Людмила Белякова
Познавательно-исследовательский проект «Цветоводы-огородники»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
"Цветоводы-огородники"
«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Цицерон
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Цветоводы-огородники“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.
Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в групповом цветнике, огороде, расположенном на территории участка, наблюдать процесс ухода за деревьями и кустарниками, сезонные изменения растений.
Одновременно они узнают, какие условия нужно создать для нормальной жизни растений. Приобретают необходимые навыки и умения по уходу, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Все вышеизложенное стало основой для разработки и процесса создания проекта «Цветоводы-огородники».
Участники проекта : дети всех возрастных групп детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников.
Тип проекта : познавательно-информационный
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий
Срок реализации проекта : май - сентябрь (долгосрочный).
Цель проекта : Создание условий для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений и цветов.
Задачи:
• формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
• привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
• развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
4. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
5. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
6. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Ход проекта
I этап – Подготовительный
1) Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород и цветники, например на нашем участке, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай в нашем огороде?», «Какие же цветы могут вырасти из маленьких семян?» Отсюда и возникла тема для создания и реализации проекта «Цветоводы-огородники».
Мероприятия
• Создание коллекции семян.
• Посев семян.
• Выращивание растений.
• Фотовыставка «Цветоводы-огородники!».
• Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».
• Создание книжек – малышек.
• Создание «Красной книги» (о редких растениях нашего края)
2) Работа воспитателей при подготовке к проекту :
• Разработать перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
• Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».
• Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за растениями.
• Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».
• Оформление уголков с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах и цветах.
• Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
• Разбивка огорода на участке.
• Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
3) Работа с родителями
• Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
• Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
• С помощью родителей собрать коллекцию семян.
• Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
• С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
• Изготовить страничку для книжки-малышки «Наш весёлый огород»
• Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
II этап – Исследовательский
• Проведение мероприятий перспективного плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы).
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Наблюдение детей за ростом растений, проведение экспериментов и опытов с последующим фиксированием результатов.
• Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей.
• В процессе реализации проекта использовать разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.
Реализация проекта
Раздел программы Формы, методы и приемы работы
Познавательная деятельность
Художественная
литература
Игровая деятельность
Музыкально - досуговая деятельность
ИЗО
1. Занятие-наблюдение «Путешествие внутрь грядки»
- экскурсия на огород;
- беседа по теме «Такие разные корни и ростки»;
- рассматривание иллюстраций с изображением огородных растений;
- рассматривание макетов овощей;
- чтение художественной литературы об огороде;
- работа с природоведческой книгой;
- сбор семян и плодов.
2. Занятие-наблюдение «Познакомься - огурец»
- беседа с детьми по теме «Незрелый вкусный овощ»;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок;
- знакомство с условиями выращивания огурца.
3. Занятие-наблюдение «В гостях у синьора Помидора»
- рассматривание иллюстраций, картинок, слайдов;
- беседа по теме «Сначала цветок, потом - плод»;
- рассматривание макетов овоща;
- отгадывание загадок;
- знакомство с условиями выращивания помидора.
4. Занятие «Как угодить луку»
- беседа по теме «Забавный мальчик Чиполлино»;
- рассказ об особенностях ухода за луком;
- познакомить с разными видами лука (отличие по форме, цвету и размеру).
5. Занятие-наблюдение за цветами «Я садовником родился»
-Беседа по теме «Красота и польза цветов»;
-Рассказ об особенностях ухода за цветами;
-Познакомить с различными видами садовых цветов;
-Познакомить с профессией «Садовник»;
-Пальчиковая игра «Посадим цветы»
Беседы: «Легенда о гвоздике», «Что растет в огороде», «Беседа об одуванчике», «Иван да Марья»;
Экологическая беседа «Поможем природе».
Чтение русской народной сказки «Репка».
Чтение русской народной сказки «Пых»
Чтение русской народной сказки «Война грибов с ягодами»
Чтение стихов об овощах и фруктах: Л. Богословская «Жаркий спор», Ю Тувим «Овощи», Г. Сапгир «Садовник».
Чтение стихов о цветах : Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия; А. Плешкова, Ж. Санд «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок», «На лугу», «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца», «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса», «Легенды о цветах»; Габе Д. «Желтый, белый, лиловый»;
Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах и лекарственных растениях; Б. Заходер этюд «Дождик и зернышко».
Чтение сказки М. Васькова «Сказка о фруктах и овощах».
Джанни Родари «Чиполлино»
Н. Павлова «Земляничка»;
Г. Цыферова «Пугало».
Чтение и заучивание считалочки «Огуречек».
Разучивание стихов: «У задумчивой березки»,
«Эта стройная сосна»,
«Грибы искать не просто», «Одуванчик».
Слушание музыкальных произведений В. Моцарт «Цветы»; П. И. Чайковский «Вальс цветов»; М. Протасов «Одуванчики; муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой «Есть у нас огород», р. н. песня «Во саду ли в огороде», «Огородная хороводная»; песни из мультфильма «Веселая карусель» - «Антошка», «Апельсин».
Использование для игр дидактического пособия «Сад и огород».
Д/ и «Магазин семена», «Что сажают в огороде?», «Садовник», «Собери урожай», «Узнай овощи на вкус»
«Угадай по описанию», «Вершки корешки», «Угадай, чье семечко?», «Осенняя ярмарка», «Что растет в саду, огороде?», «С какой ветки детки»
Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Огород круглый год»
С/ролевая игра «Мы — огородники», «Магазин овощей и фруктов», «Цветочный магазин», «Уберем урожай с дачи», «Повара»
Подвижные игры «В репку», «Кабачок», «Баба сеяла горох», «Огородник», «Кто больше соберет», «Огород у нас в порядке», «Посади и собери картофель», «Яблонька», «Вершки и корешки», «Воробьи и огородник», «Посади цветок».
- Экологический праздник «Сбор урожая».
- Детский праздник «Яблочный спас»
- Развлечение «В гости к Фее Цветов».
- Музыкальна игра «Огород наш хорош»
Рисование на тему «Овощи на тарелке», «Цветы на нашей клумбе», «Желтый одуванчик»
Лепка на тему «Огурец и помидор», «Волшебный цветок», «Мы сажали огород, где картошка растет», «Гвоздика»
Аппликации на тему «Букет цветов», «Корзина с яблоками», «Фруктовый компот», «Ромашки – белые рубашки».
Оригами «Тюльпан»
Выставка творческих работ «Мы - огородники»
Конечный результат: Выращенные растения.
1) Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче, в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
2) Презентация проекта
1. Фотовыставка «Цветоводы-огородники детского сада «Рябинка»
2. Развлечение «Сбор урожая»
• Просмотр созданного видеоролика «Мы на славу потрудились!»
• Вручение дипломов за участие в проекте.
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Результаты мониторинга по проекту «Цветоводы-огородники»
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет несколько растений, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Первичная диагностика (май) :
Повторная диагностика (сентябрь) :
Использованная литература:
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
3. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
4. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду.
5. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
6. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
7. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
8. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
10. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»
11. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
12. Сигимова М. Н. Познание мира растений.
13. Сигимова, М. Н. Мир природы глазами ребенка.
14. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду»
15. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?»
16. «Дошкольное образование» №16, 2001.
17. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
18. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
19. Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
20. Программа «Юный эколог». /С. Н. Николаева, – М. : 2005.
21. Детское экспериментирование. /И. Э. Куликовская, – М. : 2003.
22. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М. : Просвещение, 1985.