Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края» (2 фото)

Гулия Кадаева
Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»

Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский проект

на тему:

«ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»

Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»

Участники проекта :

Дети подготовительной группы и родители

Руководитель: воспитатель

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края“» размещена в разделах

Кадаева Гулия Нурисламовна

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть услышат веточки детский голосок

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

Тема: «Великовозрастная лиственница – уникальный памятник родного края»

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный - 2 недели.

Родина! Это слово священно для каждого человека. Велика наша страна Россия. Много на её территории высоких гор, широких долин и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьёв, холодных ключей и горячих источников. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Но для каждого из нас Родина начинается с того места, где родился и вырос, где живут родители и друзья, где знакома каждая тропинка и каждая излучина реки. Мы любим свой край, поэтому хотим больше узнать о нем.

«Только тот может быть патриотом своейродины, кто умеет ценить и любить природуродного края».Л. Н. Толстой.

Предмет исследования: Великовозрастнаялиственница, расположенная в 5 км от д. ЮлбарсовоХайбуллинского района РБ.

Актуальность:

При ознакомлении детей с природой родного края, с природными памятниками района, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Ознакомление детей дошкольного возраста с уникальными природными богатствами родного края- реками, ковыльными степями,растениями и обитателями лесов и полей, поможет с малых лет воспитать у них любовь к родной природе, желание беречь и охранять их и сформировать экологическую культуру.

Проблема: дети мало знают о природных памятниках родного района, о великовозрастной лиственнице.

Цели проекта :

- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей;

- вовлечение детей в исследовательскойдеятельности по изучению жизни великовозрастной лиственницы родного края во взаимосвязи с экосистемой.

- формирование у дошкольников представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой.

Задачи:

1. Обучающие: Расширить кругозор детей о природе родного края;

Сформировать у детей представления о лиственницах, как живых существах (растут, развиваются, размножаются, могут быть здоровыми и больными);знакомить со строением, функциями и назначением частей дерева лиственницы (корень, ствол, ветки, о развитии лиственницы и об изменении жизнедеятельности в разные сезоны.

2. Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, исследовательские навыки,мышление, речь.

3. Воспитывающие: способствовать формированию у детей желанияоберегать, защищать, заботиться о деревьях; экологически грамотного поведении в природе.

Планируемый результат:

Познакомившись с памятником природы Хайбуллинского района Великовозрастной лиственницы (д. Юлбарсово, у детей старшего дошкольного возраста расширятсяпредставления о родном крае и его природе.

У детей сформируются экологическое сознание и экологическая культура, чувство гордости за свой красивый родной край.

У детей сформируется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Методы исследования:

Наблюдения во время экскурсий, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

Этапы проекта :

Подготовительный этап

1. Подбор материала из энциклопедии по теме: «Лиственница».

2. Рассматривание иллюстраций картин,фотографий великовозрастной лиственницы, растущей в разных регионах страны.

3. Экскурсия с детьми в районный историко-краеведческий музей.

4. Чтение стихотворений о деревьях, олиственнице.

5. Ознакомлениедетей с произведениями устного народного творчества о деревьях (пословицы, поговорки, загадки и др.)

Основной этап.

1. Чтениесказки «Дерево вечности» Б. Александрова, рассказы «Дерево дружбы», «Солнечное дерево» М. Скребцова.

2. Рассматривание фотографий с изображением памятника природы Хайбуллинского района Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово);

3. Экологические игры «Чьи это детки?», «Волшебное дерево», «Найди листок какой покажу»

4. Разработка плана экскурсии к окрестностям д. Юлбарсово- к Великовозрастной Лиственнице; экскурсия к природному памятнику -Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово);

5. Встреча со старожилами д. Юлбарсово и беседа о великовозрастной лиственнице;

6. Изучение алгоритма или метода определения возраста дерева, который называется «обхват дерева».

7. Фотографирование памятника природы - Великовозрастной Лиственницы (д. Юлбарсово)

8. Организованная образовательная деятельность на темы: «Зеленые паруса лиственниц»; «Чудо дерево».

Заключительный этап

1. Беседа о великовозрастной лиственнице.

2. Изготовление макета природного памятника-Великовозрастной Лиственницы (д. Юлбарсово)

3. Изготовление с детьми поделок изшишек.

4. Экологическое развлечение «В гости к нашим друзьям!».

Взаимодействие с родителями.

1. Презентация проектной работы «Великовозрастная лиственница - уникальный памятник родного края» для детей и родителей ДОО.

2. Изготовление родословного дерева семейНураевых, Турсунбаевых, Илимбетовых, Карасовых,Кудабаевых.

3. Экологический КВН с родителями на тему: «Природа наш дом- береги её!»

Выводы.

Исходя из беседы, выявлено, что дети подготовительной группы расширили представления о памятнике природы Хайбуллинского района Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово). Не совсем еще сформирована экологическая культура детей подготовительной группы,поэтому в дальнейшем продолжать формировать экологическую культуру воспитанников детского сада;

Продолжать работу по ознакомлению детей с флорой и фауной, другими природными памятниками Хайбуллинского района.

