Корнийчук Анастасия
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»
1. Проблемно-ориенитированный анализ.
В начале учебного года была проведена диагностика с целью выявления знаний о неживой природе, которая показала низкий уровень знаний, умений и навыков детей.
Проблема.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы — воздух, вода, песок, бумага в средней группе» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Свойства бумаги
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В уголке экспериментирования нет книг познавательного характера для среднего возраста, недостаточно материалов для опытно-экспериментальной деятельности, недостаточно наполнение картотек опытов и экспериментов. Не имеется материал для игр-экспериментов с воздухом, водой, ветром, песком, коллекция картона и бумаги, которую необходимо оформить в альбом.
Поэтому мы разработали проект, который необходим для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольного возраста.
Целью которого является:
- создание предметно-развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
В развитии любознательности стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество- задача более сложная. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Задачей исследовательской деятельности в дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации: октябрь 2019г. -май 2020г.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники: дети, родители, воспитатели.
Цель: Создание условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования, определение физических свойств воды, воздуха, песка и бумаги через игры и опыты, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
Задачи:
Для детей:
1. создать необходимые условия для исследования
2. научить наблюдать, сравнивать, отвечать,сопоставлять факты и делать выводы;
3. развить интерес у детей к исследованиям с помощью дидактических игр экологической направленности;
4. пополнить картотеку игр-экспериментов (вода, воздух, песок и бумага);
5. Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
6. воспитывать экологическую культуру через чтение художественной литературы.
Для педагога:
1. познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
2. выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
3. систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух, песок и бумага»;
4. организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
5. привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
6. разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
7. подготовить совместно с родителями альбом «Опты и эксперименты с малышами дома».
8. провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».
Система работы:
Организационный этап.
сентябрь-октябрь:
Постановка цели.
Определение актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты).
Консультации для родителей: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы через организацию детского экспериментирования». (Приложение).
Планирование опытов и экспериментов в рамках неживой природы.
(Приложение)
Практический этап:
Создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.
Работа с детьми по плану: проведение опытов с водой; проведение опытов с воздухом; проведение опытов с песком; проведение опытов с бумагой.
Работа с родителями: разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду; разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях; подготовка альбома «Опты и эксперименты с малышами дома».
Реализация проекта:
ноябрь- декабрь:
«Вода-водичка"
НОД «Вода и её превращения»
Подвижные игры:
«Ручеек»
«Караси и щука»
«Море волнуется»
«Тучка по небу ходила»
«Лягушки и цапля»
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»
«Кому нужна вода, а кому полянка»
«Небо. Земля. Вода»
Сюжетно – ролевые игры:
«Моряки»
«Пароход»
Чтение художественной литературы:
Рассказы и сказки:
- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
Стихотворения:
- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
- «Ручеек и речка» С. Олегова;
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
Работа с родителями:
• Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
• Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).
Опытно – экспериментальная деятельность :
1. Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки
2. Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша.
3. Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.
4. Узнаем, какая вода
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Материалы:
Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т. е. полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
5. Изготовление цветных льдинок
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.
Январь, февраль,
«Воздух – невидимка»
НОД: "Что такое воздух",
"Значение воздуха для жизни и роста живых организмов"
Подвижные игры:
"Северный и южный ветер", К своему флажку беги".
Просмотр презентации "Воздух - невидимка"
Чтение художественной литературы:
Сказка "Южный ветерок" В. М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света".
Работа с родителями:
• Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"
• Информация для родителей. Полезно узнать: "Эксперименты для детей в домашних условиях"
Опытно – экспериментальная деятельность :
1. Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
2. Почему кораблики не плывут
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
3. Мыльные пузырьки
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
4. Что в пакете?
Цель:
Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материал:
Полиэтиленовые пакеты.
5. Игры с соломинкой
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материал:
Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, емкость с водой.
март
Бумага»
Беседа с презентацией «Происхождение бумаги»,
НОД «Волшебная бумага»
Дидактические игры :
«Волшебная бумага»,
«Бумажная фея»,
«Что изменилось?»,
«Найди нужный вид бумаги»,
«Из какой бумаги сделано?»,
упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги).
Сюжетно – ролевая игра:
«Магазин бумажных изделий».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов о бумаге.
Работа с родителями:
• организация познавательно-развивающей среды группы уголок «Веселая лаборатория;
• Консультация для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых».
Опытно – экспериментальная деятельность :
1. Свойство бумаги
Цели: Формировать умение наблюдать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Материал: чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.
2. Разная бумага
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. В ходе экспериментальной деятельности учить давать полные ответы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Материал: чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.
3.«Мнем и разглаживаем»
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Материал:
чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.
4.«Склеивание бумаги»
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Материал:
чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.
5. Бумага летает
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Материал:
чудо — дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.
май
«Песок»
НОД "Волшебный песок"
3. Беседы «Для чего нужен песок?»
• Беседа о правилах игры в песочнице
• Работа с родителями:
• "Для чего нам нужен песок»
• «Игры с песком»
оформление альбома «Опты и эксперименты с малышами дома».
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа Г. Снегирева «Пустыня»
Опытно – экспериментальная деятельность :
1. Игры с песком
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Материалы: большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки.
2. Песочная страна
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
3. Почему песок хорошо сыплется?
Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
4. Волшебный материал.
Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Материал: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.
5. Своды и тоннели.
Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.
Материал:
1. Поднос с сухим песком.
2. Лист тонкой бумаги.
3. Карандаш.
4. Клеевой карандаш.
Заключительный этап:
Презентация проекта.
Создание уголка экспериментирования.
Диагностика инструментарий.