Гулия Кадаева
Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Познавательно-исследовательский проект
на тему:
«ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»
Участники проекта :
Дети подготовительной группы и родители
Руководитель: воспитатель
Темочки:
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
Кадаева Гулия Нурисламовна
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
Тема: «Великовозрастная лиственница – уникальный памятник родного края»
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный - 2 недели.
Родина! Это слово священно для каждого человека. Велика наша страна Россия. Много на её территории высоких гор, широких долин и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьёв, холодных ключей и горячих источников. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Но для каждого из нас Родина начинается с того места, где родился и вырос, где живут родители и друзья, где знакома каждая тропинка и каждая излучина реки. Мы любим свой край, поэтому хотим больше узнать о нем.
«Только тот может быть патриотом своейродины, кто умеет ценить и любить природуродного края».Л. Н. Толстой.
Предмет исследования: Великовозрастнаялиственница, расположенная в 5 км от д. ЮлбарсовоХайбуллинского района РБ.
Актуальность:
При ознакомлении детей с природой родного края, с природными памятниками района, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Ознакомление детей дошкольного возраста с уникальными природными богатствами родного края- реками, ковыльными степями,растениями и обитателями лесов и полей, поможет с малых лет воспитать у них любовь к родной природе, желание беречь и охранять их и сформировать экологическую культуру.
Проблема: дети мало знают о природных памятниках родного района, о великовозрастной лиственнице.
Цели проекта :
- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
- вовлечение детей в исследовательскойдеятельности по изучению жизни великовозрастной лиственницы родного края во взаимосвязи с экосистемой.
- формирование у дошкольников представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой.
Задачи:
1. Обучающие: Расширить кругозор детей о природе родного края;
Сформировать у детей представления о лиственницах, как живых существах (растут, развиваются, размножаются, могут быть здоровыми и больными);знакомить со строением, функциями и назначением частей дерева лиственницы (корень, ствол, ветки, о развитии лиственницы и об изменении жизнедеятельности в разные сезоны.
2. Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, исследовательские навыки,мышление, речь.
3. Воспитывающие: способствовать формированию у детей желанияоберегать, защищать, заботиться о деревьях; экологически грамотного поведении в природе.
Планируемый результат:
Познакомившись с памятником природы Хайбуллинского района Великовозрастной лиственницы (д. Юлбарсово, у детей старшего дошкольного возраста расширятсяпредставления о родном крае и его природе.
У детей сформируются экологическое сознание и экологическая культура, чувство гордости за свой красивый родной край.
У детей сформируется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Методы исследования:
Наблюдения во время экскурсий, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
1. Подбор материала из энциклопедии по теме: «Лиственница».
2. Рассматривание иллюстраций картин,фотографий великовозрастной лиственницы, растущей в разных регионах страны.
3. Экскурсия с детьми в районный историко-краеведческий музей.
4. Чтение стихотворений о деревьях, олиственнице.
5. Ознакомлениедетей с произведениями устного народного творчества о деревьях (пословицы, поговорки, загадки и др.)
Основной этап.
1. Чтениесказки «Дерево вечности» Б. Александрова, рассказы «Дерево дружбы», «Солнечное дерево» М. Скребцова.
2. Рассматривание фотографий с изображением памятника природы Хайбуллинского района Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово);
3. Экологические игры «Чьи это детки?», «Волшебное дерево», «Найди листок какой покажу»
4. Разработка плана экскурсии к окрестностям д. Юлбарсово- к Великовозрастной Лиственнице; экскурсия к природному памятнику -Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово);
5. Встреча со старожилами д. Юлбарсово и беседа о великовозрастной лиственнице;
6. Изучение алгоритма или метода определения возраста дерева, который называется «обхват дерева».
7. Фотографирование памятника природы - Великовозрастной Лиственницы (д. Юлбарсово)
8. Организованная образовательная деятельность на темы: «Зеленые паруса лиственниц»; «Чудо дерево».
Заключительный этап
1. Беседа о великовозрастной лиственнице.
2. Изготовление макета природного памятника-Великовозрастной Лиственницы (д. Юлбарсово)
3. Изготовление с детьми поделок изшишек.
4. Экологическое развлечение «В гости к нашим друзьям!».
Взаимодействие с родителями.
1. Презентация проектной работы «Великовозрастная лиственница - уникальный памятник родного края» для детей и родителей ДОО.
2. Изготовление родословного дерева семейНураевых, Турсунбаевых, Илимбетовых, Карасовых,Кудабаевых.
3. Экологический КВН с родителями на тему: «Природа наш дом- береги её!»
Выводы.
Исходя из беседы, выявлено, что дети подготовительной группы расширили представления о памятнике природы Хайбуллинского района Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово). Не совсем еще сформирована экологическая культура детей подготовительной группы,поэтому в дальнейшем продолжать формировать экологическую культуру воспитанников детского сада;
Продолжать работу по ознакомлению детей с флорой и фауной, другими природными памятниками Хайбуллинского района.