Организованная образовательная деятельность

в подготовительной группе натему: «Зеленые паруса лиственниц»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Цель: Закрепить представления о растениях родного края, расширитькругозор детей.

Задачи:

Обучающие:Закрепить знания детей о растениях родного края, уточнить представления о зависимости роста растений от внешних условий, познакомить с особенностями лиственницы, учить отличать её от других деревьев.

Развивающие:Развивать у детейвоображение, память, внимание, наблюдательность, мышление, расширить кругозор.

Воспитывающие:Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание растить деревья, оберегать природу.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами природныхпамятниковХайбуллинского района, репродукций картин русских художников

«Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» (художник И. И. Шишкин и др.); чтение рассказов о деятельности Петра Первого (книга «Детский мир и хрестоматия» стр. 272,248);

знакомство с географической картойХайбуллинского района; узнавание пород деревьев по листьям и плодам, по коре; рассматривание макета парусника, открыток с изображением парусников; уход за огородом на подоконнике.

Материалы: веточка лиственницы, шишки лиственницы, модель парусника, оборудование для показа слайдов, карта России, карта Хайбуллинского района, портрет Петра Первого, лесные пейзажи наших мест, карточки с моделями (свет, тепло, влага, почва).

Алгоритм ООД:

Дети сидят полукругом. В середине на столе – веточка лиственницы и модель парусника. На стене карта России и виды природы наших мест.

Организационный момент:

Воспитатель:Посмотрите, пейзажи каких стран, мест здесь изображены?

(Ответы детей)

- Да, мы с вами здесь живём. Эти места очень красивы, а мы порой не замечаем этой красоты, не ценим её.

Основная часть:

Воспитатель: Посмотрите, что я держу в руках.

( Дети:Ветка лиственницы).

Что о ней можно сказать? (ответы детей).Погладьте тёплую, не колющуюся хвойную лапку. Такое впечатление, что это звериная шёрстка.

- Как вы думаете, что общего между этой веткой и парусником?

(ответы детей).Если трудно догадаться, взгляните на этот портрет (Портрет Петра Первого).

-Догадались? (ответы детей).

- Из лиственницы делали мачты для кораблей. Её древесина не гниёт в воде, тяжёлая, смолистая, крепкая. Её называют «северным дубом».

Лиственница очень светолюбива. Сосна, например, и ночью растёт. А лиственница в это время суток как будто засыпает. Но растёт очень быстро, обгоняет другие породы. Лиственница не боится мороза. Переносит -60 градусов. А лиственницы долгожители.

Показ слайдов на большом экране.

( Слайд 1:Лиственница.)

Воспитатель: А сейчас встаньте и возьмитесь за руки по двое, как можно шире растяните руки. Вот такая толщина ствола у взрослой лиственницы. Впечатляет! Высота примерно с 9-этажный дом.

- Присаживайтесь на места. Лиственница хочет рассказать нам одну удивительную историю из своей жизни. Назовём её так: «Лесной знатель».

Лиственница зовёт нас в путешествие.

Почти три века назад царский гонец спешил в небольшой немецкий городок.

( Слайд 2:Гонец)

Он вёз пакет Государственной адмиралтейской коллегии немецкому формейстеру (лесничему) герруФокелю. О, это известный «лесной знатель»!

Россия создавала флот. Лиственница подходила для этой цели как нельзя лучше. И геррФокель приглашался в Санкт-Петербург «для создания касающихся до мореплавания лесов». Фокель не заставил себя долго ждать.

У какого же лесничего не дрогнет сердце от такого приглашения – сажать лес! Он приехал.

Фокель не сразу отыскал место для лиственничной корабельной рощи. И состав почвы надо было учесть, и рельеф, и главное, количество солнечного света. И семена нужны были надёжные, жизнестойкие, не заграничные, а с деревьев русского севера. ГеррФокель отправился в Архангельские леса (обратиться к карте).Путешествие за семенами было долгим и трудным.

( Слайд 3:«Знатель» в Архангельских лесах).

Местные чиновники дивились: чудодей, не в себе этот «знатель». Иностранный вроде бы господин, кафтан из отменного сукна, парик напудренный, пряжки на башмаках серебряные, а бродит по тайге, шишки с деревьев сшибает.

(Предложить детям походить по группе, как будто по тайге, перешагивая через препятствия, найти и рассмотреть шишки лиственницы).

Каждую шишечку рассматривает, как чудо заморское. Подумать только: лиственницу возле Петербурга удумал сажать! Когда он, лес-то, будет? Кто его увидит?

Но геррФокель шёл к своей цели от этих «малых дел». Он знал, что не увидит корабельной рощи. Но он вверил деревьям душу. И мы благодарны ему за это.

