Аня Елфимова
Познавательно-исследовательский детский проект «Мой любимый музыкальный инструмент»
Познавательно-исследовательский детский проект
"Мой любимый музыкальный инструмент"
Структура проекта Методические рекомендации к описанию Пояснения
Название «Мой любимый музыкальный инструмент»
Публикация «Познавательно-исследовательский детский проект „Мой любимый музыкальный инструмент“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тип проекта Познавательно-исследовательский проект
Авторы и руководитель проекта Музыкальный руководитель А. В. Елфимова, Д. Лиза(7 лет)
Участники
Д. Лиза и её мама А. А.
Музыкальный руководитель А. В. Елфимова
Сроки Краткосрочный - 2 недели.
Проблема (актуальность)
Я хожу в Детский сад. Я очень люблю музыкальные занятия. Мне нравится петь песни и танцевать. Но больше всего я люблю слушать, как играет нам на пианино Анна Валентиновна, музыкальный руководитель. Что я знаю о фортепиано? Это большой музыкальный инструмент. На фортепиано можно играть разные песенки, нажимая на клавиши. Мне захотелось узнать, как можно больше об этом музыкальном инструменте- фортепиано. В процессе музыкальных занятий, дети задавали очень много вопросов об этом уникальном инструменте. Поэтому возникла необходимость узнать как можно больше, чтобы удовлетворить детскую любознательность и расширить их кругозор. Лиза Д. занимается в детской школе искусств по классу фортепиано. Маме Анне Андреевне и Лизе было предложено стать участниками познавательно- творческого проекта "Мой любимый музыкальный инструмент" и рассказать детям о фортепиано. Мама
Лизы Д. не училась в школе искусств, но старается посещать каждое занятие своего ребёнка. И поэтому тоже заинтересовалась историей этого инструмента. Мама даже сфотографировала ребёнка в школе во время игры на инструменте.
Цель
Формирование интереса к более глубокому изучению музыкального инструмента фортепиано через создание книжки-самоделки «Фортепиано- лучший инструмент».
Задачи
1)Узнать как можно больше об уникальности музыкального инструмента; собрать, обобщить и систематизировать материал по теме проекта.
2) Оформить книжку-самоделку «Фортепиано- лучший инструмент».
3) Рассказать детям нашей группы о фортепиано, используя странички книжки - самоделки.
Гипотеза Я думаю, что фортепиано является универсальным инструментом по разнообразию своих возможностей в отличии от других музыкальных инструментов.
Продукты
Книжка – самоделка «Фортепиано- лучший инструмент».
Выступление с сообщением перед детьми «Фортепиано- лучший инструмент».
Презентация самодельной книжки.
Содержание
Подготовительно -
организационный этап 1. Обсуждение в кругу семьи, как узнать нужные сведения о фортепиано. Я подумала, кто бы мне в этом мог помочь?
2. Составление плана действий:
1)Посмотреть в книгах, энциклопедиях, справочниках вместе с мамой.
2) Поискать литературу в Интернете с мамой и сестрой.
3) Спросить у преподавателя по специальности фортепиано М. С.
4) Спросить у музыкального руководителя А. В.
5)Совместное участие в оформлении книжки-самоделки, мама подобрала загадки и стихи по теме.
Мама помогла ребёнку составить план действий по сбору нужной информации. Предложила свою помощь.
Составление воспитателем паспорта проекта.
Беседа с мамой Лизы, как она может ей помочь.
Рекомендации по сбору материала.
1)Узнать, что обозначает название «фортепиано».
2) Узнать пианино, рояль, фортепиано это разные инструменты?
3)Узнать, что было до фортепиано, где и когда оно появилось.
4) Для чего пианино педали?
5) Как рождаются звуки?
Предложить поискать в книгах и интернете об истории появления фортепиано.
Предложить узнать информацию у своего педагога по специальности.
Предложить сольный концерт игры на фортепиано с участием Лизы перед детьми.
Планирование деятельности ребёнка при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта (Как мы узнаем) :
- обсуждение плана с семьёй воспитанника;
- совместно с ребёнком и родителями составление плана-схемы проведения проекта.
-распределение обязанностей между участниками проекта.
Исследовательский
Выполнение плана действий:
Сбор материала о музыкальном инструменте фортепиано (ресурсы Интернета, книги) для оформления самодельной книги.
Чтение энциклопедий.
Информационная и техническая поддержка со стороны мамы.
Поиск загадок и стихов.
Посещение занятий в ДШИ, подготовка к сольному концерту.
Мероприятия, направленные на сбор информации, материала:
- поездка в ДШИ;
- самостоятельно выполненные задания ребёнком и мамой;
- поощрение самостоятельных творческих работ ребёнка и мамы;
-поиск информации;
-консультация для родителей по изготовлению книжки-самоделки.
Обобщающий
Анализ и систематизация информации. Изготовление книжки-самоделки «Фортепиано- лучший инструмент».
Подготовка выступления перед детьми.
Обсуждение результата: ход работы, действий каждого участника, выяснение причин успехов и неудач, составление книги (Что узнали? Как узнали? Что сделали? Где пригодится).
Выполнение проекта, дифференцированная помощь взрослого.
Анализ полученного продукта
Презентация проекта
Выступление Лизы на занятии с сообщением перед детьми «Интересные факты о музыкальном инструменте-фортепиано» с демонстрацией книжки-самоделки «Фортепиано- лучший инструмент».
Сольный концерт игры на фортепиано. Организация презентации проекта на занятии.
Музыкальный руководитель.
Роль фортепиано и музыки в жизни людей занимает особое место. Фортепиано – универсальный инструмент : звучит в концертных залах, музыкальных школах, с экранов телевизоров. Музыка может потрясти, успокоить, заставить радоваться и горевать. Музыка дисциплинирует, обогащает, заставляет глубже чувствовать, помогает в работе. Что же это за инструмент - фортепиано, нам расскажет Лиза. Она вместе со своей мамой узнали очень много об этом инструменте. Лиза желает с вами, ребята, поделиться и рассказать.
Текст выступления ребёнка (Д. Лизы).
Вместе с мамой я узнала много интересного о фортепиано. А ещё вместе с мамой мы изготовили вот такую книгу (показывает детям, которую я подарю детскому саду и сейчас вам расскажу о книге.
Я посещаю Великоустюгскую детскую школу искусств, где занимаюсь по специальности фортепиано уже второй год. Что же это за инструмент, сегодня мне хочется вам рассказать о нём более подробно.
Сначала я решила узнать, что обозначает само слово «фортепиано» .В этом мне помогла Анна Валентиновна. Это итальянское слово. На итальянском языке «fortepiano» собрано из двух слов: «forte» – громко, «piano» – тихо. Оно было изобретено в Италии в 1698 году мастером Бартоломео Кристофори.
Многие ребята называют фортепиано или пианино, говорят, что пианино и фортепиано - это разные инструменты. Мы даже спорим, кто правильно называет, а кто нет. Чтобы ответить на этот вопрос, я попросила маму посмотреть в Интернете. Мы с ней нашли такой ответ. «Фортепиано и пианино – это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано это тоже, как ни странно, один и тот же инструмент. Фортепиано – общее название для них.
Рояль и пианино имеют разную форму и разное расположение струн. Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, оно занимает меньше места. У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и, в отличие от пианино, стоит на трёх ножках».
Для чего у пианино, как и у машины, есть педали. Мне было очень интересно узнать. Об этом я спросили у своего педагога по фортепиано М. С. Вот что она рассказала и показала: «Когда пианист нажимает на них? Прав
Нажатие же на правую педаль «форте» звук не прекращается, даже после того, как музыкант убрал руки с клавиатуры. Левая педаль на пианино делает звук более тихим и мягким. Чаще всего третьей (средней) педалью пользуются на много реже, потому что она есть не у всех фортепиано. Звук звучит намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям».
А дома мы с мамой посмотрели книжку «Музыкальные картинки» Л. Хереско и узнали, что раньше на первых фортепиано педалей не было, это можно понять, рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт за инструментом. Придумали же, педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд. Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко», вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).
А как рождаются звуки? Об этом мне рассказала мой педагог по фортепиано М. С. Пианист нажимает на клавишу, клавиша приводит в движение систему рычагов, они приводят в движение молоточек, молоточек ударяет по струне.
История создания фортепиано.
Самым ранним предком фортепиано считается монохорд, который изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. Позднее появились полихорды – «многоструны».
Примерно к - V векам появились клавикорды. Звук клавикорда был нежным и певучим, но не громким.
Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины и распложены параллельно, как у современного рояля. Клавесин включали в различные ансамбли и даже в оркестр. Звук клавесина был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив.
В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано, что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.
В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Эти инструменты позволяли получать различные тембры, имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона.
Музыкальные возможности фортепиано Преимущества инструмента. На клавиатуре фортепиано семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном.
Недостатки инструмента. Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне, что мешает добиться певучести в звучании. Коснувшись клавиши, пианист уже не может усилить звук, ослабить его или оставить постоянным. Он может прервать звук, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен.
Что мне даёт обучение игре на фортепиано? Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память, усидчивость, мышление.
Выводы. Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но ни один из них не может сравниться с фортепиано по разнообразию возможностей, по тому, как универсально оно используется. Умение играть на фортепиано обязательно для музыкантов всех специальностей. Я считаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.
Я тоже мечтаю научиться хорошо играть на инструменте, подбирать различные песни, мелодии. И в будущем стать настоящим пианистом.
Мне очень понравилось изучать историю возникновения фортепиано, потому что я узнала много нового и интересного, и мне помогла моя мама.