Организованная образовательная деятельность
в подготовительной группе натему: «Зеленые паруса лиственниц»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Цель: Закрепить представления о растениях родного края, расширитькругозор детей.
Задачи:
Обучающие:Закрепить знания детей о растениях родного края, уточнить представления о зависимости роста растений от внешних условий, познакомить с особенностями лиственницы, учить отличать её от других деревьев.
Развивающие:Развивать у детейвоображение, память, внимание, наблюдательность, мышление, расширить кругозор.
Воспитывающие:Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание растить деревья, оберегать природу.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами природныхпамятниковХайбуллинского района, репродукций картин русских художников
«Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» (художник И. И. Шишкин и др.); чтение рассказов о деятельности Петра Первого (книга «Детский мир и хрестоматия» стр. 272,248);
знакомство с географической картойХайбуллинского района; узнавание пород деревьев по листьям и плодам, по коре; рассматривание макета парусника, открыток с изображением парусников; уход за огородом на подоконнике.
Материалы: веточка лиственницы, шишки лиственницы, модель парусника, оборудование для показа слайдов, карта России, карта Хайбуллинского района, портрет Петра Первого, лесные пейзажи наших мест, карточки с моделями (свет, тепло, влага, почва).
Алгоритм ООД:
Дети сидят полукругом. В середине на столе – веточка лиственницы и модель парусника. На стене карта России и виды природы наших мест.
Организационный момент:
Воспитатель:Посмотрите, пейзажи каких стран, мест здесь изображены?
(Ответы детей)
- Да, мы с вами здесь живём. Эти места очень красивы, а мы порой не замечаем этой красоты, не ценим её.
Основная часть:
Воспитатель: Посмотрите, что я держу в руках.
( Дети:Ветка лиственницы).
Что о ней можно сказать? (ответы детей).Погладьте тёплую, не колющуюся хвойную лапку. Такое впечатление, что это звериная шёрстка.
- Как вы думаете, что общего между этой веткой и парусником?
(ответы детей).Если трудно догадаться, взгляните на этот портрет (Портрет Петра Первого).
-Догадались? (ответы детей).
- Из лиственницы делали мачты для кораблей. Её древесина не гниёт в воде, тяжёлая, смолистая, крепкая. Её называют «северным дубом».
Лиственница очень светолюбива. Сосна, например, и ночью растёт. А лиственница в это время суток как будто засыпает. Но растёт очень быстро, обгоняет другие породы. Лиственница не боится мороза. Переносит -60 градусов. А лиственницы долгожители.
Показ слайдов на большом экране.
( Слайд 1:Лиственница.)
Воспитатель: А сейчас встаньте и возьмитесь за руки по двое, как можно шире растяните руки. Вот такая толщина ствола у взрослой лиственницы. Впечатляет! Высота примерно с 9-этажный дом.
- Присаживайтесь на места. Лиственница хочет рассказать нам одну удивительную историю из своей жизни. Назовём её так: «Лесной знатель».
Лиственница зовёт нас в путешествие.
Почти три века назад царский гонец спешил в небольшой немецкий городок.
( Слайд 2:Гонец)
Он вёз пакет Государственной адмиралтейской коллегии немецкому формейстеру (лесничему) герруФокелю. О, это известный «лесной знатель»!
Россия создавала флот. Лиственница подходила для этой цели как нельзя лучше. И геррФокель приглашался в Санкт-Петербург «для создания касающихся до мореплавания лесов». Фокель не заставил себя долго ждать.
У какого же лесничего не дрогнет сердце от такого приглашения – сажать лес! Он приехал.
Фокель не сразу отыскал место для лиственничной корабельной рощи. И состав почвы надо было учесть, и рельеф, и главное, количество солнечного света. И семена нужны были надёжные, жизнестойкие, не заграничные, а с деревьев русского севера. ГеррФокель отправился в Архангельские леса (обратиться к карте).Путешествие за семенами было долгим и трудным.
( Слайд 3:«Знатель» в Архангельских лесах).
Местные чиновники дивились: чудодей, не в себе этот «знатель». Иностранный вроде бы господин, кафтан из отменного сукна, парик напудренный, пряжки на башмаках серебряные, а бродит по тайге, шишки с деревьев сшибает.
(Предложить детям походить по группе, как будто по тайге, перешагивая через препятствия, найти и рассмотреть шишки лиственницы).
Каждую шишечку рассматривает, как чудо заморское. Подумать только: лиственницу возле Петербурга удумал сажать! Когда он, лес-то, будет? Кто его увидит?
Но геррФокель шёл к своей цели от этих «малых дел». Он знал, что не увидит корабельной рощи. Но он вверил деревьям душу. И мы благодарны ему за это.
