Ирина Фриновская
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Огород — круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект
«Огород - круглый год"
Аннотация: Проект направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода в группе и на участке детского сада.
Паспорт проекта
Тип проекта :
• по методу – познавательно – исследовательский
• по содержанию – ребенок и природа;
• по характеру контактов – открытый, в группах и на участке ДОУ;
Публикация «Долгосрочный познавательно-исследовательский проект „Огород — круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
• по количеству участников – групповой, дети, воспитатели, родители;
• по продолжительности – долгосрочный (февраль-сентябрь)
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие - опытническая, исследовательская деятельность, труд в природе, наблюдения, дидактические игры, беседы
• речевое развитие–чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно-ролевые игры
• физическое развитие – спортивные, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика
• художественно-эстетическое развитие – рисование, аппликация, лепка, театрализация, пение, хороводные игры
• социально-коммуникативное развитие – трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ
Актуальность темы проекта :
Огород в детском саду является одним из условий, которое необходим для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных представлений у дошкольников. Огород в детском саду - это еще и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Проблема:
дети в недостаточной степени имеют представление о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, привитие трудовых навыков.
Задачи:
для детей
• продолжать формировать представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете.
• воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
• способствовать развитию эстетического восприятия природы.
• формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений. Расширять знания детей о культурных растениях.
• продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
• обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
• развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
• развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• развивать познавательные и творческие способности.
для родителей
заинтересовать родителей в совместной деятельности на подготовительном этапе
для педагога
выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми
Ожидаемый результат:
для воспитанников
• получение знаний о жизни растений
• экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
• с помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
• с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
• формирование бережного отношения к растительному миру.
• формирование уважительного отношения к труду.
• развить познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки
для родителей
• активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
для педагогов
• расширение связей специалистов в ДОУ
• улучшить работу по взаимодействию с родителями, вовлечение родителей в жизнь детского сада
Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:
• Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
• Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия
• Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный, организационно – проектировочный : определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, подбор оборудования для проведения экспериментальной работы, составление плана работы над проектом, определение времени в режиме группы для реализации проекта, оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап – реализация проекта, познавательно-исследовательский : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта-беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сбор фото материалов.
3 этап – заключительный: анализ результативности проекта, обработка и оформление материалов проекта.