: Сфера Год: 2002

Ожидаемый результат:

приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища

повышение познавательной активности

усвоение необходимых знаний о зиме

формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Формы реализации проекта :

Занятия.

Беседы.

Наблюдения.

Игровая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

I этап – подготовительный

1. Создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Разработка и накопление методических материалов.

3. Создание развивающей среды.

4. Подбор художественной литературы по теме.

5. Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический) :

Дидактические игры:

«Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

«Времена года»

«Узнай по описанию»

«Найдите и покормите зимующих птиц»

«Когда это бывает»

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Беседы:

1. Беседа: «Здравствуй, Зимушка-зима.

Цель. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность

2. Ситуативный разговор «Как живут наши пернатые друзья»

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.

3. Беседа «О свойствах снега».

Цель: Дать представления об особенностях снега, его свойствах (холодный, белый, пушистый, от тепла тает).

4. Беседа «Животные зимой»

Цель: Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни в зимнее время.

5. Беседа: «Зима в лесу».

Цель: Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира.

6. Беседа «Пришел мороз – береги ухо да нос».

Цель: воспитывать в детях осознанное отношение к своему здоровью как к главной ценности человеческой жизни.

7. Беседа «Что бывает зимой?»

Цель: Уточнить характерные особенности зимы как времени года. Показать изменения в жизни животных, птиц, человека.

8. Беседа: «Зимние приметы»

Цель: Уточнение представления детей о признаках зимы

9. Беседа «О свойствах снега».

Цель: Дать представления об особенностях снега, его свойствах (холодный, белый, пушистый, от тепла тает).

10. Беседа: «Зимние игры».

Цель: знакомить детей с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.

11. Беседа: «Зачем зимой снег?»

Цель: закрепить знания основных свойств снега, дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет он в жизни природы зимой.

12. Беседа «Зимние травмы»

Цель: познакомить дошкольников с правилами безопасности и поведения на улице и с правилами безопасности при гололеде.

13.«Как заботиться о здоровье зимой».

Цель: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

14. Беседа «Зимние природные явления».

Цель: обогатить знания детей об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, метель)

15. Беседа «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках».

Цель: формирование у детей представления о правилах безопасного поведения во время катания на санках, ватрушках, коньках.

Наблюдения:

1. Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

2. Наблюдение: признаки наступившей зимы.

Задачи. Предложить детям разделиться на команды и принять участие в соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал снег).

3. Наблюдение за растительностью зимой.

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

4. Наблюдение «Птицы зимой».

Цель: организовать наблюдение за птицами, прилетающими на участок, предложить детям назвать знакомых им птиц, рассказать о них по результатам наблюдений. Рассказать детям о зимующих птицах, формировать заботливое отношение детей к пернатым. Учить отражать в загадках отличительные признаки птиц.

5. Наблюдение за снегом на деревьях, Цель: формировать умение детей выделять сезонные изменения, происходящие в природе.

6. Наблюдение: ели зимой.

Задачи. Предложить детям составить сравнительное описание ели и одного из лиственных деревьев. Организовать наблюдение, для того чтобы выяснить, зачем на ель прилетают птицы.

7. Наблюдение за метелью. Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы.

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.

Опыт №2. Где лучики?

Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы: Подносы для снеговых фигурок.

Опыт №5 Дом из снега.

Цель: Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал: Лопатки, вода, ведёрки.

Опыт №6 Замерзание жидкостей.

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Опыт №7 Ледяной секретик

Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик»- различные картинки

Опыт №8 Откуда берётся иней?

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

Чтение художественной литературы:

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

Г. Снегирёв «Про птиц»

Н Сладков «Еловая каша»

В. Зотов «Клёст», «О птицах»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Бр. Гримм «Госпожа Метелица»

Загадки о зимних явлениях в природе

Пословицы и поговорки о зиме.

Образовательная деятельность.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Гербова зан. 3-72 «Обучение рассказыванию по картине Зимние развлечения»

Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображённого); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Развитие речи «Зима. Зимние забавы».

Задачи: Расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки);

расширять и активизировать словарный запас;

расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;

воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ Соломенникова,9-57 Зимние явления в природе.

Программное содержание: Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

к природе.

Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме».

Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»).

Составление описательных рассказов по картинам.

Заучивание стихотворений о зиме.

Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Творческая мастерская.

Вырезывание снежинок.

Оформление макета «Зима»

Лепка животных и птиц зимой.

Рисование: «Деревья в инее».

Рисование : «Дети гуляют зимой на прогулке»

Поделки из природного материала на тему «Зима».

Аппликация: «Веселый снеговик», «Зима в лесу», «Петрушка на ёлке».

Лепка: «Снегурочка», «Как мы играем зимой».

Работа с родителями:

Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».

Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»

Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»

Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»

Организация выставок детских работ по теме «Зима».

Результаты проектной деятельности :

В результате проведения проекта, дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; овладели расширенным словарным запасом; познакомились с правилами безопасного поведения на природе; разработаны рекомендации для родителей.

III этап – заключительный.

Творческие работы с детьми.

Конкурс стихов о зиме.

Спортивное соревнования «Зимние забавы»

Заключение

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект на тему «Зима» в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 января 2021 в 12:45
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект на тему «Зима» в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем ОКСАНА КОМИССИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД