елена чембарова
Познавательно-исследовательский проект «Лук-наш добрый друг»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники: дети 3-4 лет, воспитатели.
Срок реализации проекта : краткосрочный (3 недели, исследовательский.
Проблема: незнание детей о росте и развитии лука репчатого, о его посадке.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Лук-наш добрый друг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент, главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приёмов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
Цель: ознакомление детей с ростом и развитием растения (лука, его взаимосвязью с внешней средой.
Задачи: познакомить детей с посадкой лука, формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет и тепло; развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности, к окружающему миру, развивать умение сравнивать, делать несложные выводы; воспитывать дружеское отношение в группе, приобщать детей к труду.
Объект исследования: репчатый лук.
Ожидаемые результаты: дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с условиями роста лука, научатся подмечать пользу и красоту зелёного лука зимой. У детей сформируются знания и представления о росте зелёного лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. Дети понимают необходимость бережного отношения к природе. Дети понимают необходимость воды солнца для роста растений. Дети осознают пользу лука для здоровья.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Реализация проекта.
Беседа «Лук от семи недуг».
Цель: показать значимость лука для здоровья человека.
Посадка лука в землю.
Цель: закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых, для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить); воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Посадка лука в воду.
Цель: привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним в дальнейшем представлением результата своей деятельности.
Наблюдение за растущим луком.
Цель: воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять знания о строении и назначении лука. Развивать наблюдательность. Уточнить представление о последовательности роста и развития растения.
Рисование «Лучок наш».
Цель: развивать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию зелёного лука, желание его нарисовать красками. Учить самостоятельно располагать изображение в определенной части листа бумаги; аккуратно пользоваться красками.
Лепка «Сажаем лук».
Цель: закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания. Формировать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей внимание, старательность.
Чтение художественной литературы.
Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, внимание.
Дидактическая игра.
Цель: закрепить знания названия овощей, фруктов и ягод; пополнение словарного запаса, концентрация внимания, развивать память.
Пальчиковая игра.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Приложение.
Беседа «Лук от семи недуг».
«Лук от семи недуг» так говориться в народной мудрости, а ведь в ней высказан народный вековой опыт. Еще издревле людям были известны целебные свойства лука. На Руси, например, во время больших эпидемий в каждом доме люди вешали везанки лука, они знали, что лук защищает от всех болезней. В наше время учеными были обоснованы целебные свойства лука. Вещества, которые были обнаружены, это летучие вещества, которые называются «фитонциды». Это вещества разрушают болезнетворные бактерии.
Так же известно, что лук-отличное средство против нехватки витамина С. В давние времена путешественники, особенно те, которые уходили в северные просторы на долгий срок, всегда запасались луком.
Свежий сок лука всегда помогает при начинающемся кашле - все болезнетворные микробы погибнут и болезнь пройдет.
Посадка лука в землю.
Цель: Воспитывать умение трудиться в коллективе для всех, обучение простейшим трудовым умениям, уточнить представления о луке. Учить использовать в речи слова ориентируясь на род слова при определении предмета по его признакам, на цвет, форму предмета.
Оборудование: лук, земля, лейки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие (ФЭМП, познавательно-исследовательская деятельность.
Словарь: Корешок, росток, витамины, длинный, круглый.
Ход занятия:
Дети у меня что-то есть в корзиночке. А что же такое давайте посмотрим? Для этого вам нужно будет отгадать мою загадку: «Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (лук).
Посмотрите-ка сколько лука! Какой он? (круглый). А какого цвета? (желтого)
Мы сегодня будем сажать лук не в землю, а в воду.
А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет). Чтобы лук рос, луковицу сажают корешком вниз, а ростком вверх. Мы посадим лук для себя и других ребят.
Сегодня мы будем сажать луковицу в землю.
Чтобы лук пророс нужны: вода, тепло, свет и земля. Это самое необходимое для жизни растений. Всё у нас с вами есть. Ребята, посмотрите внимательно на ящик с землей и скажите, какого цвета земля?
-Правильно, земля черного цвета.
Давайте еще раз внимательно посмотрим на луковицу - У лука есть верх (показываю его, вот отсюда растет зеленый лук).
- А вот низ у луковицы – донце (показываю).
- Давайте скажем все вместе – донце.
- Лук надо сажать донцем вниз.
- Покажите, как вы будете, сажать лук? Правильно донцем вниз.
А что еще нужно сделать, чтобы наш лук начал расти? Конечно, его нужно полить.
Посадка лука в воду.
Оборудование: стаканчики с водой, лук.
Ход занятия:
Мы уже посадили лук в землю на подоконник. Сегодня мы ещё посадим, но только без земли. Вспомним, какие условия нужны для роста растения? (ответы детей). Правильно-это вода, тепло и свет. И сегодня мы поэкспериментируем. Интересно, сможет ли лук вырасти без земли? Посадим его прямо в воду и посмотрим, что же будет.
Рисование «Лучок наш».
Цель: воспитывать самостоятельность, творчество, приобщать к изобразительному искусству; закрепить представление о внешнем виде луковицы; учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз, рисование перьев лука ворсом всей кисти; закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть, обсушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.
Материал: кисти, баночки с водой, гуашь, салфетки, лист бумаги, картинка лука, лук.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: вот посмотрите, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушайте рассказ про путешествие одной из них.
Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой.
Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.
Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем луковички.
Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что рисуем сначала круг и закрашиваем его слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти. А корешок дорисуем фломастером желтого цвета.
По окончании работы воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им рисовать.
Лепка «Сажаем лук».
Цель: закрепить активный словарь детей по теме «Овощи» (названия овощей, обозначение их формы и цвета); закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания; формировать у детей интерес к лепке; воспитывать у детей внимания, старательность; закрепить названия приемов лепки, необходимых для создания поделки («скатывание», «прищипывание», «соединение»); учить передавать в лепке характерные признаки лука.
Материал: Пластилин, дощечка, стека, выращенный лучек, картинки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Ход занятия:
Педагог: Будем лепить лук. Он круглый, жёлтый. Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. А сверху пальчиками оттянем небольшой носик. Вот так!
Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.
Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?
Дети: да.
Физкультминутка (дети выполняют действия по тексту).
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце!
Ветерок всё тише-тише,
Деревце всё выше-выше!
Педагог: Ребята, как вы мне сегодня помогли. Вы добрые дети, умные. Пошла я варить борщ своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили для бабушки.
Что мы лепили? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают)
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания!
Чтение художественной литературы.
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растёт в огороде».
Стихи о луке.
Л. Громова
Жертва я ужасных мук,-
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!
Е. Жуковская.
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжёт глаза и жжёт язык,
Заставит плакать в один миг.
Л. Шмидт.
Лук в стаканчике с водой.
Не зови его едой! Я листочки не стригу,
А жалею, берегу,
Потому что это
Мой кусочек лета!
Пословицы и поговорки о луке.
Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук – чаще зубы будут.
Лук да баня всё правят.
Кто ест лук, тот избавлен от мук.
Лук во щах – и голод прощай.
Дидактическая игра:
Лото «Овощи, фрукты, ягоды».
«Найди овощ».
Задача: развивать умение находить растение по карточке-определителю (на карточке изображен овощ) в уголке природы и определить название.
Игровое действие: поиск предмета по описанию.
Правило: показывать растение по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
«К названному растению беги».
Задача: учить быстро находить названное растение.
Игровое действие: соревнование, кто быстрее найдет растение.
Правило: бежать можно только по сигналу воспитателя.
Пальчиковая игра.
«Овощи»
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.