(Дети садятся на стулья)
От города Архангельска было привезено семя. Думал лесовод, как лучше прорастить семена. В маленькие плоские корытца посеял он их, перемешав с доброй землёю (не глубже трёх пальцев) и попрыскивал водою. Ночью в холодные вечера прикрывал их, а в тёплую погоду открывал. Эти советы не утратили своего значения до сих пор.
Наверное, у многих есть дачи, и родители сами выращивают рассаду.
- Что нужно растениям для роста? ( Дети: хорошая почва, свет, тепло, влага)
Показать карточки с моделями.
ГеррФокель аккуратно записывал свои советы, наблюдения.
Напрасно над ним посмеивались как над чудаком.
В 60 километрах от Санкт-Петербурга, неподалёку от берега Финского залива сегодня можно любоваться Линдуловской рощей, дивным неповторимым памятником прошлого, творением лесного «знателя».
-Как его звали? (геррФокель).
Высоченные прямоствольные деревья.
( Слайд 4:Большие могучие деревья.)
Стволы в два обхвата.
( Слайд 4:Человек пытается обхватить дерево).
Каждое дерево тут на учёте. Имеет паспорт, как человек.
( Слайд 5:Табличка на дереве)
Воспитатель: В нашем районе тоже есть лиственница.
Карта Хайбуллинского района.
- Посмотрите, какие места здесь изображены? (Ответы детей)
Воспитатель:Ходит в народе легенда,что когда да -то давным -давно ветер из далека принес семя лиственницы. Облюбовав наши края и решила здесь остаться. Скоро проросло семечко в деревце маленькое. Стало деревце расти не по дням,а по часам. И выросли у деревца из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная,бархатистая.
(Слайд 6. Маленькое деревце).
Воспитатель:Наконец-то, светлое деревце выросло. Так появилась на Хайбуллинской земле Лиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Это единственное хвойное дерево в степи, где нет ни одного дерева вокруг!
(Слайд 7. Великовозрастная лиственница).
Эта лиственница охраняемый природный памятник нашего района.
По рассказам старожилов ВахитоваМухамадеяИсмагиловича и Вахитова Амира Исмагиловича - уроженцевд. Юлбарсово, лиственнице около 600-700 лет.
По их воспоминаниям лиственница служила ориентиром – маяком для путников. Под ее кроной они отдыхали и читали молитвы, перед дальней поездкой приходили к этому дереву и просили удачного путешествия и благополучного возвращения домой.
(Слайд 8. Человек, отдыхавший под кроной лиственницы).
Воспитатель:И пожелания путников сбывались. Это дерево обладают магической силой, считали сельчане.
До недавнего времени на ней располагалось гнездо орла, которое тоже охранялось. Но в результате удара молнии оно было разрушено.
На сегодняшний день лиственница и прилегающая к ней территория огорожена, поставлены скамейки.
(Слайд 9. Огороженная лиственница)
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы свами нарисуем нашу лиственницу.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель:
- Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении лиственницы.
- Назовите части дерева? Ответы детей (у дерева есть корни, ствол, ветки, крона, листья)
- Чем лиственница отличается от других деревьев? Ответы детей.
- С чего нужно начинать рисовать дерево? Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола)
Показ рисования ствола дерева мелом на доске.
- Далее нужно нарисовать ветки, они растут от ствола, а не отдельно от него.
(Показ рисования веток дерева мелом на доске).
- А теперь попробуйте нарисовать лиственницу сами.
Смотрим на схему последовательности рисования дерева.
(Звучит тихая музыка «Шум леса»).
Работа за столами.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Посмотрите - какие замечательные лиственницы у вас получились.
Заключительная часть.
Воспитатель: К великовозрастной лиственнице вблизи деревни Юлбарсово можно поехать вместе с родителями в выходной день. Давайте подойдём к карте и сами всё посмотрим.
(Воспитатель подходит к карте Хайбуллинскогорайона,показывает детям и рассматривает маршрут от Акьяра до деревни Юлбарсово -примерно час езды на машине).
Расскажите дома своим родителям об этой прекрасной великовозрастной лиственнице. Вдруг они не знают.
- Каковы особенности лиственницы? ( Ответы детей:светолюбива, морозостойка, долгожитель, очень твёрдая древесина (называют «северным дубом», где используется).
Маршрут: Село Акъяр – деревня Юлбарсово – Великовозрастная лиственница.
Выезжаем из села Акьяр по трассе Акьяр – Зилаир. Проезжаем село Бурибай и Самарск, не доезжая до деревне Бузавлык сворачиваем с трассы. По грунтовой дороге через 12 километров будет деревня Юлбарсово. В 5 км от д. Юлбарсово наша великовозрастная лиственница.
Используемая литература:
1. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :Мозаика-Синтез,2008г.
2. Интернет ресурсы.
3. «Дерево вечности» Б. Александрова.
4.«Дерево дружбы», «Солнечное дерево» М. Скребцова.
5. «Деревья. Какие они?» - Шорыгина Т. А. М. : Издательство Гном и Д, 2001г.