Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края» (2 фото)

Гулия Кадаева
Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский проект

на тему:

«ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»

Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»

Участники проекта :

Дети подготовительной группы и родители

Руководитель: воспитатель

Темочки:

Кадаева Гулия Нурисламовна

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть услышат веточки детский голосок

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

Тема: «Великовозрастная лиственница – уникальный памятник родного края»

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный - 2 недели.

Родина! Это слово священно для каждого человека. Велика наша страна Россия. Много на её территории высоких гор, широких долин и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьёв, холодных ключей и горячих источников. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Но для каждого из нас Родина начинается с того места, где родился и вырос, где живут родители и друзья, где знакома каждая тропинка и каждая излучина реки. Мы любим свой край, поэтому хотим больше узнать о нем.

«Только тот может быть патриотом своейродины, кто умеет ценить и любить природуродного края».Л. Н. Толстой.

Предмет исследования: Великовозрастнаялиственница, расположенная в 5 км от д. ЮлбарсовоХайбуллинского района РБ.

Актуальность:

При ознакомлении детей с природой родного края, с природными памятниками района, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Ознакомление детей дошкольного возраста с уникальными природными богатствами родного края- реками, ковыльными степями,растениями и обитателями лесов и полей, поможет с малых лет воспитать у них любовь к родной природе, желание беречь и охранять их и сформировать экологическую культуру.

Проблема: дети мало знают о природных памятниках родного района, о великовозрастной лиственнице.

Цели проекта :

- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей;

- вовлечение детей в исследовательскойдеятельности по изучению жизни великовозрастной лиственницы родного края во взаимосвязи с экосистемой.

- формирование у дошкольников представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой.

Задачи:

1. Обучающие: Расширить кругозор детей о природе родного края;

Сформировать у детей представления о лиственницах, как живых существах (растут, развиваются, размножаются, могут быть здоровыми и больными);знакомить со строением, функциями и назначением частей дерева лиственницы (корень, ствол, ветки, о развитии лиственницы и об изменении жизнедеятельности в разные сезоны.

2. Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, исследовательские навыки,мышление, речь.

3. Воспитывающие: способствовать формированию у детей желанияоберегать, защищать, заботиться о деревьях; экологически грамотного поведении в природе.

Планируемый результат:

Познакомившись с памятником природы Хайбуллинского района Великовозрастной лиственницы (д. Юлбарсово, у детей старшего дошкольного возраста расширятсяпредставления о родном крае и его природе.

У детей сформируются экологическое сознание и экологическая культура, чувство гордости за свой красивый родной край.

У детей сформируется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Методы исследования:

Наблюдения во время экскурсий, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

Этапы проекта :

Подготовительный этап

1. Подбор материала из энциклопедии по теме: «Лиственница».

2. Рассматривание иллюстраций картин,фотографий великовозрастной лиственницы, растущей в разных регионах страны.

3. Экскурсия с детьми в районный историко-краеведческий музей.

4. Чтение стихотворений о деревьях, олиственнице.

5. Ознакомлениедетей с произведениями устного народного творчества о деревьях (пословицы, поговорки, загадки и др.)

Основной этап.

1. Чтениесказки «Дерево вечности» Б. Александрова, рассказы «Дерево дружбы», «Солнечное дерево» М. Скребцова.

2. Рассматривание фотографий с изображением памятника природы Хайбуллинского района Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово);

3. Экологические игры «Чьи это детки?», «Волшебное дерево», «Найди листок какой покажу»

4. Разработка плана экскурсии к окрестностям д. Юлбарсово- к Великовозрастной Лиственнице; экскурсия к природному памятнику -Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово);

5. Встреча со старожилами д. Юлбарсово и беседа о великовозрастной лиственнице;

6. Изучение алгоритма или метода определения возраста дерева, который называется «обхват дерева».

7. Фотографирование памятника природы - Великовозрастной Лиственницы (д. Юлбарсово)

8. Организованная образовательная деятельность на темы: «Зеленые паруса лиственниц»; «Чудо дерево».

Заключительный этап

1. Беседа о великовозрастной лиственнице.

2. Изготовление макета природного памятника-Великовозрастной Лиственницы (д. Юлбарсово)

3. Изготовление с детьми поделок изшишек.

4. Экологическое развлечение «В гости к нашим друзьям!».

Взаимодействие с родителями.

1. Презентация проектной работы «Великовозрастная лиственница - уникальный памятник родного края» для детей и родителей ДОО.

2. Изготовление родословного дерева семейНураевых, Турсунбаевых, Илимбетовых, Карасовых,Кудабаевых.

3. Экологический КВН с родителями на тему: «Природа наш дом- береги её!»

Выводы.

Исходя из беседы, выявлено, что дети подготовительной группы расширили представления о памятнике природы Хайбуллинского района Великовозрастная Лиственница (д. Юлбарсово). Не совсем еще сформирована экологическая культура детей подготовительной группы,поэтому в дальнейшем продолжать формировать экологическую культуру воспитанников детского сада;

Продолжать работу по ознакомлению детей с флорой и фауной, другими природными памятниками Хайбуллинского района.

