Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе

Корнийчук Анастасия
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

1. Проблемно-ориенитированный анализ.

В начале учебного года была проведена диагностика с целью выявления знаний о неживой природе, которая показала низкий уровень знаний, умений и навыков детей.

Проблема.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе» размещена в разделах

В уголке экспериментирования нет книг познавательного характера для среднего возраста, недостаточно материалов для опытно-экспериментальной деятельности, недостаточно наполнение картотек опытов и экспериментов. Не имеется материал для игр-экспериментов с воздухом, водой, ветром, песком, коллекция картона и бумаги, которую необходимо оформить в альбом.

Поэтому мы разработали проект, который необходим для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольного возраста.

Целью которого является:

- создание предметно-развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Актуальность:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

В развитии любознательности стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество- задача более сложная. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Задачей исследовательской деятельности в дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации: октябрь 2019г. -май 2020г.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети, родители, воспитатели.

Цель: Создание условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования, определение физических свойств воды, воздуха, песка и бумаги через игры и опыты, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Задачи:

Для детей:

1. создать необходимые условия для исследования

2. научить наблюдать, сравнивать, отвечать,сопоставлять факты и делать выводы;

3. развить интерес у детей к исследованиям с помощью дидактических игр экологической направленности;

4. пополнить картотеку игр-экспериментов (вода, воздух, песок и бумага);

5. Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.

6. воспитывать экологическую культуру через чтение художественной литературы.

Для педагога:

1. познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;

2. выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;

3. систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух, песок и бумага»;

4. организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;

5. привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;

6. разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;

7. подготовить совместно с родителями альбом «Опты и эксперименты с малышами дома».

8. провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим.

Система работы:

Организационный этап.

сентябрь-октябрь:

Постановка цели.

Определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты).

Консультации для родителей: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы через организацию детского экспериментирования». (Приложение).

Планирование опытов и экспериментов в рамках неживой природы.

(Приложение)

Практический этап:

Создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Работа с детьми по плану: проведение опытов с водой; проведение опытов с воздухом; проведение опытов с песком; проведение опытов с бумагой.

Работа с родителями: разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду; разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях; подготовка альбома «Опты и эксперименты с малышами дома».

Реализация проекта:

ноябрь- декабрь:

«Вода-водичка"

НОД «Вода и её превращения»

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Караси и щука»

«Море волнуется»

«Тучка по небу ходила»

«Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

«Какой бывает вода

«Кому нужна вода, а кому полянка»

«Небо. Земля. Вода»

Сюжетно – ролевые игры:

«Моряки»

«Пароход»

Чтение художественной литературы:

Рассказы и сказки:

- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

Стихотворения:

- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;

- «Ручеек и речка» С. Олегова;

- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;

Работа с родителями:

• Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;

• Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Опытно – экспериментальная деятельность :

1. Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки

2. Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша.

3. Водопад

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

4. Узнаем, какая вода

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материалы:

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т. е. полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

5. Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Январь, февраль,

«Воздух – невидимка»

НОД: "Что такое воздух",

"Значение воздуха для жизни и роста живых организмов"

Подвижные игры:

"Северный и южный ветер", К своему флажку беги".

Просмотр презентации "Воздух - невидимка"

Чтение художественной литературы:

Сказка "Южный ветерок" В. М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света".

Работа с родителями:

• Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"

• Информация для родителей. Полезно узнать: "Эксперименты для детей в домашних условиях"

Опытно – экспериментальная деятельность :

1. Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

2. Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

3. Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

4. Что в пакете?

Цель:

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материал:

Полиэтиленовые пакеты.

5. Игры с соломинкой

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал:

Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, емкость с водой.

март

Бумага»

Беседа с презентацией «Происхождение бумаги»,

НОД «Волшебная бумага»

Дидактические игры :

«Волшебная бумага»,

«Бумажная фея»,

«Что изменилось?»,

«Найди нужный вид бумаги»,

«Из какой бумаги сделано,

упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги).

Сюжетно – ролевая игра:

«Магазин бумажных изделий».

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Откуда пришла бумага, чтение стихов о бумаге.

Работа с родителями:

• организация познавательно-развивающей среды группы уголок «Веселая лаборатория;

• Консультация для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых».

Опытно – экспериментальная деятельность :

1. Свойство бумаги

Цели: Формировать умение наблюдать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

Материал: чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

2. Разная бумага

Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. В ходе экспериментальной деятельности учить давать полные ответы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

Материал: чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

3.«Мнем и разглаживаем»

Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

Материал:

чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

4.«Склеивание бумаги»

Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

Материал:

чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

5. Бумага летает

Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

Материал:

чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

май

«Песок»

НОД "Волшебный песок"

3. Беседы «Для чего нужен песок

• Беседа о правилах игры в песочнице

Работа с родителями:

• "Для чего нам нужен песок»

«Игры с песком»

оформление альбома «Опты и эксперименты с малышами дома».

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Г. Снегирева «Пустыня»

Опытно – экспериментальная деятельность :

1. Игры с песком

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки.

2. Песочная страна

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

3. Почему песок хорошо сыплется?

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

4. Волшебный материал.

Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

5. Своды и тоннели.

Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

Материал:

1. Поднос с сухим песком.

2. Лист тонкой бумаги.

3. Карандаш.

4. Клеевой карандаш.

Заключительный этап:

Презентация проекта.

Создание уголка экспериментирования.

Диагностика инструментарий.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта» Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность-как часть проекта». Всем давно известно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина»Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» средняя группа 1. «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»[/i] Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах,.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» во второй младшей группе 1. «Почему песок хорошо сыплется» Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Песок, глина (Е. Н. Мартынова, И. М. Сучкова,стр.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности «Воздух. Песок. Вода» в старшей группе Ноябрь – декабрь. Экспериментирование с воздухом Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность.

Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельностьПочему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения "Как с гуся вода". Оборудование: Перья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе
Опубликовано: 4 января 2020 в 16:52
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Корнийчук Анастасия (УИ 1652247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД