Диана Сулейманян
Познавательно-исследовательский проект «Динозавры» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: Групповой.
Участники: Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность: Краткосрочный, (2 недели).
Работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.
Актуальность.
Динозавры и их исчезновение является одной из вечных загадок планеты земля. Людей, даже далеких от научной аргументации, не устраивает то, что в один прекрасный день эти животные просто вымерли, поскольку им было нечем питаться ввиду размеров. Возникают гипотезы невиданных эпидемий, упавшего на землю метеорита, дебютной версии апокалипсиса и прочие, еще более фантастические и неправдоподобные. Образ чудом не вымершего динозавра плотно окопался в массовой культуре. Это может быть милый и трогательный динозаврик, вылупившийся из случайно найденного и сохранившегося яйца и ставший домашним питомцем. Травоядный, разумеется. А может быть и огромный кровожадный ящер, который долго пролежал в какой-нибудь вечной мерзлоте, потом разморозился и отправился путешествовать. Детей дошкольного возраста очень интересует это загадочное животное, его происхождение.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Динозавры“ в средней группе» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
С целью расширения кругозора детей, развития познавательных интересов, возникла идея создания проекта «Кто такие динозавры?». Работая над проектом, мы сможем поддержать познавательную инициативу, расширить знания детей о жизни на земле в далекие времена, развить творческие способности в детском художественном творчестве, научим создавать макеты, радоваться совместно – созданной работе.
Объект исследования: Основные виды динозавров.
Предмет исследования: Особенности жизни, питания, внешнего строения динозавров.
Цели проекта: Изучение жизни динозавров на земле. Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения).
Задачи проекта:
1. Развивать воображение, творчество, креативность, любознательность участников проекта;
2. Поддерживать интерес к истории возникновения жизни на земле.
3. Формировать познавательные умения:
4. Формировать интерес к познавательной деятельности.
5. Развивать у детей потребности в знаниях о доисторических животных, особенностях жизни, питания, строения тела и видах динозавров, условиях жизни и причинах их исчезновения.
6. Формировать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, отражать картину доисторического мира в творческой деятельности и т. д.
7. Воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Проблема исследования была выявлена в процессе рассматривания энциклопедии «Животные нашей планеты», детьми задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты детьми изучена плохо и вызывает интерес. В ходе реализации проекта мы поставили перед собой следующие вопросы:
Проблемные вопросы: «Кто такие динозавры?», «Чем питались динозавры?», «Как динозавры заботились о своем потомстве?», «Существуют ли животные, похожие на динозавров?»
Гипотеза исследования заключается в том, что динозавры очень опасные рептилии, но хотя они вымерли много миллионов лет назад, и причины могут быть разными, но предки динозавров живут рядом с нами, а какие именно мы выясним в ходе исследования. Исходя из рассмотренной проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: динозавры очень опасные существа и места человеку в мире динозавров нет.
Принципы работы:
• Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Формы работы по проекту: Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, учебно-игровая деятельность, коммуникативно-диалоговая деятельность.
Материалы и оборудование для исследования и проведения эксперимента.
Дополнительная литература, энциклопедии, игровой набор карточек «Динозавры», дидактические игры «Динозавр», «Травоядные или хищные», «Среда обитания динозавров», пластилин, масса для лепки, тесто для лепки, краски, кисти, альбом, набор для творчества «Удивительные динозавры», набор для экспериментирования «Лаборатория археолога», деревянные конструкторы «Скелет динозавра», диск с видеофильмом «Прогулки с динозаврами».
Связь с другими видами деятельности:
• Организация образовательной деятельности (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие).
• Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).
Предполагаемый результат:
• Расширение знаний детей о древних животных, населяющих планету.
• Воспитание бережного отношения к животному миру.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
Этапы реализации проекта: Деятельность педагога, деятельность детей, взаимодействие с родителями.
I. Подготовительный этап
1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.
2. Чтение книг, работа со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);
— подбор и систематизацию картинок, стихотворений, рисунков, прослушивание записей криков динозавров ;
— экспериментирование;
— познавательные беседы.
— познавательные занятия.
3. Творческая познавательная деятельность детей была представлена:
— организация викторин;
— художественная деятельность;
— самостоятельное экспериментирование.
4. Организация работы с энциклопедиями: «Рассматривание иллюстраций». Проведение беседы на тему: «Кто такие динозавры?»
5. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований совместно с родителями при помощи дополнительной литературы, энциклопедий и ресурсов интернета.
6. Активное участие в беседе на тему: «Кто такие динозавры?»
7. Познакомить родителей с целями и задачами проекта.
8. Помощь детям в поисках дополнительной информации в литературе, СМИ и интернете.
II. Практический этап
1. Рассказ воспитателя на тему «Ледниковый период»
2. Рассматривание иллюстраций про динозавров.
3. Организация просмотра фильма «Динозавры»
4. Разгадывание загадок с детьми.
5. Разучивание с детьми стихотворения «Динозавр – это ящер огромный».
6. Организация ООД «Может этот динозавр прилетел с другой планеты».
7. Проведение ООД макет «Динозаврики» (аппликация).
8. Организация минутки тишины «Слушание песенки про динозавров».
9. Организация подвижных игр: «Догони динозавра», «Зацепись за хвост».
10 .Проведение беседы «Самый свирепый хищник».
11. Организация настольной игры с детьми: «Путешествие к динозаврам», «Узнай динозавра по силуэту».
12. Рассматривание иллюстраций с детьми на тему «Травоядные динозавры».
13. Проведение беседы на тему: «Почему они были такими большими?», «Самый маленький динозавр».
14. Организация создания раскопок скелета динозавров с помощью гипса и кинетического песка. Работа в центре экспериментирования.
III. Заключительный этап
1. Коллективная работа «Раскопки динозавра из окаменелости. Юные археологи». (Раскапывание скелета динозавра из застывшей гипсовой массы.)
2. Изготовление макета «Динозавры и динозаврики».
3. Организация выставки рисунков «Веселые динозавры».
Подводя итоги, можно сказать, что в ходе выполнения проекта дети получили знания о жизни динозавров была создана книга «Эпоха динозавров», также изготовлен макет «Мир динозавров». В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
• Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.
• Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.
• Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.
• Деятельная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.
• Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме. Поэтому и считаю проект «В мире динозавров» успешным.
Список используемой литературы:
М. Авдонина, «Динозавры». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо»,2007г
«Все о динозаврах», издательство «Астрель», Москва, 2000г
«Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.
Л. Камбурнак, «Динозавры». Детская энциклопедия, Москва, «Махаон», 2006г.
Л. Уоттс, «Доисторическая жизнь», Москва, «Росмэн» 1999г.
И. Яковлева, «След динозавра», Москва, «Росмэн» 1997г.