Светлана Гончаренко
«Звуки [П]-[П’], буква П». Конспект логопедического занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’]
Задачи: учить давать характеристику звуку.
Формировать навыки фонематического восприятия.
Формировать умение находить место звука в слове.
Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
Познакомить с буквой П.
Развивать мышление, произвольное внимание.
Развивать графические навыки.
Оборудование:
Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
Предметные картинки на изучаемый звук.
Игрушки: паучок, пингвин
Cчетные палочки.
1. Организационный момент
Мы прижмем язык зубами – та-та-та,
А теперь прижмем губами – па-па-па!
- Ну а сейчас повторим буквы, с которыми вы знакомы.
- Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.
Загадка: Сам он скромен, 8 ножек
Броских нет на нем одежек,
Ловко кружево плетет,
Сам узоры создает,
Вяжет сети и канаты,
Скромный, добрый старичок
Это, кто такой, ребята,
Ну, конечно…. (Паучок).
- Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.
Загадка: Птица, только не летает,
Ловко прыгает, ныряет.
Ловит рыбу среди льдин….
Как зовут его? (Пингвин).
2. Сообщение темы
-Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.
— Какой первый звук в имени ПАК? (Звук П).
- Какой первый звук в имени ПИН? (Пь).
- Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.
П! – Мы губы сложим вместе
П! – Мы выдохнем порезче!
П – П – П – пыхтим мы глухо
Нет голоса у звука.
(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)
Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
— Чем отличаются звуки? (Звук П – твердый, звук Пь – мягкий).
- Что общего? (Звуки П и Пь согласные, глухие).
- Докажите, что звуки П и Пь согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы).
- Что напоминает звучание звуков П – Пь?
Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…
- Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…
П! – Мы губы сложим вместе
П! – Мы выдохнем порезче!
П – П – П – пыхтим мы глухо
Нет голоса у звука.
(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)
Развиваем фонематический слух
Игра «Назови нужный звук».
Друзья любят играть в кружочки. У ПАКА – синий кружок, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кружок, обозначающий звук Пь – мягкий звук.
Я буду показывать синий или зеленый кружок, а вы называть соответствующий звук.
(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).
Дети: П, П, Пь, П, Пь…
- Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П
Присядь, когда услышишь звук Пь.
(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)
— Молодцы! Сели на свои места.
Игра «Сигнальщики».
— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.
(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)
-ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.
У ПАКа – синий домик.
У ПИНа – зеленый.
(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)
-Что у тебя? (У меня пуговица).
- Кому дашь?
- Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.
И так далее.
- Молодцы! Все картинки разложили правильно.
Физкультминутка.
- ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:
Мы топаем ногами-
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками-
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
По кругу мы идем.
Развиваем фонематический синтез.
Игра «Измени слово» (с мячом).
(дети стоят в кругу или за стульчиками)
— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:
точка – почка речка — печка
карта – парта лесок — песок
тачка- пачка леченье — печенье
волк – полк зеленка — пеленка
щелка – полка лесенка — песенка
галка – палка лекарь – пекарь
Игра «Загадки- отгадки»:
1. Гребень имею – не пользуюсь им.
Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)
2. Весь день летаю
Мед добываю. (Пчела)
3. Жить могу я в доме
В джунглях жить могу.
Умею разговаривать
Дразниться я люблю. (Попугай)
4. Плету я сети каждый день
И сети мне плести не лень. (Паук)
Знакомство с буквой.
- Слышим звуки, а пишем, читаем? (Буквы).
П – похожа на пенек Подходящие ворота
Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали,
Ну-ка, милый не ленись,
Подойди и подтянись.
Выкладываем букву П из счетных палачек.
— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)
Итог занятия.
Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?
Звук П какой?
Звук Пь какой?
С какой буквой познакомились?
А какое задание было самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?