Марина Ивлева
Познавательно-исследовательский проект для дошкольников «Что такое снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно – исследовательский, творческий характер
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети средней группы «Непоседы», воспитатели, родители.
Срок реализации: три недели декабря.
Образовательные области:
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
• Чтение познавательной и художественной литературы;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для дошкольников „Что такое снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Наблюдение во время прогулок;
• Творческая деятельность;
• Игровая деятельность;
• Подвижные игры;
• Беседы
Предполагаемый результат:
Для детей:
• Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием снежинок, узнают о пользе и вреде снега.
• Совершенствование умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.
• Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.
Для родителей:
• Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;
• Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;
• Помощь в организации мини- музея «Парад снеговиков», изготовление снеговиков из различных материалов;
• Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.
Для педагогов:
• Создание папки- передвижки «Интересные факты о снеге»;
• Проведение родительского собрания по теме проект;
• Постановка сказки «Снежный колобок»
Цель проекта
Ознакомление со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Задачи:
1. Создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности (снег, лёд,
2. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега.
3. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
4. Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.
5. Развивать познавательные процессы (память, внимание)
6. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
7. Содействовать развитию творческих способностей и воображения;
8. Развивать трудовые и самостоятельные навыки, чувство коллективизма и ответственность за выполненную работу.
9. Воспитывать интерес и любовь к чтению;
10. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о снеге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
Выявленные проблемы
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Почему нельзя есть снег, ведь он белый и чистый. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Новизна
Проводится более углубленная работа по знакомству детей со свойствами снега.
Гипотеза: Снег играет важную роль в жизни природы и человека. Дошкольники, совместно с педагогом и родителями проводят исследование снега, опыты и эксперименты, изучают познавательную литературу.
Актуальность: Зима - любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег - наиболее яркий признак зимы. Проект посвящён изучению свойств снега.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: состав и свойства снега
Методы – исследования:
-Чтение художественной и познавательной литературы
-Опыты – эксперименты со снегом
-Рассмотрение иллюстраций
-Просмотр видеоматериалов
-Беседы
-Рассказ из личного опыта
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформление папки – передвижки «Интересные факты о снеге»
Презентация проекта «Снег – снежок»
Работа с родителями:
Выставка творческих семейных работ «Зимнее вдохновение»
Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».
Оформление информации в родительский уголок: «Безопасность на зимних горках»
Реализация проекта
Познавательное - развитие
Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (снег, метель, гололед). Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Почему тает снег?», «Изучение чистоты снега», «Снег и лед. Сравнение свойств», «Какой бывает снег?», «Почему скрипит снег?»
Речевое развитие
Чтение художественных произведений:
• С. Козлов «Зимняя сказка»
• «О чём плачут сосульки»М. Лякишева
• Русская народная сказка «Снегурочка»
• «Какая бывает зима» М. Пляцковский
• К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»
Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»
Заучивание стихотворений наизусть:
• «Снег идёт» М. Познанская
• «Снежно - белый снеговик» В. Савончик
• «Зимушка-зима» Ю. Никонова
Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Беседы
• «Можно ли есть снег?»
• «Почему снег белый?»
• «Какую пользу приносит снег?»
Художественно-эстетическое развитие.
• Рисование «Зимушка - зима»
• Рисование «Мы вылепили разных снеговиков»
• Рисование «Снежинка»
• Лепка сюжетная «Дети играют в снежки»
• Лепка (плоскостная, коллективная) «Снег идет»
• Лепка «Снежинка»
• Рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды.
• Салфеточная аппликация «Зимний лес»
• Салфеточная аппликация «Весёлый снеговик»
• Аппликация «Новогодняя открытка»
Физическое развитие
• Русская народная игра «Снежная баба»
• Подвижная игра «Снежинки и ветер»
• Игровые упражнения «Снежинки кружатся»
• Игровые упражнения «По снежному лабиринту»
• Подвижная игра «Мороз – красный нос»
• Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»
Безопасность
Беседа на тему: «Снег может быть опасным» (Нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот так как может заболеть горло.)
Развивающая среда
Сюжетные картинки на зимнюю тематику. Альбом для рассматривания «Времена года». Украшение группы к Новогоднему празднику.
Вывод:
1. Снег-это зимний вид атмосферных осадков. Наличие снега играет важную роль в жизни растений и животных.
2. Снег есть нельзя, потому что он холодный, может заболеть горло, а ещё и недостаточно чистый, может повредить здоровью.
Заключение.
В результате проведения исследования дети сделали вывод, что снег и лед - грязные и не пригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Также снегом можно играть, строить снежные постройки.
Приложение
Конспект занятия в средней группе
Тема: «Снег. Какой он?».
Цель и задачи:
-Формировать представление детей о снеге, его свойствах;
-Развивать интерес, любознательность при проведении экспериментальной деятельности.
-Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы.
-Активизировать и обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества: холодный, рыхлый, белый, непрозрачный, грязный.
-Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование и материалы:
Игрушка Петрушка, пластмассовое ведерко для снега, совок, пластиковые ложечки, тарелки, 2 стакана, кусочек марли, бумага белого цвета, картинки, деревянные палочки.
Виды деятельности: экспериментирование, познавательно – исследовательская деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.
Место проведения: групповое помещение.
Предварительная работа: наблюдение за снегом во время прогулки.
Описание хода занятия:
1. Организационный момент.
(Воспитатель входит в группу с игрушкой Петрушкой, у которого горло перевязано шарфом).
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к вам пришёл в гости?
Дети: Петрушка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему у него горло перевязано шарфом?
Дети: У него горлышко заболело.
Воспитатель: Петрушка вчера ходил гулять и ел снег. Как вы думаете, можно ли есть снег?
Дети: Нельзя. Можно простудиться и заболеть.
Воспитатель: Петрушка, ты садись на стульчик и послушай наст, и сам убедишься, что есть снег нельзя, а ещё мы тебе покажем, какой снег бывает.
2. Опыты со снегом
(На столах для каждого ребенка разложены тарелки, ложки, белая бумага, картон деревянные палочки. Воспитатель проходит и совком насыпает снег из ведёрка каждому ребенку в тарелку.)
Опыт №1. «Определи на ощупь».
Воспитатель: Потрогайте снег руками. Какой он, теплый или холодный?
Дети: Холодный.
Опыт №2. «Определение запаха».
Воспитатель: Понюхайте снег. Он пахнет?
Дети: Нет.
Опыт №3. «Определение цвета».
Воспитатель: Какого цвета снег? Сравните с белой бумагой.
Дети: Белый. Такой же, как бумага.
Опыт №4. «Определение прозрачности».
Воспитатель: Теперь положите ложечкой снег на цветную картинку. Скажите, видно картинку, или – нет.
Дети: Под снегом не видно.
Воспитатель: Прозрачный снег или непрозрачный?
Дети: Непрозрачный.
Опыт №5. «Определение рыхлости»
Воспитатель: Возьмите палочку и помешайте снег. Какой снег - рыхлый или твердый?
Дети: Рыхлый.
Воспитатель: А теперь, дети, немного отдохнем. Я хочу, чтобы вы вышли ко мне из - за столов и встали в круг.
3. Физкультминутка: «Снежная баба».
Мы бабу снежную лепили, (Изображают в воздухе последовательно три круга.)
Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)
Лопатами весь снег собрали, (Имитируют движения лопатой.)
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)
И плотно этот ком прижали. (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)
Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)
На первый он уселся смело. (Приседают.)
А третьим – голова была (Показывают на голову.)
И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)
Лицо украсили морковкой, (На уровне носа пальцами изображают морковку.)
И угольками вместо глаз. (Показывают на глаза.) /
Прорисовали ротик ловко, (Трогают рот.)
Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в сторону, прямо.)
На голову ведро надели, (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)
Украсили его пером. (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)
Метлу воткнули для порядка (Делают движение «подметание».)
Трудились дружно всем двором! (Скрещивают пальцы рук в замок.)
Опыт №6. «Воздействие температуры».
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег, который был в стакане. Что с ним случилось, пока мы играли?
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег превратился в воду.
Опыт 7. «Исследование чистоты снега».
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Возьмём чистый стакан, накроем его марлей, процедим воду от растаявшего снега через марлю. Что вы видите? Дети: На марле осталась грязь, волоски. Снег был грязный.
Воспитатель: Можно ли есть снег?
Дети: Снег вообще нельзя есть.
Воспитатель: В наше время снег содержит множество вредных примесей, наносящих вред здоровью. Вдобавок ко всему, по снегу ходят люди, бегают собаки, ездят машины. В результате этого в снег попадают микробы, он становится ещё более грязным и опасным для здоровья. Поэтому после поедания снега может возникнуть дизентерия, отравление, заражение глистами. Я думаю, что никто из вас не хочет заболеть как Петрушка. Значит, есть снег ни в коем случае нельзя. Петрушка тоже все понял и больше никогда не будет есть снег. А сейчас он пойдет к врачу и будет лечить своё горло.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня на занятии занимались?
Что вы узнали о снеге?
Почему снег нельзя есть?
Что вам понравилось на занятии?
Игры.
"Мороз - красный нос", "Бездомный заяц", "Мы веселые ребята", "Метание снежков"
Игры со снегом :
Рисование на снегу
Лепим фигуры, куличи из снега
Снежные постройки
Художественно эстетическая деятельность
Рисование «Зимний пейзаж»
Познакомить с понятием «пейзаж». Учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж. Используя белую и черную гуашь.
Лепка «Мы слепили снеговиков»
Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.
Картотека: «Опыты со снегом и льдом»
Картотека: «Опыты со снегом»
Опыт 1: Что такое снег?
Набрать с детьми ведерко снега или льда. На некоторое время оставить его в теплом помещении. Обратить внимание на то, что снега (льда) не стало, а в ведерке появилась вода.
