Юлия Давыдова
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «Год экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы проекта :
Экологические знания чрезвычайно важны, так как это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Соответственно, грамотно выстроенная работа по экологическому воспитанию, формирует у дошкольников бережное отношение к природе и осознание себя как единицу экологической системы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы „Год экологии“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель проекта :
Формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
1. Формировать познавательные и исследовательские способности детей.
2. Дать элементарные представления детям об экологической культуре.
3. Закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края.
4. Вовлечение родителей в познавательно-исследовательскую деятельность.
5. Развивать любознательность, фантазию, мышление, воображение.
6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
7. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат элементарные представления об экологической культуре.
2. Дети будут понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
3. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
4. Формирование у детей уважительного отношения к природе.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации, эффективно развивает познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников
Дети: участвуют в познавательной и исследовательской деятельности, закрепляют знания о многообразии растительного и животного мира
Родители: участвуют в организации фотовыставок и изготовлении подделок. В домашних условиях развивают экологическую грамотность детей.
Этапы проекта
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, сказок, мультфильмов. Подготовка презентаций.
Сделать подборку дидактических игр: «Хорошо-плохо», «Узнай, чей лист», «Что сначала, что потом?», «Ветки и детки», «Что сажают в огороде», «Что это за птица», «Сорви ягодку», «Где что растет?», «Чей детеныш?», «Найди тень» и т. д.
Работа с родителями (смотрим дома, читаем дома).
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Наблюдения «Что цветет на нашем участке?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?».
Просмотр презентаций «По страницам красной книги», «Как хлеб на стол пришел», «Животные Нижегородской области».
Чтение художественной литературы («Голубые лягушки», «Егоркины заботы» и т. д.)
Познание «Овощи и фрукты на нашем столе»
Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей.
Рисование «Дружим с природой» (рисование эмблемок для тропы здоровья)
Закреплять представления о дикорастущих, лекарственных растениях. Формировать бережное отношение к природе
III. Итоговое мероприятие.
«Покорми птиц зимой»
Изготовление кормушек для птиц.
«Вторая жизни ненужных вещей»
Изготовление подделок из бросового материала совместно с родителями.
Мероприятия
1 этап
1. Беседа с родителями «Земля – наш общий дом». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Консультация для родителей «Основы экологического воспитания», «Занимательные наблюдения», «Год экологии». Просвещать родителей по данной теме.
3. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов, подбор художественной литературы.
2 этап – основной.
4. Рассматривание книг, иллюстраций, презентаций, мультфильмов.
5. Целевая прогулка «Соберем семена садовых цветов»
Обратить внимание детей на появление семян и способы размножения растений.
6. Экскурсия на огород. Наблюдение за плодами растений.
7. Проблемная ситуация «Как распространяются семена дикорастущих растений?»
Предложить детям понаблюдать и сделать выводы о способах распространения дикорастущих растений. Нужна ли им для этого помощь человека?
8. НОД познание «Овощи и фрукты на нашем столе», рисование «Дружим с природой»
Практическая деятельность:
9. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности.
10. Использование гербария для составления коллективной аппликации «Осенний букет».
11. Изготовление книжек-малышек «Чистый мир».
12. Чтение художественной литературы.
13. Просмотр мультфильмов.
14. Просмотр презентации «Лекарственные растения» и поиск этих растений на территории садика.
15. Беседа «Планета просит помощи»
16. Итоговая беседа.
3 этап – заключительный.
17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
План проведения мероприятий
Сентябрь:
1. Беседа с родителями «Земля – наш общий дом»
2. Наблюдения: «Что цветет на нашем участке?», «Какие они - цветущие растения?»
3. Экскурсия на огород. Наблюдение за плодами растений.
4. Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»
5. Познание «Овощи и фрукты на нашем столе»
6. Просмотр презентации «Лекарственные растения» и поиск этих растений на территории детского сада
Октябрь:
1. Целевая прогулка «Соберем семена садовых цветов»
2. Проблемная ситуация «Как распространяются семена дикорастущих растений?»
3. Беседа на прогулке «Кто помогал цветам расти?»
4. Рисование «Дружим с природой»
5. Составление осеннего гербария древесно-кустарниковой растительности
6. Консультация для родителей «Основы экологического воспитания»
Ноябрь:
1. Составление коллективной аппликации «Осенний букет»
2. Просмотр презентаций «По страницам красной книги»
3. Изготовление кормушек для птиц
4. Изготовление книжек-малышек «Чистый мир»
5. Консультация для родителей «Занимательные наблюдения»
Декабрь:
1. Просмотр презентации «Животные Нижегородской области»
2. Беседа «Планета просит помощи»
3. Изготовление подделок из бросового материала
4. Консультация для родителей «Год экологии»
Результат:
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Освоены нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
Пословицы и поговорки о растениях и животных:
- Растенье — земли украшенье.
- Рощи да леса — всему краю краса.
- Много леса — не губи,
Мало леса — береги,
Нет леса — посади.
- Больше леса — больше снега.
Больше снега — больше хлеба.
- Зеленая ограда — живая отрада.
- Растенье — берегам спасенье.
- Зеленый наряд радует взгляд.
- На сосне яблоки не растут.
- Сломить дерево — секунда,
А вырастить — года.
- Лес и вода — брат и сестра.
- Дерево водой живет, дерево и воду бережет.
- Была бы водица, а зелень родится.
- Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
- Волка ноги кормят.
- Два медведя в одной берлоге не уживутся.
- Лиса все хвостом прикроет.
- Каждая лиса свой хвост нахваливает.
- Лиса и во сне кур считает.
- Лиса семерых волков проведет.
- Лисичка всегда сытей волка бывает.
- Зайца ноги носят,
Волка зубы кормят,
Лису хвост бережет.
- Как ни вертись собака, а хвост сзади.
- Знает кошка, чье мясо съела.
- Не все коту масленица.
Загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Посадили зернышко -
Вырастили солнышко. (Подсолнух)
Не огонь, А жжется. (Крапива)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные. (Горох)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом. (Колосок)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная. (Елка)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится, в еду не годится. (Василек)
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ежи)
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала. (Лиса)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)