Организованная образовательная деятельность

в подготовительной группе натему: «Зеленые паруса лиственниц»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Цель: Закрепить представления о растениях родного края, расширитькругозор детей.

Задачи:

Обучающие:Закрепить знания детей о растениях родного края, уточнить представления о зависимости роста растений от внешних условий, познакомить с особенностями лиственницы, учить отличать её от других деревьев.

Развивающие:Развивать у детейвоображение, память, внимание, наблюдательность, мышление, расширить кругозор.

Воспитывающие:Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание растить деревья, оберегать природу.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами природныхпамятниковХайбуллинского района, репродукций картин русских художников

«Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» (художник И. И. Шишкин и др.); чтение рассказов о деятельности Петра Первого (книга «Детский мир и хрестоматия» стр. 272,248);

знакомство с географической картойХайбуллинского района; узнавание пород деревьев по листьям и плодам, по коре; рассматривание макета парусника, открыток с изображением парусников; уход за огородом на подоконнике.

Материалы: веточка лиственницы, шишки лиственницы, модель парусника, оборудование для показа слайдов, карта России, карта Хайбуллинского района, портрет Петра Первого, лесные пейзажи наших мест, карточки с моделями (свет, тепло, влага, почва).

Алгоритм ООД:

Дети сидят полукругом. В середине на столе – веточка лиственницы и модель парусника. На стене карта России и виды природы наших мест.

Организационный момент:

Воспитатель:Посмотрите, пейзажи каких стран, мест здесь изображены?

(Ответы детей)

- Да, мы с вами здесь живём. Эти места очень красивы, а мы порой не замечаем этой красоты, не ценим её.

Основная часть:

Воспитатель: Посмотрите, что я держу в руках.

( Дети:Ветка лиственницы).

Что о ней можно сказать? (ответы детей).Погладьте тёплую, не колющуюся хвойную лапку. Такое впечатление, что это звериная шёрстка.

- Как вы думаете, что общего между этой веткой и парусником?

(ответы детей).Если трудно догадаться, взгляните на этот портрет (Портрет Петра Первого).

-Догадались? (ответы детей).

- Из лиственницы делали мачты для кораблей. Её древесина не гниёт в воде, тяжёлая, смолистая, крепкая. Её называют «северным дубом».

Лиственница очень светолюбива. Сосна, например, и ночью растёт. А лиственница в это время суток как будто засыпает. Но растёт очень быстро, обгоняет другие породы. Лиственница не боится мороза. Переносит -60 градусов. А лиственницы долгожители.

Показ слайдов на большом экране.

( Слайд 1:Лиственница.)

Воспитатель: А сейчас встаньте и возьмитесь за руки по двое, как можно шире растяните руки. Вот такая толщина ствола у взрослой лиственницы. Впечатляет! Высота примерно с 9-этажный дом.

- Присаживайтесь на места. Лиственница хочет рассказать нам одну удивительную историю из своей жизни. Назовём её так: «Лесной знатель».

Лиственница зовёт нас в путешествие.

Почти три века назад царский гонец спешил в небольшой немецкий городок.

( Слайд 2:Гонец)

Он вёз пакет Государственной адмиралтейской коллегии немецкому формейстеру (лесничему) герруФокелю. О, это известный «лесной знатель»!

Россия создавала флот. Лиственница подходила для этой цели как нельзя лучше. И геррФокель приглашался в Санкт-Петербург «для создания касающихся до мореплавания лесов». Фокель не заставил себя долго ждать.

У какого же лесничего не дрогнет сердце от такого приглашения – сажать лес! Он приехал.

Фокель не сразу отыскал место для лиственничной корабельной рощи. И состав почвы надо было учесть, и рельеф, и главное, количество солнечного света. И семена нужны были надёжные, жизнестойкие, не заграничные, а с деревьев русского севера. ГеррФокель отправился в Архангельские леса (обратиться к карте).Путешествие за семенами было долгим и трудным.

( Слайд 3:«Знатель» в Архангельских лесах).

Местные чиновники дивились: чудодей, не в себе этот «знатель». Иностранный вроде бы господин, кафтан из отменного сукна, парик напудренный, пряжки на башмаках серебряные, а бродит по тайге, шишки с деревьев сшибает.

(Предложить детям походить по группе, как будто по тайге, перешагивая через препятствия, найти и рассмотреть шишки лиственницы).

Каждую шишечку рассматривает, как чудо заморское. Подумать только: лиственницу возле Петербурга удумал сажать! Когда он, лес-то, будет? Кто его увидит?

Но геррФокель шёл к своей цели от этих «малых дел». Он знал, что не увидит корабельной рощи. Но он вверил деревьям душу. И мы благодарны ему за это.

(Дети садятся на стулья)

От города Архангельска было привезено семя. Думал лесовод, как лучше прорастить семена. В маленькие плоские корытца посеял он их, перемешав с доброй землёю (не глубже трёх пальцев) и попрыскивал водою. Ночью в холодные вечера прикрывал их, а в тёплую погоду открывал. Эти советы не утратили своего значения до сих пор.