Вывод: снег (лед) – это вода, в твердом состоянии.
Опыт 2: Что такое иней?
Взять металлический прут и подуть на него на морозе. Предложить ребенку провести по инею рукой. Иней осыплется. Спросить детей, что же это посыпалось: снег или иней?
Вывод: снег и иней – это одно и то же. Только разница в том, что снег, образуется из воды в облаках, а иней – это вода, которая замерзла на деревьях, на металле, на стекле.
Опыт 3. Можно ли пить талую воду?
Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег или лед грязнее водопроводной воды. Взять две белые тарелки, в одну положить снег или лед, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег (лед) растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по осадку на дне). Убедитесь в том, что грязная талая вода не пригодна людям для питья. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
Опыт 4: Что же находится в снегу между снежинками?
Предложить детям набрать снег в ведерко, стараясь его не мять. Потом предложить уплотнить его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объеме.
Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.
Опыт 5: Какую пользу приносит снег людям?
Обратить внимание детей, что после того, как прошел снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становится чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Опыт 6. Рассматривание снега через лупу. Снег состоит из множества снежинок. Все они разные! Нет одинаковых снежинок!
Опыт 7. Куда делся снег с ладошки. - Наблюдение, где быстрее тает снег - на перчатке или на ладошке.
Опыт 8. Получение талой воды и ее фильтрование. Мы набрали снег в банку и занесли её в группу, а когда снег растаял, профильтровали его через марлю и увидели, сколько мусора было в снегу (мелкий волос, частицы пыли и другое). И сделали вывод, что хотя снег выглядит чистым и белым, но в нем содержится мусор и поэтому снег есть нельзя.
Опыт 9.«Снега много - воды мало». Мы набрали полную банку снега и занесли её в группу. И когда снег растаял, увидели, что воды было мало в банке.
Опыт 10.«Защитные свойства снега». Очень интересный опыт: мы хотели узнать действительно ли под снегом теплее, чем на поверхности снега. Для этого мы взяли 2 банки наполненные водой. Одну банку положили поверх сугроба, другую закопали в середину сугроба. В конце прогулки мы обнаружили, что вода начала замерзать в бутылке, которая была поверх сугроба.
Вода в бутылке, зарытой в середине сугроба - осталась в ней жидкая, так что
спокойно вытекала из бутылки. Значит, под снегом действительно тепло, снег защищает и растения и животных, которые находятся под ним.
Загадки про снег
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный.
(Снег)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)
Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крыши ломит.
(Снег)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой.
(Снег)
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)
Словно перышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький.
(Снежок)
Мы зимой "войну" устроим,
Крепость снежную построим!
Чем же будем "воевать"?
Каждый "воин" должен знать!
Угадай скорей, дружок,
Шарик кругленький -.
(Снежок)
Ночь. Зима. На небе звезды.
Детки спят, совсем уж поздно,
Месяц на небе - рожок,
Выпал беленький.
(Снежок)
Едут сани по дороге,
Вьется ниточкой стежок
От полозьев след остался,
Запорошил след.
(Снежок)
Он пришел нежданно,
Удивил нас всех,
Для ребят желанный
Белый-белый.
(Снег)
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают.
(Следы на снегу)
Загадки про снежинки
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снежинки)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинка)
Вся сверкает, серебрится
Эта чудо-крошка.
Но в дождинку превратится,
На твоей ладошке.
(Снежинка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые.
(Снежинки)
Загадки про зиму
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года.
(Зима)
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.
(Зима)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз, зима)
Как называется пора,
Когда из снега лепят бабу,
Медведь сосёт в берлоге лапу,
В снежки играет детвора?
(Зима)
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(Зима)
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я.
(Зима)
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
(Зима)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, Белы дома.
Ночью к нам пришла.
(Зима)
Загадки про мороз
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
Может, я ещё во сне?
Очень странно это мне.
Раньше срока убежала
Осень, листья побросала,
Значит, скоро быть зиме.
(Мороз)
Он рисует на стекле
пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький.
(Мороз)
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
Стали дни короче.
Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик -
Лужи застеклил
(Мороз)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз)
Летом нас пугают грозы,
А зимой страшны … (Морозы)
Экскурсия по участку «Что изменилось в природе?»
Наблюдение за снегопадом.
В январе, в январе
Много снега во дворе.
Ой, ты, зимушка- краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
После сильных снегопадов измерить толщину снежного покрова мерной линейкой. Делать на ней яркие отметки, чтобы дети убеждались, что слой снега увеличивается, рассказать о пользе снега для растений.
Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный поэтому нужно надеть рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, т. к. он рассыпается:
Белый снег- снежок
Жжется, колется. (Г. Ладонщиков)
Лепить из снега можно только когда на улице немного потеплеет, и снег станет липким. Предложить детям слепить из снега фигуры зверей или сказочных персонажей(«снеговик»).
Солнце землю греет слабо,
По ногам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос. (Г. Ладонщиков).