Светлана Яковлева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рыбы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о рыбах.
Задачи:
1. Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
2. Развивать познавательную инициативу ребенка
3. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская
Ход деятельности
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Рыбы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- О чем мы с вами ведем разговор на этой неделе?
- А вы хотите узнать о рыбах, что-то новое и интересное? Что бы вы хотели узнать?
- Тогда представьте себе, что вы не дети, а самые настоящие ученые, и находитесь в самой настоящей научной лаборатории. Мы сегодня будем делать для себя новые открытия.
(Дети подходят к столу экспериментов)
- Вспомните правила, которые нужно соблюдать в лабораториях (вспоминают правила поведения)
- Наденьте спец. одежду. Для чего она нужна?
В нашей лаборатории сегодня загадочные стаканчики с волшебным содержимым. Как в настоящей лаборатории, эти стаканчики прозрачные, чтобы мы, ученые, могли видеть, что в них происходит. Вы догадались, что в них?
- Вода? А как вы догадались? Как мы можем это проверить? (Прозрачная, жидкая, не пахнет, не имеет вкуса).
Развивающая игра "Тонет - не тонет"
- Несколько небольших предметов, которые не тонут (перо, кусочек пенопласта)
- Несколько небольших предметов, которые тонут (камень, кусочек металла)
- емкость с водой.
Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: "Тонет или не тонет?". И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если ее погрузить на дно емкости, и так далее.
Вывод: тяжелые предметы тонут, легкие – не тонут.
- Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
Опыт «Попробуй утопи» (с мандарином). Неочищенный мандарин опустить в миску с водой, он плавает на поверхности. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Второй я уже очистила, и положила его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так два одинаковых мандарина, но один утонул, а другой плавает? Что мы можем предположить? Как проверить, а действительно ли кожура не дает мандарину утонуть?
Опыт «Тонет ли кожура мандарина?»
В мандариновой, апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают на поверхность воды мандарин. Именно поэтому фрукты не тонут.
Опыт «Подводная лодка»
Берем стакан со свежей газированной водой, и бросим в нее виноградинку. Она тяжелее воды и опустилась на дно. Но на нее тут же начнут налипать пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.
Посмотрите, пожалуйста, как он выглядит. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Физкультминутка
- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей
Раз и два, раз и два закружилась голова.
Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!
От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть!
- А теперь вернёмся в нашу лабораторию и продолжим работу!
(Просмотр видео) (любое видео о подводном мире)
- А как вы думаете, почему мы с вами смогли увидеть морское «дно»? (потому что воды была прозрачная). Правильно, а представьте себе, если вдруг вода стала бы мутная и грязная, что может случиться? (растения и животные не смогут жить в грязной воде, не смогут дышать и питаться).
- Сейчас мы с вами попробуем очистить воду, или как говорят ученые фильтровать. Что вам для этого понадобится? (фильтр)
- Приступайте (дети самостоятельно готовят грязную воду, изготавливают фильтр и процеживают через него грязную воду).
Вывод: вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.
Мы с вами очищали небольшое количество воды, но на реках строят огромные очистные сооружения, которые могут очищать большие количества воды. Без чистой воды жизнь на нашей планете невозможна, жизнь в реках и озерах замирает, нет красивых водных цветов и растений, рыба уплывает в более чистые водоемы, а те животные, которые не могут перебраться в более чистые водоемы – гибнут. Вот поэтому очень важно соблюдать чистоту и порядок, не загрязнять водоемы: не бросать фантики и бутылки, не кидать в воду мусор и палки, не сливать бензин и грязную воду – этим мы убиваем все живое в водоемах. Если люди станут бесконтрольно загрязнять водоемы, случится самая настоящая экологическая катастрофа. От этого гибнут не только рыбы, но и морские птицы и даже животные и растения, живущие на берегу.
Опыт "Как загрязняются водоемы"
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)
Вывод:
Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
- Что происходит с живыми организмами? (они погибают)
- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.)
ИТОГ:
- Сегодня, вы были настоящими учёными, работающими в лаборатории.
- Ребята, скажите, о ком мы сегодня говорили? (о рыбах)
- Что интересного вы узнали о рыбах?
- Почему рыбы не тонут?
- Молодцы, мне очень интересно было с вами работать!
- Ребята, вам понравилось быть учеными?
- Что было для вас самым интересным сегодня?