Наверное, у многих есть дачи, и родители сами выращивают рассаду.

- Что нужно растениям для роста? ( Дети: хорошая почва, свет, тепло, влага)

Показать карточки с моделями.

ГеррФокель аккуратно записывал свои советы, наблюдения.

Напрасно над ним посмеивались как над чудаком.

В 60 километрах от Санкт-Петербурга, неподалёку от берега Финского залива сегодня можно любоваться Линдуловской рощей, дивным неповторимым памятником прошлого, творением лесного «знателя».

-Как его звали? (геррФокель).

Высоченные прямоствольные деревья.

( Слайд 4:Большие могучие деревья.)

Стволы в два обхвата.

( Слайд 4:Человек пытается обхватить дерево).

Каждое дерево тут на учёте. Имеет паспорт, как человек.

( Слайд 5:Табличка на дереве)

Воспитатель: В нашем районе тоже есть лиственница.

Карта Хайбуллинского района.

- Посмотрите, какие места здесь изображены? (Ответы детей)

Воспитатель:Ходит в народе легенда,что когда да -то давным -давно ветер из далека принес семя лиственницы. Облюбовав наши края и решила здесь остаться. Скоро проросло семечко в деревце маленькое. Стало деревце расти не по дням,а по часам. И выросли у деревца из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная,бархатистая.

(Слайд 6. Маленькое деревце).

Воспитатель:Наконец-то, светлое деревце выросло. Так появилась на Хайбуллинской земле Лиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Это единственное хвойное дерево в степи, где нет ни одного дерева вокруг!

(Слайд 7. Великовозрастная лиственница).

Эта лиственница охраняемый природный памятник нашего района.

По рассказам старожилов ВахитоваМухамадеяИсмагиловича и Вахитова Амира Исмагиловича - уроженцевд. Юлбарсово, лиственнице около 600-700 лет.

По их воспоминаниям лиственница служила ориентиром – маяком для путников. Под ее кроной они отдыхали и читали молитвы, перед дальней поездкой приходили к этому дереву и просили удачного путешествия и благополучного возвращения домой.

(Слайд 8. Человек, отдыхавший под кроной лиственницы).

Воспитатель:И пожелания путников сбывались. Это дерево обладают магической силой, считали сельчане.

До недавнего времени на ней располагалось гнездо орла, которое тоже охранялось. Но в результате удара молнии оно было разрушено.

На сегодняшний день лиственница и прилегающая к ней территория огорожена, поставлены скамейки.

(Слайд 9. Огороженная лиственница)

Воспитатель:

- Ребята, давайте мы свами нарисуем нашу лиственницу.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель:

- Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении лиственницы.

- Назовите части дерева? Ответы детей (у дерева есть корни, ствол, ветки, крона, листья)

- Чем лиственница отличается от других деревьев? Ответы детей.

- С чего нужно начинать рисовать дерево? Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола)

Показ рисования ствола дерева мелом на доске.

- Далее нужно нарисовать ветки, они растут от ствола, а не отдельно от него.

(Показ рисования веток дерева мелом на доске).

- А теперь попробуйте нарисовать лиственницу сами.

Смотрим на схему последовательности рисования дерева.

(Звучит тихая музыка «Шум леса»).

Работа за столами.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Посмотрите - какие замечательные лиственницы у вас получились.

Заключительная часть.

Воспитатель: К великовозрастной лиственнице вблизи деревни Юлбарсово можно поехать вместе с родителями в выходной день. Давайте подойдём к карте и сами всё посмотрим.

(Воспитатель подходит к карте Хайбуллинскогорайона,показывает детям и рассматривает маршрут от Акьяра до деревни Юлбарсово -примерно час езды на машине).

Расскажите дома своим родителям об этой прекрасной великовозрастной лиственнице. Вдруг они не знают.

- Каковы особенности лиственницы? ( Ответы детей:светолюбива, морозостойка, долгожитель, очень твёрдая древесина (называют «северным дубом», где используется).

Маршрут: Село Акъяр – деревня Юлбарсово – Великовозрастная лиственница.

Выезжаем из села Акьяр по трассе Акьяр – Зилаир. Проезжаем село Бурибай и Самарск, не доезжая до деревне Бузавлык сворачиваем с трассы. По грунтовой дороге через 12 километров будет деревня Юлбарсово. В 5 км от д. Юлбарсово наша великовозрастная лиственница.

Фото «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»

Используемая литература:

1. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :Мозаика-Синтез,2008г.

2. Интернет ресурсы.

3. «Дерево вечности» Б. Александрова.

4.«Дерево дружбы», «Солнечное дерево» М. Скребцова.

5. «Деревья. Какие они?» - Шорыгина Т. А. М. : Издательство Гном и Д, 2001г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»
Опубликовано: 23 января 2020 в 12:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Великовозрастная лиственница — уникальный памятник родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Гулия Кадаева (УИ 820960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД