Ирина Мешкова
Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Реализация проекта: краткосрочный - март (12.03.2018 -26.03.2018г)
Участники проекта: педагог группы, дети второй младшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сделать все сам. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представление о том, как растет лук, что он живой, что необходимо для роста. Недостаточно развит интерес к познавательно – исследовательской и трудовой деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы» размещена в разделах
В процессе труда активизируются физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознавать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада.
Проблема: недостаточно развит интерес к познавательно - исследовательской деятельности.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о растениях в природе, декоративных растениях, среде их роста и питания.
Цель проекта:
- формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности в процессе выращивания овощных культур.
- привлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность; приобщение родителей к участию жизни детского сада.
Задачи проекта:
- формировать у детей знания о росте и потребности растений (растения живые, их сажают в землю, в процессе выращивания им необходимы тепло, влага, свет);
- формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, трудолюбие;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между: педагогом, детьми и родителями.
Ожидаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско – родительских отношений, самореализация.
Для педагогов: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
- определение темы;
- выявить цели и определить задачи;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- работа с родителями (ознакомить с предстоящим проектом);
- разработка конспектов по НОД по данной теме;
- подготовка семян лука и фасоли к посадке.
2 этап. Основной. Выполнение проекта (по образовательным областям).
- Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин инструментов для огорода», «Магазин овощей и фруктов».
Игра – драматизация по сказке «Репка»
Строительная игра (конструирование) «Забор вокруг огорода»
Дидактические игры:
«Что растет в огороде?», «Съедобное - несъедобное», «Определи на ощупь», «Вершки и корешки», «Отгадай загадку» (фрукты и овощи, «Что лежит в корзинке», «Отгадай и назови по форме», «Доскажи словечко»
НОД (см. образовательную область, художественно – эстетическое развитие).
- Познавательное развитие:
НОД: (ФЦКМ) на тему «Огород на окне – сажаем лучок»
НОД: (ФЦКМ) на тему «Наблюдение за растениями, растущими на «огороде»
Беседа «Как растет растение», «Как растет наш огород»
НОД (см. образовательную область, художественно – эстетическое развитие).
- Речевое развитие:
Заучивание стихотворений:
С. Михалков «Овощи»
Чтение рассказов:
1. И. Токмакова «Купите лук».
2. К. Ушинский «Как капусту растили»
3. А. Барто «Морковный сок».
4. В. Корнина «Что растет у нас на грядке?»
Чтение русских народных сказок «Репка», «Вершки и корешки» (Сборник русских народных сказок)
Загадки про фрукты, овощи. Пословицы и поговорки о труде
Рассматривание и беседы по сюжетным картинам «Что растет на огороде», «Сажаем рассаду».
Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, фотографий, альбомов по теме.
Разучивание песен.
- Художественно – эстетическое развитие:
НОД: Рисование на тему «Наш лучок» (см. Волчкова В. Н «Конспекты занятий во второй младшей группе», стр. 168)
Рисование на тему «Однажды хозяйка с базара пришла» (см. Волчкова В. Н. «Конспекты занятий во второй младшей группе», стр. 85).
Аппликация на тему «Первые всходы»
Лепка на тему «Овощи большие и маленькие» (см. Комарова Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей групе», стр. 49).
Разучивание песни «Огородная хороводная»
Оформление выставки детских работ по теме.
- Работа с родителями:
Консультация для родителей «Огород на подоконнике»,
«Помощь ребенка на огороде».
Выставка детских рисунков «Наш лучок»
Фотовыставка «Наш огород на подоконнике».
Подбор загадок, пословиц и поговорок об овощах и труде для домашнего чтения и заучивания.
3 этап. Заключительный.
1. Составлением фотоальбома «Огород на подоконнике».
2. Оформление дневника наблюдения «Наш лучок».
3. Выставка рисунков «Наш лучок»
4. Оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации, трансляция опыта работы для педагогов в рамках проведения педагогического совета.
Результаты реализации проекта:
• Дети познакомились с овощами.
• У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях роста растений.
• Дети увидели многообразие посевного материала.
• Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
• Совместная работа педагога и детей – создание мини – огорода на подоконнике.
• Дети научились уважительно относиться к труду и результатам труда.