Елена Саламатина
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект :
«Чудо – лимон»
Авторы проекта :
Саламатина Е. Н.
г. Тюмень 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация…. ….3
Введение…. 4
I. Этапы исследования….….…6
II. Экспериментальная деятельность…. 9
Заключение….11
Список литературы…12
Приложение 1….13
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудо-лимон“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лимон
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Данная работа посвящена исследованию и доказательству важности использования и употребления лимона в жизни человека. Так как люди в последнее время все больше склонны к вирусным заболеваниям, то важно выделить достоинства и волшебные особенности лимона.
Введение
Приобщение дошкольника к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Скорее всего, нет таких людей, которые не пробовали, а тем более и не видели лимон.
О лечебных свойствах лимона многие вспоминают зимой и ранней весной. А главное преимущество одного из лучших «хранителей» аскорбиновой кислоты в том, что этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы. Чем же еще полезен и интересен лимон? Все дети очень любят всё неизвестное, сказочное, фантастическое и поэтому экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию лимона, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Актуальность: Многие дети не знают, чем полезен лимон, какую целебную силу таит в себе. В зимний период многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних авитаминозов – состояний, вызванных отсутствием и недостатком витаминов. В такую погоду нас выручает чай с лимоном. Почему именно этот напиток нам нравится больше всего? А потому, что он придаёт хорошее самочувствие и отличное настроение не только в зимний период, но и утоляет жажду летом.
Поэтому нам очень захотелось узнать, какие вещества входят в состав лимона, и какое действие он оказывают на организм человека.
Проблема: Как-то раз Татьяна Е. с мамой пошли в магазин, и среди всех продуктов Татьяну привлёк лимон. Зачем же мама его купила, ведь он такой кислый?
Цель: расширение знаний детей о лимоне, о его полезных свойствах для здоровья человека, его применении в быту.
Задачи:
• изучить литературу о лимоне в энциклопедиях, журнале, интернете;
• формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
• побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу.
Исходя из задач, определили методы.
Методы реализации проекта :
Практические:
• создание развивающей среды;
• проведение экспериментов.
Словесные:
• сбор и анализ информации по данной теме;
• наблюдение;
• социологический опрос;
• интервью с медицинским работником
• беседа.
Наглядные:
• рассматривание иллюстраций;
• просмотр познавательных фильмов по данной теме.
Ожидаемые результаты:
Собрать много интересной информации о лимоне;
Выяснить с помощью экспериментов, что лимон точно «удивительный» фрукт.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги и родители, медицинский работник.
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Предмет исследования: лимон.
I. Этапы исследования
Подготовительный этап:
• выбор темы исследования детьми;
• обсуждение с родителями воспитанников вопроса связанного с проектной и исследовательской деятельностью, определение целей и задач проекта;
• информационные ресурсы: личные архивы родителей и сотрудников детского сада;
• просмотр энциклопедической литературы;
• просмотр м / ф «Чипполино»;
• беседа «Что такое лимон? Как он выглядит? Истрия происхождения»;
Проведение опроса у детей:
1. Что такое лимон?
2. Знаете ли вы о пользе этого фрукта? (приложение 1, (рис. 1, рис. 2.).
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Основной (практический) этап:
• легенда о лимоне;
• НОД «Лимон-помощник докторов»
• презентация «Родина лимона»;
• аппликация-коллаж «Лимонное дерево»;
• совместное сочинение на тему «В стране лимончиков-пончиков»;
• знакомство с презентацией «Цитрусовые»;
• лепка «Цитрусы на тарелке»;
• персональная выставка рисунков «Принц Лимон»;
• рассматривание энциклопедий;
• НОД «Лимон – он какой?»;
• беседа о памятнике лимону в г. Павлово;
• презентация «Лимон, который прославил Павлово»;
• Знакомство с новыми знаниями «Лимон - ягода»;
• Помощь медицинского работника, беседа «Полезные свойства лимона, применение его в кулинарии»;
• игра от шеф повара «Угадай»;
• эксперимент с шеф поваром «Сахар или лимон»;
• знакомство новым понятием «лимонная кислота»;
• сюжетно ролевая игра «День рождения»;
• изготовление буклета для родителей «Лимон-лекарь».
• Экспериментальная деятельность в лаборатории «Мы – исследователи». Опыты:
Эксперимент «Лимон- пятновыводитель»;
Беседа, о том, как в ВОВ шифровали письма молоком;
Эксперимент «Засекреченное послание»;
НОД «Что из предметов тонет, почему?;
Опыты в экспериментальном уголке;
Эксперимент «Тонет – не тонет»;
Эксперимент «Лимон надувает воздушный шарик»;
Эксперимент «Яблоко и лимон – друзья».
• Работа с родителями: сбор информации родителями на тему «Полезные цитрусы», «Пословицы о здоровье»; делимся опытом приготовления вкусного лекарства из лимонов «Лечимся вкусно»; участие родителей в мини проекте «Будь здоров, ешь лимон - занимайся спортом!».
Заключительный этап:
• совместное мероприятие «Что? Где? Когда?» на тему проекта;
• выставка детских работ: лепка «Лимон», коллективная аппликация «Лимонное дерево»;
• подведение итогов по реализации проекта.
• обобщение опыта работы по проекту и предъявление его на педсовете
II. Экспериментальная деятельность
Опыт №1 «Тонет – не тонет».
Приготовлены две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).
Исследование: опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Зато лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт №2 «Получаем лимонный сок».
Исследование: для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.
Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.
Опыт №3 «Яблоко и лимон – друзья».
Исследование: делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.
Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.
Опыт №4 «Лимон надувает воздушный шар».
Материалы и оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
Ход проведения: наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.
Опыт №5. «Засекреченное послание».
Материалы и оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды. Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать что - нибудь на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.
Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.
Заключение
В ходе нашей исследовательской работы мы:
• узнали, что такое лимон;
• ознакомились с биологическим описанием этого растения;
• расширилось представление о том, что лимон полезен для здоровья человека, поэтому, кто ест лимоны, тот почти никогда не болеет и долго живет;
• узнали много интересного про необычные свойства лимона, его применение в кулинарии, быту;
• провели индивидуальные мини – сообщения на темы: Какой опыт мне больше всего понравился», Лимон помощник», «Вкусная еда» и т. п;
• вместе с родителями провели эксперименты и узнали про удивительные свойства лимона;
• у детей сформировались такие умения как наблюдение и работа с материалом, умение применять свои знания на практике.
Познавательная ценность работы, заключается в том, что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функции. Формирует умения применять разные способы исследования. У ребенка появляется ценность к экспериментаторской деятельности. Развивает умения наблюдать, рассуждать и делать выводы. Воспитывает у детей дружеское отношение в коллективе в процессе совместной деятельности.
Список литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
3. Куликова В. Н. - "Лимон - природный целитель. Издательство: АСТ, 2009 г.
4. Майер, А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.
6. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» А. Ликум.
7. Интернет ресурсы:
8. https://www.limon-room.narod.ru/
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD
10. https://www.limon-home.ru/?go=GALERI/galeri_1
Приложение 1
Анкета
Дата опроса___
1. Любите ли вы лимоны? (да/нет)
___
2. Как часто вы их употребляете?