(Дети садятся на стулья)

От города Архангельска было привезено семя. Думал лесовод, как лучше прорастить семена. В маленькие плоские корытца посеял он их, перемешав с доброй землёю (не глубже трёх пальцев) и попрыскивал водою. Ночью в холодные вечера прикрывал их, а в тёплую погоду открывал. Эти советы не утратили своего значения до сих пор.

Наверное, у многих есть дачи, и родители сами выращивают рассаду.

- Что нужно растениям для роста? ( Дети: хорошая почва, свет, тепло, влага)

Показать карточки с моделями.

ГеррФокель аккуратно записывал свои советы, наблюдения.

Напрасно над ним посмеивались как над чудаком.

В 60 километрах от Санкт-Петербурга, неподалёку от берега Финского залива сегодня можно любоваться Линдуловской рощей, дивным неповторимым памятником прошлого, творением лесного «знателя».

-Как его звали? (геррФокель).

Высоченные прямоствольные деревья.

( Слайд 4:Большие могучие деревья.)

Стволы в два обхвата.

( Слайд 4:Человек пытается обхватить дерево).

Каждое дерево тут на учёте. Имеет паспорт, как человек.

( Слайд 5:Табличка на дереве)

Воспитатель: В нашем районе тоже есть лиственница.

Карта Хайбуллинского района.

- Посмотрите, какие места здесь изображены? (Ответы детей)

Воспитатель:Ходит в народе легенда,что когда да -то давным -давно ветер из далека принес семя лиственницы. Облюбовав наши края и решила здесь остаться. Скоро проросло семечко в деревце маленькое. Стало деревце расти не по дням,а по часам. И выросли у деревца из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная,бархатистая.

(Слайд 6. Маленькое деревце).

Воспитатель:Наконец-то, светлое деревце выросло. Так появилась на Хайбуллинской земле Лиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Это единственное хвойное дерево в степи, где нет ни одного дерева вокруг!

(Слайд 7. Великовозрастная лиственница).

Эта лиственница охраняемый природный памятник нашего района.

По рассказам старожилов ВахитоваМухамадеяИсмагиловича и Вахитова Амира Исмагиловича - уроженцевд. Юлбарсово, лиственнице около 600-700 лет.

По их воспоминаниям лиственница служила ориентиром – маяком для путников. Под ее кроной они отдыхали и читали молитвы, перед дальней поездкой приходили к этому дереву и просили удачного путешествия и благополучного возвращения домой.

(Слайд 8. Человек, отдыхавший под кроной лиственницы).

Воспитатель:И пожелания путников сбывались. Это дерево обладают магической силой, считали сельчане.

До недавнего времени на ней располагалось гнездо орла, которое тоже охранялось. Но в результате удара молнии оно было разрушено.

На сегодняшний день лиственница и прилегающая к ней территория огорожена, поставлены скамейки.

(Слайд 9. Огороженная лиственница)

Воспитатель:

- Ребята, давайте мы свами нарисуем нашу лиственницу.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель:

- Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении лиственницы.

- Назовите части дерева? Ответы детей (у дерева есть корни, ствол, ветки, крона, листья)

- Чем лиственница отличается от других деревьев? Ответы детей.

- С чего нужно начинать рисовать дерево? Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола)

Показ рисования ствола дерева мелом на доске.

- Далее нужно нарисовать ветки, они растут от ствола, а не отдельно от него.

(Показ рисования веток дерева мелом на доске).

- А теперь попробуйте нарисовать лиственницу сами.

Смотрим на схему последовательности рисования дерева.

(Звучит тихая музыка «Шум леса»).

Работа за столами.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Посмотрите - какие замечательные лиственницы у вас получились.

Заключительная часть.

Воспитатель: К великовозрастной лиственнице вблизи деревни Юлбарсово можно поехать вместе с родителями в выходной день. Давайте подойдём к карте и сами всё посмотрим.

(Воспитатель подходит к карте Хайбуллинскогорайона,показывает детям и рассматривает маршрут от Акьяра до деревни Юлбарсово -примерно час езды на машине).

Расскажите дома своим родителям об этой прекрасной великовозрастной лиственнице. Вдруг они не знают.

- Каковы особенности лиственницы? ( Ответы детей:светолюбива, морозостойка, долгожитель, очень твёрдая древесина (называют «северным дубом», где используется).

Маршрут: Село Акъяр – деревня Юлбарсово – Великовозрастная лиственница.

Выезжаем из села Акьяр по трассе Акьяр – Зилаир. Проезжаем село Бурибай и Самарск, не доезжая до деревне Бузавлык сворачиваем с трассы. По грунтовой дороге через 12 километров будет деревня Юлбарсово. В 5 км от д. Юлбарсово наша великовозрастная лиственница.

Фото «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»

Используемая литература:

1. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :Мозаика-Синтез,2008г.

2. Интернет ресурсы.

3. «Дерево вечности» Б. Александрова.

4.«Дерево дружбы», «Солнечное дерево» М. Скребцова.

5. «Деревья. Какие они?» - Шорыгина Т. А. М. : Издательство Гном и Д, 2001г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»
Опубликовано: 23 января 2020 в 12:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД